В ТОТ ДЕНЬ

  Неужели он был, тот день? День знакомства?
  Это было так давно, что, возможно, этого не было.
  Я совсем не помню, как мы познакомились. Надо вспомнить, надо. Ведь нельзя забывать день знакомства с любовью? Сейчас попробую. Стоит напрячься, память проснётся, и я перенесусь туда. В тот день.


  1 Аннушка

  В тот день стояла жара середины лета. Яркое солнце, потеряв всякое милосердие, жгло кожу колкими лучами. Народ обгорал и плавился на городских пляжах.
Люди, попавшие на солнечную сторону улицы, быстро-быстро пробегали, стараясь поскорее упрятать потные распаренные тела в блаженную прохладу кондиционированных помещений и автомобилей. Нестерпимо хотелось озябнуть до озноба, до скрюченных пальцев и согбенной спины.
  В предвкушении желанной свежести я стремительно нырнул в гостеприимно распахнувшуюся передо мной дверь.
  День рождения друг Сашка праздновал в своём просторном доме. В малом зале второго этажа были накрыты фуршетные столы, в большом царил полумрак, разноцветными огнями переливались фонари, гремела музыка, ритмично и не очень вихлялись тела. Народ тусил.

  Мне стало скучно, я почти никого тут не знал.
Поднялся на третий этаж в бильярдную. У огромного, во всю стену окна стояла девушка и смотрела в сад. Невыразительная, худенькая, Какая-то уставшая. Одно слово – золушка у мачехи. На ней было лёгкое, светлое, под стать солнцу, платье. Бессовестное светило своими вечерними косыми лучами даже сквозь стекла-хамелеоны нескромно просвечивало такую одежду, делая девичье тело эфемерным, невесомым.
  Девушка повернулась, услышав, что кто-то вошёл, приветливо улыбнулась и представилась, вопросительно приподняв бровь:
  - Здравствуйте. Меня зовут Аннушка. Я коллега Саши по работе.
  - Рад знакомству! Вадим, друг именинника. Как бы мне ни было приятно смотреть на вас, я всё же посоветовал бы вам отойти от окна…
  Она сначала не догадалась, о чём я. Недоумевая, опять задрала бровку вверх, но вдруг покраснела, смутилась, проникнув в намёк, и быстро отошла вглубь залы. Посмотрела мне в глаза, заглянула, будто спросила – не буду ли я насмехаться? Не обижу ли?
  Этот вопрошающий взгляд, это смущение легким покрывалом нежности обволокли моё сердце.

  Потом мы танцевали медленные танцы, топтались, обнявшись, среди дёргающейся толпы. Пили лёгкое вино. Болтали ни о чём, находя всё большее понимание друг друга.
  Я провожал её до дома, читал какие-то стихи. Небо искрилось звёздами. И даже душная городская ночь сказывалась ласковой, обещая нечто.
У дверей её квартиры я Аннушку поцеловал. Поцелуй был по-детски невинным. Её глаза всё так же вопрошали: не обидишь?
  Я не узнавал себя. Последний раз я так целомудренно общался на свидании с девушкой в давно забытом классе школы. Это было так… Неожидаемо ново. Дарило давно забытую надежду на…

  Да-да. Было именно так. Точно!
  Мы прожили вместе долгую жизнь, детей бог не дал. Теперь её нет.
Одиночество. Жизнь прошла, но ещё беззубо длится. Болезни и забывчивая старость – мой удел. Но я всё помню. Ведь вспомнил же я сейчас тот день, когда увидел её.
Вот только что помнил… И опять забыл. Как же так-то? Нет-нет, надо вспомнить!


  2 Аня

  В тот день легкие выцветшие облака вяло плелись по белёсому небу, поганя фотографам-пейзажистам картинку. Под стать небу было и настроение: как будто плесневые плёнки застилали обычно ясную поверхность души. Прокис, бродяга? Бывает.
  Зато на Сашкиной днюхе царило веселье. Народ бухал, жрал, ржал, орал и топтался, отплясывая в ярком сумраке танцзала. Как всегда. Ну, и хер с ними!
Я… Как там – ничтоже сумняшеся? Ха, отлично сказано, как раз под моё настроение. Так вот, ничтоже сумняшеся, поднимаюсь я на третий этаж в бильярдную, думал кием помахать, шары потеребить... Ха! Это я о бильярде.
  Ан нет, облом. Никого. Стоит одинокая тёлка у окошка, сестрицу Алёнушку в светлице из себя изображает, в сад поглядывая, суженого поджидая.

  Ладная такая тёлочка – светлые джинсики на ядрёной попке натянуты туго, сиськи из призывно-случайно расстёгнутой на лишнюю пуговицу блузки рвутся на свободу.
Зыркнула глазами – будто обожгла. Тоскует, девка, явно кого-то ждала, но не связалось.
  - А что, девушка, не принца ли на белом коне ждёте? Я пришёл!
  - Круто! А принц где?
  Ах, сучонка, знает бородатый анекдот. Я не выдержал, засмеялся. Девка тоже не стала из себя золушку строить, захихикала.
  - Вадим, рад встрече. Братан хозяина. Многоюродный.
  - Аня. Хозяину никто. Многократно.
  Нормалёк, думаю. Поругалась девка с кем-то, свободна. Или бывший - Сашка? Но я бы знал. Наверное.
  Чувствую, смыло с меня плесневые плёнки. И напряг какой-то в штанах появился.
В танцзале мы нормально так оторвались. Дали эмоций в движении. Как все. Деваха потихоньку мартини наливалась, я текилу потягивал. Под конец вечеринки Анька решила, что и ей пора кактусовки заглотить для бодрости.
  На вопрос «К тебе, ко мне?» чётко ответила «К тебе». Ко мне, так ко мне. Вопросов нет.

  Что дальше-то у нас было? Сейчас вспомню… Что там в памяти?
  Задержалась деваха у меня. Пару лет так пожили, потом Анька забеременела. Я что, я ничего – сделал предложение. Поженились, свадьба была весёлая, народ упился, драка была – нормально погуляли. Как все.
  Родился сын. Жили, работали, крутились. Докрутились до развода. Были вместе, расстались. Как все. У Аньки своя семья, новому мужу дочь родила. Сын наш – мужик самостоятельный, давно отдалился. Живу с другой, дача, машина. Любовница. Всё, как у всех.

  Ну, а что? Нормально ведь. Ха! Вспомнил давние денёчки. Думал, ушло всё в небытие, но припомнил, бродяга, сумел!
  А что припомнил-то? Хрень какая-то: только что помнил, а сейчас как отшибло. Как там Высоцкий пел: «День зачатья я помню не точно…»? Или «час зачатья»? Нет, так не пойдёт, сейчас по новой память разворошу. Что я там хотел воскресить?
Я просто хотел вспомнить день знакомства с ней.


  3 Нюта

  В тот день небо хмурилось, ветер срывал листву с деревьев сквера и гнал её по асфальту во дворы. Я представил, как наш глухонемой дворник беззвучно матерится и пишет очередное заявление на увольнение, наивно мечтая пересидеть время листопада, а затем восстановиться на работе. Забыл за лето, что такое снег, гололёд, сосули? Говно собачье на жёлтом обоссанном снегу…

  В доме Александра было полно народа. Рано начавшееся веселье уже перевалило ту черту, когда аккуратные светские разговоры уступили место громким крикам-здравицам в честь новорожденного. Взрывы смеха пугали ворон в саду, а музыка в танцевальной зале просто ревела.

  Поздравив давнего друга, я вырвался из кипения этого насыщенного праздничным вкусом варева и отправился искать себе тихую заводь.
  Мне показалось, что в бильярдной на третьем этаже никого нет, и я уже облегченно вздохнул, когда заметил, что в эркере спиной ко мне стоит девушка.
  Дорогой светлый брючный костюм - я недавно видел такой на манекене в витрине бутика в центре - элегантно сидел на даме, чуть скрывая фигуру. Каштановые локоны волос в художественном беспорядке, стоившем немалых усилий мастеру салона красоты, лежали на плечах, струились по спине.
  Мне нестерпимо захотелось увидеть глаза этой женщины.
  - Не правда ли, эта погода рождает сплин? – сказала она низким грудным голосом с бархатными обертонами и обернулась. Глаза были манящими, русалочьими.
  Я оторопел. Слово "сплин", если не считать названия известной рок-группы, я последний раз встречал ещё в школе, в стихах Пушкина.
  - «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора, подобный аглицкому сплину, короче: русская хандра»? – я придал вопросительную интонацию строкам поэта.
  Она улыбнулась и протянула мне руку. В другой руке она держала длинный янтарный мундштук с дымящейся сигаретой, от которой шёл сладковатый запах.
  - Нюта.
  Я понял, что мой отзыв на её пароль пришёлся девушке по душе.
  - Вадим.
  Руку я не пожал, а коснулся тыльной части кисти губами, продлив этот поцелуй чуть дольше символического.
  - Но почему же так приземлённо – хандра?
  - Увы, таково было видение гения. Но насколько же точно его попадание в ритм. Из кладовой русского языка он взял не тоску, грусть или уныние, а жесткую хандру.
  - Я бы предпочла меланхолию…
  - Не советую, к этому блюду подаются подливы: глубокая, мрачная, чёрная…
  - Я бы предпочла что-нибудь лёгкое и нежное.
  Да что же такое! Что за семинар по русскому языку мы тут устроили?
  Девушка стояла довольно близко, тонкий аромат её духов добрался до меня и начал лёгким пёрышком щекотать не только обоняние, но и нервы. Вроде бы неназойливо, но всё более чувствительно. Духи с феромоном? Никогда ещё меня не призывал настолько тонкий неявный, но влекущий сексапил, исподволь обрушившийся на меня.
  Освещение в пустой бильярдной было приглушено. Девушка тоже не выглядела настолько академически спокойной, как пыталась казаться. Пространство между нами явственно начинало искрить.
  «Что она курит?» - подумалось мне. И, чтобы решить, что делать дальше с этой искусительницей, я в ответ на её последние слова спросил:
  - Просекко? Брют?
  - Брют-кюве, если есть, пожалуйста.

  Спустившись вниз, я взял бутылку шипучки и бокалы. Подумал и прихватил ещё виски для себя.
  Как выяснилось позже, виски оказался совсем нелишним. В одной из пустых гостевых спален на верхнем этаже, куда мы в итоге завалились, были прикончены обе бутылки.
  Так завершился наш маленький семинар по метеорологии и русскому языку. 

  Да-а… Я вспомнил этот вечер. Думаю, примерно о том же вспоминал Александр Сергеевич, когда выводил незабвенное: «Я помню чудное мгновенье…»
  Итогом той нашей давней встречи оказался долгий, бесконечный, тянущийся по сию пору брак, который дал нам меркантильных детей, редкие, а оттого радостные встречи с внуками по выходным и полнейшее равнодушие друг к другу. Мне даже неинтересно, есть ли у Нюты кто-то на стороне. У меня нет. Дом-работа-дом. Дом у нас просторный, можно неделями не видеть друг друга. Но мы соблюдаем приличия – у нас по средам в расписаниях есть совместный ужин. Не дома, в ресторане…

  Как же заведение называется? Что же такое – забыл! А что я сейчас вспоминал? Что-то из прошлого? Какие-то давно утерянные подробности нашей первой встречи? Интересно, если подтолкнуть человека под гипнозом восстановить картинку из достаточно давнего прошлого, заставить к ней приглядеться, не найдёт ли он какие-то детали, которые он видел тогда, и на которые не обратил внимание? Будет ли это путешествием во времени? Изменит ли это настоящее?


  4. Анна

  В тот день долго шёл нудный дождь, а к вечеру налетевший шквал принёс ливень, который промочил всё и вся.

  В дом к Сашке я вломился мокрый до ниточки - пара десятков метров от машины до входной двери оказались роковыми. Ни зонта, ни завалящего плащика у меня не было. Я добрых пятнадцать минут просидел в машине, ожидая, что кто-то в небесах догадается заткнуть утечку. Но небесам было все равно, сколько кубов накрутит на водомере, платить всё равно не им.
  Дверь открыл Сашкин «мажордом», он же садовник. Сучара! Мог бы и выйти, прикрыть меня зонтом. Видел же на мониторе, что я подъехал.
  Вода потоками лилась с меня на пол, собиралась в ручьи и стекалась в лужи. Но без журчания!

  Пожилая домработница (никогда не мог запомнить её имя-отчество) сочувственно всплеснула руками:
- Батюшки святы! Да что ж творится-то!
  И отвела меня в ванную комнату, где лежала куча чистых разногендерных банных халатов, полотенец, махровых и льняных простыней, шлёпанцев и тапочек.
  - Переодевайтесь, Вадим. А мокрое мне отдайте, я вычищу, просушу, отглажу. Работы мне нынче - уж половина гостей так-то. И обувь тоже давайте.
  Вроде бы сочувственно сказала, но не искренне. Прихихикнула.
Оставил всё, кучей, вплоть до нижнего белья. А что делать, не ходить же в мокром? Плевать мне на всё! Я завернулся в простыню, как в тогу, нацепил весёленькие, с опушкой тапочки и пошаркал на второй этаж.

  В банкетном зале меня встретили хохотом. Там царила импровизированная «костюмерная вечеринка». Оказывается, подлец Сашка запретил прикрывать гостей на входе зонтами. Так что я не был одиноким пугалом на огороде.
  Согласно почти классическому сценарию, меня подбодрили, одобрили, обогрели и напоили. Получается, что обобрали меня ещё раньше.

  В бильярдной на третьем этаже, куда я зашёл отдышаться от Сашкиного гостеприимства, был один человек – в кресле у панорамного окна во всю стену сидела девушка. Глянула на меня неодобрительно и отвернулась.
  Я отошёл в дальний угол и занялся перемоткой своей «тоги». Закончив возиться с костюмчиком, повернулся к окну.
  Она оценивающе смотрела на меня, дымя сигареткой.
  - Так и будешь молчать?
  Вот что тут ответить?
  - Не осмеливаюсь заговорить с Вами, Принцесса. Я не был Вам представлен.
  - Угу, не был. Третий или четвёртый раз у Саши пересекаемся, а он не помнит. Я обиделась, – пустила дым двумя колечками, уставилась, не мигая, своими серыми глазищами. И смотрит, смотрит.

  Даже сидя, она казалась высокой. Стройная, в простой длинной юбке из льняной, а то и крапивной или конопляной дерюги, не знаю, что сейчас в тренде. Блузка такая же. Стиль, намекающий, что многие принцессы выросли из золушек. Кто ж твой добрый фей, детка?
  - Миль пардон, Принцесса. Вадим, друг и брат…
  - Знаю. Анна. Для друзей – Птица. Но ведь мы пока не друзья?
  Мгновенное преображение: глазки долу, смущение на лице, и… покраснела! «А у нас - тишь да гладь, Божья благодать. А у нас - светлых глаз нет приказу подымать»? Охренеть. В какую игру ты со мной играешь, девочка? Я старше тебя годиков на восемь-десять, и девочек у меня было… Стоп, Вад, во-первых, было не так уж много, во-вторых, она тебя раззадорила, растормошила. Разозлила!
  - Вот, что, Анна… - начал я наставительно.
  - Не нуди, – перебила резко. И тут же неожиданная просьба на грани мольбы - Будь другом, принеси водки.
  И взгляд с надеждой и упрёком: спаси, Светлый Рыцарь, Прекрасную Даму. От Чудища Трезвости, ты ведь можешь.

  Юродствую, но тогда этот взгляд ребенка, девочки, искренне верившей в то, что папа купит ей обещанную куклу на день рождения, а папа забыл напрочь, замотался… Точно рассчитанная беззащитность, своевременно направленная в сильную цель – страшное оружие.
  При этом попросить водки?

  Я ссыпался на этаж ниже, бормоча: «****ь! Сука! Пошла ты на хер! Чтобы я… Да никогда! Никакая ты не Птица – просто Анька». А руки уже хватали с барной стойки и фуршетных столов выпивку и закуски.

  Споить, да что там - перепить Птицу оказалось невозможным. Сколько раз пробовал – держится до последнего, я отрубаюсь раньше. До сих пор, просыпаясь по утру или гораздо позже рядом с ней после долгих ночных посиделок, я удивляюсь, как в этом стройном хрупком юном (ха! на год моложе меня всего-то, как выяснилось) теле уживается сжатая стальная пружина. Беззащитная женщина, ради которой уйма мужиков готова не только поубивать друг друга, но и…

  Какое самое гадостное унижение может придумать женщина для мужчины? Раньше я думал, что это - быть публичным ручным мини-пуделем при хозяйке. Подстриженным по её вкусу, завитым, тявкающим у ног повелительницы, подающим голос строго по команде. Или с убитым видом ходить за ней хвостиком по магазинам с тележкой и пакетами. В зубах.
  Нет, Птица не стремилась быть повелительницей. Во всяком случае, не всё время быть таковой. Придумала лучше. Она вынудила нас, её мужчин, терпеть друг друга. Каждый знал, что есть ещё куча других мужиков, каждый пытался предъявить права на собственность, устроив скандал, хлопнув дверью, угрожая убить. Или убиться – у кого на что духу хватит. Каждому было быстро разъяснено, что нет у него никаких прав – хочешь встречаться: звони, приглашай, обещай руку, сердце, денег, квартиры-машины, острова в океане. Может быть, приедет. Если будет настроение.
  Я долго не понимал, есть ли у Птицы это самое настроение видеть меня, общаться со мной. Я выполнял её просьбы, она умела оставаться в них на грани разумного. Испытывал радость при виде её радости. Иногда она бывала очень благодарна – котёнок, который ластится и мурлычет у тебя на коленях, засыпает доверчиво у тебя на руках. И я до сих пор не понимаю, когда и почему случаются эти минуты, эти приступы, когда я готов поверить, что она меня любит.
  Сколько раз я клялся себе, что всё – брошу, уйду, забуду. Куда там! Притяжение секса? Классный секс, да. Но бывали у меня девчонки и покруче. А в том, что её мужики до отключки ублажают, я не сомневаюсь – видел нескольких собратьев по несчастью. Мачо, самцы.
  Признаюсь, что и любовниками мы с ней стали не сразу после знакомства. Совсем не сразу, поводила она меня на коротком поводке. Но пуделя ведь делать не стала. Берегла мой рассудок, оставляя самим собой? Наверное, не интересно ей с пуделями.
  Так и идет с тех пор: то частые встречи, то ни слуху, ни духу. Случается, что живёт у меня несколько дней. И уходит. Но уже на протяжении двух десятилетий возвращается. Синусоида. Мой рассудок на грани. Нервы горят.
  Возможно, она права – пусть горят, а не тлеют. Возможно, именно поэтому мы смогли так долго протянуть. Возможно… Сравнить не с чем. Мы живем в одной-единственной жизни. Да, можно и за одну жизнь попробовать разные варианты своего существования. Но каждый раз ты будешь другим: другой возраст, другие обстоятельства, другой антураж. И вереница людей за спиной. Прошлое низменно обуславливает настоящее.

  Неужели всё так?
  Это я? До сих пор трясёт. Анна, ты где? Анны…
  О чём я? Что со мной сейчас было? Почему…

  В этот день, когда я открыл для себя путешествия во времени, я понял, что меня не стало. Ведь невозможно побывать в своих разных прошлых, помнить об этом и оставаться всё тем же собой в настоящем.
Кто я?


  - Посмотрели? Четырёх эскизов хватит?
  - Да. Интересно: нарастание сложности порождаемого мира отношений, появляются обобщения.
  - После четвёртой модели он уже обо всём догадался.
  - Это ничего не меняет. Выключайте блок личности, выводите эмоциональность моделирования на ноль и загружайте предоставленный вам перечень технических задач от генерального заказчика.


В тот день, когда я умер…


Рецензии