Диспетчерские байки - 1

 Это будет рассказ - наблюдение. О человеческой природе, о человеческих ценностях, о верности, честности, любви и предательстве.
Рассказ основан на реальных событиях. Все имена в рассказе вымышленные по понятным причинам, а персонажи - живые и надеюсь, здравствующие по сей день.
В середине второго десятилетия нового века, меня пригласили на работу в одно крупное информационное агентство в центре Москвы. К тому времени и опыт и стаж работы диспетчером у меня был уже изрядный - но всё равно - приглашение было - льстя.

Очень приятный главный инженер, добрый и умный дядька, светлая большая диспетчерская  с огромными окнами, вкусный кофе в буфете - всё мне ужасно понравилось. Начинать надо было с нуля. Обычная суета - ключи, программы, папки с документами, техника безопасности...

Начальник наш( назовём его Николай Петрович), был заботлив и грамотен. Рабочий коллектив - сантехник Антон, вентиляционщик Руслан и электрик  Семён. Их помещение находилось, как положено - в подвале, вызывали мы их звонком, если появлялась необходимость.
Антон - крупный молодой парень, лет тридцати пяти, заводной, иногда - немного истеричный,а в гневе - дикий и страшный, но умелый и грамотный, перкрасно готовил - и вечно угощал нас своими кулинарными шедеврами. Жена его не работала, но готовить не любила и не умела. Дочь подросток училась - и с удовольствием стряпала вместе с отцом. Мама жила одна - но в этой семье все праздники встречали сообща - и с приличным количеством горячительного. Да и просто выходные проводили так же. Мне он стал близок своей страстью к лесу и грибам. Что - то было в нём очень наивно - детское - ну и несдержанность была на уровне десятилитнего пацана. Не так сказанное слова доводило его почти до слёз. Он краснел, бледнел, дулся - или орал. Бывало и драться лез.

Руслан - кругленький татарин под сорок, русый и голубоглазый, был помешан на доме, жене, двух маленьких дочках и кошке с собакой. Примерный семьянин, он совершенно выматывал меня когда приходил советоваться об очередной покупке для дома - или о личном - ну, например - повздорил с женой. Ему всё время требовалась моральная поддержка. Работу свою он явно не любил и предпочитал отлынивать от техосмотров и заявок при любой возможности.
Электрик, Семён, был чуть постарше меня, вечно высматривал плохо лежащее брошенное оборудование и  любил однообразные прибаутки. Но работал на совесть и был безотказен.

Ещё Ильяз - по хозяйственной части. Тоже татарин, жилистый невысокий, лет пятидесяти, неравнодушный к спиртному и обладающий совершенно золотыми руками. В конторе он был " прислугой за всё". Сделать ремонт в диспетчерской, починить сломанный чайник, или развалившиеся очки, убрать двор, перетащить мебель - он мог и умел всё. У него была своя крошечная клетушка на техническом этаже -  и каждый знал, куда бежать за помощью, если вдруг нужна какая - то деталь, или перфоратор, или удлиннитель - да хоть звезда с неба.
Побежали рабочие дни. Притирка к коллегам, знакомство с другими сменами, редкие собрания, аттестации.
Одна смена у диспетчеров с графиком сутки - трое - всегда слепая. Это значит  - почти неизвестная. А вот тех, кто меняет тебя в восемь утра, со временем узнаёшь получше.

Мой сменщик - круглый крепенький инженер из подмосковья, почти мой ровесник, не доставлял мне хлопот.
Принимал сводку, кидал пару шуток  - и никаких проблем.  В его смене мне ужасно нравился молчаливый и улыбчивый подтянутый  электрик Егор, лет сорока с хвостиком, отличающися от ребят сдержанной речью, никогда не позволяющий себе никаких скаборезностей и мата. Ребята посмеивались над ним - говорили, что он с чудинкой - не то баптист, не то протестант. У него было четверо или пятеро детей - уже не помню, сколько. Семью свою он содержал в строгости - соответственно религиозным убеждениям.  Ну и дружелюбный, красномордый пожилой вентиляционщик, вот даже имя в памяти не сохранилось - совершенно.

И так бы нам и работать - дружно и в радость - но тут в организации резко сменился штат  высших существ - а с ним и порядки, Куда - то убрали  тихого старичка из отдела техники безопасности - его сменил бывший военный - злее и моложе. Все решения теперь принимал отдел безопасности - с таким же бывшим военным - недобрым и неприятным.

На смену нашему родному главному инженеру пришёл его ученик - молодой, маленького роста мальчик - около тридцати. Видимо из - за роста  и ещё из - за возраста, он был болезненно самолюбив - и порою резок и груб. Вероятно он был хорошим инженером, но руководить не умел совершенно, и замечаний на эту тему не переносил никак, даже если они были по делу. Петровича, своего учителя и опекуна, пониженного в должности после его прихода, шпынял и унижал, как только возможно

Не стало больше тёплой, душевной атмосферы. О соблюдениях правил отдыха речь даже не шла. Работать под напряжением голыми руками - не иметь возможности спокойно пообедать или отдохнуть в положенное время... Да что рассказывать - почти всем такое знакомо.

Диспетчерскую нашу переместили с первого этажа в подвал - без света и воздуха и что самое ужасное - почти без связи. Не принимались там звонки. Правда  к ребятам стало ближе - соседняя дверь.

Половина их работы теперь состояла в том, чтобы разобрать и загрузить в машину всё, что можно украсть - новый начальник строил дачу. Или сделать левую работу, за которую деньги получал исключительно этот новый начальник. Ключи от всех помещений с материальными ценностями у нас отобрали - а вот ответственность за эти ценности оставили.
Все просьбы создать пригодные для работы условия, разбивались о холодный  и равнодушный взгляд этого маленького царька. Он дружил с нужными людьми - а может и делился.

И мало - помалу  наши мелкие конфликты переросли в один - большой и принципиальный.  Нас не уважали, с нами не считались - мы отвечали тем же. На наши завления не было никакой реакции - ну и мы не рвались работать на совесть.
И в один прекрасный день, ребят,  здорово обиженных очередной сверхплановой халтурой, за которую они не получили ни копейки, сорвало.

Поздним вечером, в выходной, они потихоньку намылились сходить в сауну рядом.  Сколько я  ни уговаривала их не рисковать - мы и так все на грани увольнения - но уже нашла коса на камень. Они сказали - мы быстро - на часок - два.
Попросили прикрыть, если что.  И отправились - втроём -  Антон, Руслан - и Егор , который в эту смену работал с нами - уже не помню, почему.

Мы с Семёном остались - прикрывать - и молиться, чтоб не случилось аварии. Ну - пару часов продержаться вечером в выходной не так уж и сложно.
Но тут ситуация вышла из под контроля. Конечно в сауне обиженные ребята крепко приняли на грудь - а после этого позвонили мне и попросили вызвать им девочек. Инициатором конечно был Антон, совершенно неуправляемый в гневе, да ещё и после выпитого.

- Вы что, охренели? - в отчаяньи заорала я.- Вылетите по статье!
Но им уже было всё равно. Девочек они вызвали себе сами - и не вернулись ни через час, ни через два.
Меня потряхивало. Семён тихо матерился. Периодически забегал Ильяз - спрашивал сочувственно - Ну что, вернулись?
 
Появились они утром - и конечно были пойманы на проходной бодрым и отдохнувшим начальством.
Конечно всем троим  было предложено написать заявление об уходе. И мне тоже - я же за них отвечаю.  Оставить обещали только того, кто всех сдаст.
Я молчала, хотя  понимала , чем это для меня закончится. А на шее - сын. Сказала только, что они вышли вечером ненадолго - в магазин. Что ещё я могла для них сделать?
Дальше были недолгие разборки - и пока мы отрабатывали положенное до увольнения время, мне была рассказана вся история саунно - гулевого дня.  Они знали, я - могила. Не подведу.
Так вот, оставив там всю месячную зарплату, Антон вызвал пару красивых девчонок -  но пользоваться ими не стал.
- Что ж ты? - спросила я. - Зачем тогда всю эту кашу заварил?
- Ты знаешь,- ответил он с болью - Я не смог. Вспомнил жену, дочь - и так противно стало. Нет, я честно попытался - и не смог.

Зато примерный семьянин Руслан, который не раз рыдал у меня на плече, рассказывая о безмерной любви к жене и детям - смог. И Егор, сторонник домостроя и убеждённый баптист - тоже. Оба - не по одному разу - халява же...
Антон ушёл первым.  Без нытья и оправданий. Руслан долго просил начальство  простить его, клялся что это не повторится - потом грозил написать жалобу. Он ушёл вторым.
Ну а Егор... Егора оставили. Догадайтесь - почему.
 


Рецензии
Моя мама говорила, что завидовала в жизни только одному - творческому таланту. Ваши рассказы - это гипноз. Вы не о себе пишете, вы пишете о нас: таких, какие мы есть, таких, какими мы себя представляем или таких, какими хотели бы быть.

Наталья Фирсова   02.02.2022 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо Наташ. Я как и Вы, пишу только тогда, когда не могу не писать. Когда через край переливается.

Татьяна Вендер   04.01.2022 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.