1122 год - женская академия наук в действии

В 1122 году юная императрица Византии Зоя (Ирина) оказалась среди женщин, которые вели себя совсем не так, как полагалось, и уж, конечно, совсем не так, как вели себя женщины при дворе её отца Великого князя киевского Мстислава Владимировича. С кем поведёшься, от того и наберёшься — Мстиславна вынуждена была «соответствовать». Результатом этого стал первый в истории написанный женщиной труд по медицине.

Мстиславна была третьей дочерью и пятым ребёнком Великого князя, внучкой Владимира Мономаха и шведского короля Инге I Старого. Старшая сестра Мстиславны вышла замуж за норвежского короля, вторая по старшинству сестра — за датского короля, а вот самой Мстиславне повезло — её в возрасте 14-20 лет (год рождения княжны неизвестен) выдали за Алексея Комнина, старшего сына императора Византии. Алексей к тому моменту уже был коронован своим отцом и носил титул императора, так что формально в империи существовало два императора. Вся власть, конечно, оставалась в руках отца, а Алексей был не более (но и не менее) чем первый в линии престолонаследия. Забегая вперёд, стоит сказать, что Алексей так и не станет единоличным правителем Византии, поскольку умрёт раньше своего отца. Ко времени смерти Алексея не будет в живых и самой Мстиславны, так что всю свою замужнюю жизнь, все 9 лет, она проведёт в статусе императрицы и горечи вдовы несостоявшегося наследника не ощутит.

Прибыв в Константинополь, Мстиславна оказалась в тесном кругу придворных женщин. Здесь всё вращалось вокруг Анны, тётки Алексея, дочери его деда, тоже Алексея, старшей сестры императора. В своё время Анна со своей свекровью уже попыталась сместить действующего императора, уже провалилась, но была, в общем-то, прощена. Более того, попытка узурпации ею власти уже «поросла быльём», стала «древней историей» 30-летней давности. Теперь Анна была фактическим «главой» византийской науки. По оценке современного ей историка она стала «царицей всех наук, получившей образование в каждой области». И действительно, её интересы включали в себя не только традиционные для образованного мужчины того времени теологию, грамматику, риторику, логику и греческую литературу, но и астрономию (астрологию), медицину, историю, военное дело, географию, математику. Анна знала многие места из Библии и Гомера наизусть и, не сверяясь, могла записывать их по памяти — причём так, что при проверке в этих цитатах лишь изредка находили незначительные ошибки.

Главной страстью Анны была философия. Она снова и снова заказывала константинопольским учёным мужам комментарии к работам Аристотеля, и в сумме их изыскания оказались более весомым вкладом в философию, чем все трактаты, написанные за всю историю Византии, — и до Анны, и после неё. Анна завела частые, едва ли не регулярные собрания интеллектуалов того времени, на которых обсуждались философия и история.

Отец Анны и действующего императора в своё время построил для неё в Константинополе больницу и сиротский приют, и теперь Анна «курировала» их, фактически управляла ими. Более того, она считалась лучшим в империи специалистом по подагре. Но и этого мало, Анна была одним из лекарей, которые лечили её отца во время ставшего для него смертельным заболевания.

Уже после смерти Мстиславны Анна уйдёт в монастырь и там напишет «Алексиаду» (название образовано по тому же принципу, что и «Илиада»), жизнеописание её отца императора Алексея, главный труд по истории Византии XI-XII веков.

Под стать Анне были и окружавшие её женщины. Например, энтузиасткой литературы была Ирина Айнейдаса, жена младшего брата мужа Мстиславны, «мужской характер в женском теле». Всегда жадная к чтению, Ирина всю свою жизнь провела среди книг.

У Мстиславны выбор был невелик — она могла «самоизолироваться» в своём доме и общаться только с мужем и прислугой или попытаться войти в круг женщин своего ранга. Вот только «женская академия наук» Византии вряд ли бы признала её своей, если бы сама Мстиславна не увлеклась хоть чем-нибудь научным.

Наверное, у Мстиславны была какая-то предрасположенность к «бытовой» медицине. Подоспело и рождение первого (и единственного) ребёнка, что повлекло, конечно, много забот по уходу и за собой, и за дочерью. В общем, Мстиславна стала тут и там собирать сведения по медицине, пробовать различные рецепты, посещать Константинопольскую больницу. Обсуждение находок в кругу Анны систематизировало знания. В результате и родился трактат «Алимма», что по-гречески означает «Мази». Он датируется периодом 1122-1131 гг. (т.е. периодом между годом заключения брака Мстиславны с Алексеем и годом её смерти).

Считается, что это первый труд по медицине, написанный женщиной. На первенство также претендует «Trotula Major» («Женские болезни») профессора Салернской медицинской школы по имени Тротула. По одной из версий «Trotula Major» была написана вообще на 30-40 лет раньше. И всё же, большинство историков считает первой именно «Алимму».

Считается, что «Алимма» сохранилась до наших дней, пусть и не полностью. Во всяком случае, около 1900 года её в Библиотеке Лауренциана во Флоренции видел Хрисанф Лопарёв. По его описаниям «Алимма» представляет собой традиционный для того времени пересказ трудов античных авторов, в первую очередь Гиппократа. Но есть там и отсылки к работам новомодного на тот момент Авиценны. Есть там и «отсебятина»: по личной гигиене, по делению продуктов на «холодные» (миртовое масло) и «тёплые» (мёд), по диетическому питанию, по лечению сердечных и желудочных болезней лечебным массажем с применением мазей.

Когда речь идёт о чём-то, относящемся к столь древнему периоду, делать однозначные выводы, что в работе оригинально, а что переписано, очень трудно (возможно, оригинальные мысли являются пересказом несохранившихся трудов других авторов). Возникают сомнения о личности автора («Алимма» ведь не подписана). Есть сомнения и о времени создания (одна из версий относит труд к периоду на сто лет раньше). Мало того, возникают вопросы даже в том, а существовала ли Мстиславна на самом деле.

Есть и чистой воды спекуляции. Историки гораздо более поздних времён писали, что Мстиславна ещё в Киеве увлекалась лечебными травами, но свидетельств об этом времён самой Мстиславны нет. Да и в труде, который она написала, отголосков народной медицины Руси не видно.

Не знаем мы и имя Мстиславны. Имена «Евпраксия» и «Добродея» являются просто взаимным переводом друг друга и появляются лишь в XVIII веке. Даже византийская бюрократия нам не помогает — при венчании княжны императрицей ей дали то ли имя «Зоя», то ли «Ирина».

Так что нам остаются только мягкие формулировки: по мнению большинства историков первый научный медицинский труд, написанный женщиной, был, скорее всего, создан дочерью Великого князя киевского Мстислава в начале XII века.

____________________________________
Использованные источники: Commire A. Dictionary of Women Worldwide, 2006; Dabrowski D. Genealogy M;cis;awowicz;w, 2019; Dawes E. Alexiad, 2020; Familypedia: Evpraksiya Mstislavna of Kiev, 2020; Ierodiakonou K. Byzantine philosophy, 2008; Pushkareva N. Women in Russian History: From the Tenth to the Twentieth Century, 1997; Wills J. Eirene Aineiadissa Manasses, byzantine princess, 2019; Пушкарева Н. Женщины Древней Руси, внучки Владимира Мономаха, 1989.


Рецензии