Извлечение камня. Эссе
В период быстрого развития книгопечатания в Северной Европе, а особенно в Нидерландах, были очень популярны картины, построенные по законам лубка. Повторённые в гравюрах, они расходились как горячие пирожки. Их скорее читали, чем разглядывали. Читали, умело расшифровывая детали, понимая намёки. Но то, что некогда задевало зрителя своей остротой и точностью, нам, не знающим этого диалекта эзопова языка, непонятно. И всегда ли могут нам дать ответ прежние расшифровки, отсылки к толкованию узнаваемых пословиц и поговорок? Они входили в резонанс с тем, что тревожило и задевало людей иного времени. А хочется отыскать что-то близкое и созвучное нам. Причём, не прямое морализаторство, а скрытый, глубинный подтекст.
Одна из известнейших картин Босха, один из наиболее растиражированных сюжетов – «Извлечение камня глупости». Дабы не было разночтений, изображние имеет надпись: «Моё имя Лубберт Дас», полностью картуш, чёрной лентой опоясывающий доску, возглашает: «Мастер, удали скорее камень, меня зовут Лубберт Дас» ( «Meester snijt de keye ras/ Myne name is Lubbert das» ), то-есть, герой назван нарицательным именем, понятным любому голландцу, объявлен простаком, простофилей, бестолочью.
Так посмеёмся же над недотёпой, ведь разумному человеку не грех посмеяться над чужой глупостью. Это ж каким болваном надо быть, чтобы добровольно позволить кому-то вскрыть твою черепушку и ковыряться в твоих мозгах!
Но что-то не особо тянет смеяться – в этом бледном беспомощном пациенте не себя ли мы, зрители, узнаём?
Ах, как не хочется отождествлять себя с доверчивым обывателем, но уже зацепило, коли позволил себе задуматься – не всё же тыкать пальцами, указывая на чужую глупость.
* * *
Всю жизнь я искал того, кто объяснит мне, что же мучит меня, чего не хватает мне. Искал того, кому открыта причина моей внутренней неутолённости. Мне до отчаяния нужны были знания не о чём-то великом и далёком, не о судьбах и законах мира, но обо мне самом. И приходили те, кто готов был всё мне объяснить. И говорили. Красиво и умно. Только вот ответа на мои вопросы они или не хотели или не могли мне дать. Все их красивые и мудрые слова были о чём-то другом. Тогда я стал искать ответ в книгах. Книги звали, осуждали, призывали отвергнуть заблуждения и утвердиться в истине. Но истин оказалось слишком много. А я сознавал, что знаю слишком мало, чтобы взять на себя право выбирать, право судить или преклоняться. Я пытался осилить чётко, выстроенные формулы из слов, но, быстро терял нить. Я путался в громадах чужих логических построений. Мне было стыдно, но очень скоро слова начинали превращаться в бессмысленный гул, я пытался стряхнуть с себя липкую дрёму, но пересилить себя не мог и засыпал над премудрыми страницами,
Не моего, видимо, слишком приземлённого, ума то, что понятно избранным. И я стал искать толмача. Того, кто сумеет донести до меня сказанное на высоком птичьем языке.
Я был упорен, я нашёл его. Проводника в мире слов. Он стал для меня пастырем, пророком, учителем. Я строго соблюдал его заповеди, без его одобрения не совершал ни единого серьёзного шага. Но что-то не состыковывалось в его ответах, какая-то фраза начинала резать слух. И стучало в висках:-- Не то! Не то! Не то! – Вспыхивало внезапное и непреодолимое отторжение.
И, разочаровавшись в том, что было для меня свято, я отвернулся от вчерашнего своего наставника и нашёл нового. И всё было прекрасно, мой поводырь наигрывал на дудочке, а я, счастливый, шёл за ним, пока однажды в очаровавшей меня мелодии не расслышал фальшивой ноты. Меня словно холодной водой окатило, я вдруг увидел себя со стороны. Вернее, увидел, что меня нет, а есть внемлющий и кивающий болванчик перед великим гуру. И духовная линька началась заново.
Я уже начал забывать, чего ради затеял этот поиск, что томило меня, звало, мучило. О чём я тревожился? О чём спрашивал? А болеть где-то там внутри не переставало… Не перестаёт!..
Да что же это со мной? Зачем? За что? Живут же люди и не заморачиваются дурацкими вопросами.
Я понял – меня зовут Лубберт Дас. Мне придётся смириться с этим. Мне так этого не хотелось, но жизнь меня в этом убедила. Вытащите же, вытащите наконец, у меня из головы этот проклятый камень!
-
Свидетельство о публикации №221122900109