Эйлин Крист - Разбитое зеркало

draft

Настаивать на том, что природа бессмысленна, а люди – единственные обладатели смысла – весьма удручающая позиция. Реальность показывает – космос осмысленен – Еразим Кохак.

Все, что есть у человека, он получил от природы, начиная от биологических ингредиентов, формирующих наши тела.  Но также предрасположенность  человека к искусству,  в котором он находит убежище и благодаря которому задумывается о красоте.  Интерес человека к знаниям – это дар окружающего его природного богатства, возбуждающего любопытство и стремление понять природу существования.

 Предрасположенность человека к технологиям возникла в ответ на загадки природы, и со временем природа настроила и отточила  координацию его рук, глаз и мозга. Что касается заимствования у природы нашей способности к языку, нужно признать, что  природный мир представляет неуловимую “глубинную грамматику” всех языков.

 Действительно, язык следует за всеми паттернами мира во всем их разнообразии, сложности, изменении и неуловимости. В попытках открыть для себя мир, слову удалось представить мир как поэзию, как молитву, как науку, как общение и многое другое. Короче, нашему существованию как виду, среди прочих бесчисленных видов, мы обязаны планете Земля   Мы возникли из нее и наше развитие тесно переплетено с ее составом и всеми ее богатствами. Поэтому представляется непонятным с экзистенциальной точки зрения ,как нам удалось попасть в такое затруднительное положение сегодня.
 
Я придерживаюсь мысли о том, что корень этого лежит в  человеческом супрематизме. Именно он отвергает мысль о нашей родовой  близости к Земле.  Человеческое превосходство, особенно после того, как оно с античности  стало мировоззрением, провозглашает:  человек сформирован не по образцам природы, но является собой  форму жизни, поднявшейся из животного мира и представляющей беспрецедентный род  бытия. (Позже ту же идею переплавили в теологические термины.) Когда у человека открылось “всевидящее око”, мир наполнился смыслом.  До этого момента мир был наполнен бессмысленными звуками, по большому счету, он был немым. Таким образом, супрематистское мировоззрение утверждает, что человек – творец смысла: именно люди сообщают смысл природе, тогда как в самой природе он отсутствует.

Внутренний смысл был удален из нечеловеческого мира; одновременно, человек был отсоединен от своей интимной связи с природой. Мир стал пустым сосудом, нечто не заслуживающее уважения. Вот почему слово «пустой» так полюбили  конкистадоры и супрематисты.  Вот почему, когда конкистадоры прибыли на кишащие жизнью другие берега, они ничего не увидели,  ничего существенного. Мир для них был лишен смысла — но зато заполнен ресурсами. Природный мир можно было потрясти, его содержание высыпать, потому что он был лишен самостоятельной ценности и смысла.  Как только супрематистский человек поверил, что мир лишен внутреннего смысла, он потерял способность находить смысл вне себя.
 
Супрематистский человек — некоренной человек-завоеватель — пошел дальше и начал насиловать нечеловеческий мир, включив туда и людей, которых посчитал животными.
Насилие продолжается по сей день. Лидеры на социальных аренах (политика, бизнес, масс-медиа, религия, и т.д.) носят визитные карточки супрематистского клуба.  Они рассматривают Homo sapiens  как вид обладающий особой сингулярностью сознания и технологическим даром. Восставши из эволюционного болота и превратившись в беспрецедентный эгоцентрический umwelt,  люди якобы обладают технологическими знаниями, позволяющими им выходить из всех узких мест, управлять планетой, и достигать звезд. Поскольку люди управляют посредством институтов, учрежденных такими же людьми,  у нас существуют вивисекция, промышленные фермы,  звериные фермы, леса без животных, мертвые зоны, глифосат в дожде, ограбленные океаны,  и масштаб  кризиса вымирания, выходящий за разрешенные новости Си-Эн-Эн.  Поскольку превосходство человека по-прежнему правит умами, подчинение целых биом ни у кого не вызывает  смущения.

 Представляется, что люди обладают неотъемлемым правом делать что им заблагорассудится с водной средой.  Полагается, что человеческая прерогатива не оставлять ни одного спокойно лежащего камня, ни одного нецивилизованного  места, и что люди по праву распоряжаются жизнью и смертью не-людей. Крайний когнитивный диссонанс нашего времени в том, что мем уродливого человеческого супрематизма продолжает успешно свое восхождение.

Мы оказываемся в среде и с обстоятельствами,  которые навязаны мемом, покорившим людей  после лишения их отеческой связи с природой.  Мем человека, как создавшего себя сверх-существа, набрал силу после освобождения людей от их жизненно важной духовной связи с Землей. После чего, человек остался один во вселенной. Мем человеческого превосходства больше, чем самопровозглашенное величие, это также огромная ложь,  поскольку все, чем является человек — включая все  ценное, за что человек должен быть признателен  — предоставлено нам природой в мастерски отточенной и удобной форме.  Поскольку мейнстрим человеческого поведения в основном сформирован этим  фальшивым мемом, человеческих существ ожидают неприятные сюрпризы. Сея смерть, разрушение, страдание и вымирание,  человечество получает адекватный ответ, невзирая на мем своего мнимого превосходства.

Многие предчувствуют, что несчастья придут от климатических перемен (что уже происходит). Ясно, что много горя принесет климатическая катастрофа, как и другие экологические несчастья, сопутствующие или непредвиденные.  Но самое большое горе для человека будет психологическое.  В скором будущем — если все останется по прежнему — понимание того, что человечество - виновник Шестого вымирания на планете, не пройдет даром для человеческого духа.

Мы должны попытаться представить все более вероятное будущее, когда массовое вымирание станет fait accompli (признанным фактом), и почувствовать окончательную потерю нечеловеческой компании,  ее присутствие, красоту, знание, cложность,  и источник нашего лечения и удивления. Более того, мы передаем будущим поколениям ношу, у которой нет аналога — осознание того, что люди сделали с планетой. породившей нас. Психическое страдание намного сложнее вылечить, чем физическое; оно может приводить к нигилизму  и моральному вырождению. Человечество пока не в состоянии понять всю опасность, подстерегающую его впереди.  Многие верят, что переселение на Марс, геоинженерия, создание вертикальных ферм, заполнение мира солнечными панелями и ветротурбинами,  и подобные инновации достаточны для решения проблем.
 
 Но подобные «решения» находятся уже вне контекста. На карту поставлено нечто большее, чем простое выживание человека. На разрушенной планете будет психическое страдание в результате невозвратимых потерь, которое ни какой технологический «фикс» не ослабит.

Реальный путь вперед, и уход от страданий лежит в отказе от первопричины нашего положения, истории человеческого супрематизма, банальности человеческой исключительности.  Если мы сосредоточим наше внимание на Земле и ее великом разнообразии и  загадочности, мы увидим человеческие беды с большей ясностью. Тогда станет ясно, что надо делать: сократить человеческое присутствие и активность по всей Земле и одновременно отпустить на свободу большую часть мест на Земле и ее обитателей. Прекращение человеческого  самоуничтожения и усиление защиты природы могут, впрочем, оказаться недостижимыми для нас.

Следует сделать выбор: мы можем признать простым фактом, что природа наполнена внутренним смыслом. Из этого внутреннего смысла, мы получим  не только знания того, кем мы есть, мы получим факел смысла как такового, и возможно конечный смысл нашего существования. Отрицая нашу “особенность”, мы ничего не потеряем в себе. Напротив, мы получаем целый мир наших уникальных качеств путем любовного общения с природой, а не путем ее разрушения.  Этот уход от человеческого супрематизма  будет единственной гарантией нашего выживания и может быть нечто большего — человеческого спасения.
    
Есть некоторое препятствие для выбора пути преодоления человеческого супрематизма,  и это препятствие поддерживает мейнстрим человечества (либеральное, консервативное и другое)  от принятия выбора: не только освобождение природы, но и  освобождение от человеческого господства.

 Доминирование природы многие люди (по крайней мере, в принципе) посчитают проблематичным. Человеческое доминирование, с другой стороны, подается как этически нейтральное.  Поэтому доминирование природы считается  опасным для культуры и законности;  мы заменяем его на «мудрое»  использование и  управление.  Однако главенство человечества намного сложнее оспорить.  Вызов человеческому доминированию - это вызов всему человечеству. Это значит указать на тот неудобный факт, что оно этически не нейтрально.

Вот здесь проблема. Люди доминируют и видят в этом свое величие. Наш подъем на мировой сцене выглядит как знак отличия, a захват планеты как “знак вечного превосходства.”  Если проделать мысленный эксперимент и дать возможность посмотреть на  Землю иной цивилизации, то другие существа мгновенно поймут чья планета. Доминирование на Земле делает людей де-факто ее хозяевами:  "Земля - наша планета". Добровольно разделить свое господство с десятками миллионов китов и бизонов, отдать огромные пространства суши и океана в их самоуправление  — такое предложение  все еще немыслимо для мейнстрима.  Люди скорее согласятся на "мудрое управление". В самом деле, нерушимость человеческого доминирования это то, что объединяет политических правых и политических левых: по их мнению, их статус вытекает из человеческого величия. 

И все же освобождение природного мира должно привести к освобождению от человеческого доминирования.  Такое доминирование – всей планеты и ее пределов  - всего лишь историческое следствие ложного посыла.  Доминирование людей  было угадано еще во времена древней Греции,  когда греки назвали мир  ойкуменой (oecumene), что означало  “населенный мир.” (Очевидно полагалось, что ойкумена вначале не была населена.)  Сегодня ойкумена стала глобальной, простирается в открытое пространство, и захватывает весь космос, объявляемый собственностью человека. Власть над природой предшествовала доминированию людей и сформировала такой тип человека, который принимает свое господство как само собой разумеющееся. В то же время, человек потерял способность видеть реальное величие.      

*  *  *

‘Broken mirror’, by Eileen Crist, on the #EarthTongues blog


Рецензии