Мнение профессионала дорогого стоит

     Друзья, на мои опусы КАЖДЫЙ День приходят отзывы, рецензии, письма. Особенно ценно для меня, когда пишут профессионалы, посвятившие себя, как и я лётной профессии, и, несмотря на возраст, не потерявшие интерес к ней. В качестве примера приведу письмо лётчика-истребителя, бывшего командира эскадрильи, на пенсии, который, прочитав мои размышления в рассказе "По следам забытых катастроф", счёл необходимым высказать своё мнение, за которое я ему очень благодарен, и при случае, "учту при разливе".

     Василич! По поводу опытности и ошибок. И на старуху бывает проруха. Не хочу ворошить пилотов, которые покоятся и приводить примеры. Но жисТь показывает — ОШИБКИ ЕСТЬ У ВСЕХ: И ОПЫТНЫХ, И НЕ ОПЫТНЫХ!!! Это называется - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР. Могу привести пример из жизни.

      Приезжает на полеты один очень авторитетный летчик из руководства армии. Большой налет. Большой опыт. Много освоенных типов, в том числе и Су-27. Но дело было на МиГ 23. Полетели с ним на разведку погоды. Он в передней кабине, я в задней. Погода миллион на миллион. Возвращаемся на точку, и на удалении 10 км, на высоте 1500 м слышу в наушниках — а сейчас мы сделаем переворотик.

     И тут же самолет начал вращаться. А МиГ 23 на перевороте с крылом 45 теряет 2500 м. У меня была большой налет на «23-м — 1600 часов. И знал  его очень хорошо. В перевернутом положении успеваю перевести крыло в положение 16 градусов. Тянули вместе. Уже в процессе он понял, что сделал глупость. Но перевод крыла в положение 16 градусов спас нас. Вытянули метров на 300. После того как вышли из кабины оба мокрые, он сказал: "Послушай, я думал что мы на СУ-27-ом. Вот что такое ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР…. И на старуху проруха…. А результаты комиссии по расследованию катастрофы Ан 148 я читал… полный капец….               
                Владиимр Русский

     ВВЧ: "Володя, у тебя очень ценное дополнение. Я много раз видел своими глазами, как экспромт пилота в воздухе, который он не продумывал ЗАРАНЕЕ на земле, приводил его к фатальным последствиям, хотя, на первый взгляд, лётчик к выполнению этих элементов полёта готов, и выполнял до этого десятки раз. В доказательство своих слов вспомню, как погиб лётчик аэроклуба "Икар" Саша Гончаренко при пилотаже над городом на ЯК-52 в честь дня Незалежности Украины, или однокашник и друг Заслуженного лётчика-испытателя РФ Александра Гарнаева испытатель Анатолий Мазур, который так свято верил в мастерство своего инструктора, что не помешал ему экспромтом крутануть три петли Нестерова подряд, зарываясь при каждой всё больше и больше на спарке миг-29уб. В итоге, когда в третий раз на петле пробили облачность вниз: "Нэт зэмля, нэт земля - бля... полный рот зэмля".

     РЕЗЮМЕ - все действующие сейчас  пилоты, неважно на каком типе ЛА, должны ВСЕГДА ПОМНИТЬ - если вы из-за сложившей обстановки в воздухе, куража или хулиганских побуждений начинаете выполнять элементы, не предусмотренные планом на данный, конкретный полёт, то вероятность допустить ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ У ВАС ВЫШЕ, даже если всё это исполнялось вами до этого десятки раз. И причина этого явления - "закон бутерброда", который всегда падает маслом вниз, т.е ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.
А пилотам ГА рекомендую не забывать катастрофы АН-148, когда убились из-за элементарного отказа прибора скорости по причине "забывчивости" о необходимости включения обогрева ПВД. Или катастрофу "Аэрбасс-320".

     Его после полного ремонта, перекраски полностью в другой цвет и передаче другой авиакомпании надо облетать. А в титрах идёт, что это самый автоматический самолёт, который летает чуть ли не сам, и лётчик там нужен только для близира.

     Показали, как три ведущих инженера, которые вели самолёт, передали всю документацию по нему трём пилотам экстра - класса, которые прибыли для выполнения облёта, и сами остались в салоне , т.к. после завершения полёта и проверки всех систем самолёт планировали перегнать в Новую Зеландию, а им туда и надо.

     Все три пилота: левый, правый и капитан чиф-пилот были очень опытными и не раз выполняли подобные  облёты.  В данном полёте главная цель была проверить бортовую ЭВМ и Автопилот, что они по 72 параметрам не дают превысить ограничения и возвращают самолёт в режим нормального полёта автоматически, без вмешательства лётчиков.

     Отклонения от заданной программы облёта начались уже после занятия заданного эшелона 9000 метров. Пилоты попросили у диспетчера разрешения сделать 1-2 виража с разворотом на 360 градусов для проверки ограничений по крену 33 и  45 градусов. Но диспетчер ответил отказом, мотивируя, что в их районе интенсивное воздушное движение.

     Тогда пилоты принимают абсолютно грамотное решение не лететь по длинному маршруту раз всё равно выполнить всю программу облёта не удастся и запрашивают разворот на 180 и выход на точку. И пока летят обратно экспромтом делают проверки, которые позволяет режим снижения, всё, естественно, в спешке, лишь бы успеть выполнить максимум из того что возможно сделать на данном этапе.

     А СПЕШКА В АВИАЦИИ НЕ ДОПУСТИМА, Т.К. ВЕРОЯТНОСТЬ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЗНИКАЕТ НЕ ПРЕДСКАЗУЕМО И ЛАВИНООБРАЗНО.

     Они успели сделать 34 проверки из 72, в том числе и на превышение максимально допустимой скорости, АП работал безупречно. Это их успокоило и расслабило. У лётчиков-испытателей есть поговорка: "ЕСЛИ ТЫ ИДЁШЬ В ПОЛЁТ КАК НА ПОДВИГ, ТЫ К ПОЛЁТУ НЕ ГОТОВ". Но так же верно и обратное утверждение: "ЕСЛИ ТЫ ПОДХОДИШЬ К САМОЛЁТУ КАК К ТЕЛЕГЕ, ТЫ ТОЖЕ НЕ ГОТОВ". Должна оставаться нормальная лётная НАСТОРОЖЕННОСТЬ.

   Небо есть небо и любой, даже самый простой самолёт, может преподнести "сюрприз".. Так и получилось. Хотя высота была уже мала, они решили произвести ещё одну проверку на полёт на самой минимальной скорости и недопущения сваливания. А как потом выяснилось, два датчика углов атаки у них работали неправильно, т.к. их залило краской из-за нарушения технологии покраски с-та.

   В итоге, три этих мастистых пилота допустили потерю скорости до 180 км/час, вмешались в управление поздно, самолёт перешёл в почти отвесное пике и так падал до воды. Погибли все, в том числе и три инженера, бывшие на борту.

    В ОБЩЕМ, ГОСПОДА ПИЛОТЫ ВСЕХ МАСТЕЙ, если хотите летать долго, счастливо и долетать до пенсии, постоянно ОСВЕЖАЙТЕ В ПАМЯТИ АВАРИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ. Многим лёДчикам из старой гвардии это удалось, а вам? (имею ввиду, предаваться воспоминаниям с рюмкой глинтвейна в руках, у камина, долгими зимними вечерами). Кстати, считайте это моим пожеланием на Новый предстоящий 2022-ой год всем, кто так или иначе связан с её Величеством - Авиацией!!!


Рецензии
C наступающим Новым 2022 годом, уважаемый Василий Васильевич! Желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья. Ну, и немного творческого вдохновения, ибо к Вашему таланту великолепного рассказчика и учителя мало чего можно добавить в большом объёме.
В авиационно-инженерном училище наш преподаватель предметов "сопротивление материалов" и "строительная механика авиационных конструкций" Юрий Валентинович по прозвищу "Жёлтый" (т.к непрерывно курил от лекций до практических занятий) любил повторять фразу:
"Парни! В истории технического прогресса всегда были и останутся люди, которые отступают от установившихся правил. Зачастую это им стОит жизни. Но если бы их не было, то до сих пор мы бы летали на самолётах братьев Райт"
С неизменным Уважением,

Сергей Кувалда   30.12.2021 10:56     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за отзыв - мудрый мужик был Ваш преподаватель...

С улыбкой, ВВЧ.

Полковник Чечель   30.12.2021 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.