Ловец заблудших душ. Часть тридцать четвёртая

Что свяжет Луну,
Покорившую небо,
Со скромной свечой у окна?
Любовь, не нашедшая в сердце ответа,
И с нею, как тень, тишина.

Лиза смотрела на серпик Луны, притулившийся на гребне крыши, занесённой снегом. До встречи Нового года оставалось несколько дней, и в гримёрке свежо пахло еловой хвоей. С утра небольшое деревце притащил смешливый молодой человек, ловко управляющийся с крестовиной, куда вставил комель ёлки, с расспросами о театральной жизни и бородатыми анекдотами. Уходя, положил на гримёрный столик конверт, громогласно поздравил с грядущим праздником и исчез. Вскоре постучался дядюшка Викентий Павлович и с порога спросил:
- Лизок, ты небось проклинаешь меня, окаянного? Донёс, накляузничал, сдал с потрохами, а? Небось из списков родни вычеркнула?
- Неужели я столь глупа? - ответила Лиза и обняла старика. - В огромном списке родственников и так было всего двое: ты да я. Кто до войны в лагерях сгинул, кто на фронте и в блокаду. Мы с тобой - "шерочка с машерочкой"! Теперь ещё родич добавился. Своеобразный господин! А знаешь, он мне понравился. Тем, что живёт со вздыбленной шерстью на загривке. А ты с ним, оказывается, знаком.
Викентий Павлович погладил ёлочку по макушке и уселся на стул, по давней привычке развернув спинкой к собеседнице.
- Ещё бы я его не знал, душенька, - согласился он. - Мало того, что родственники, из дворян, из "офицерьёв", как говаривали раньше. Так ещё в Гражданскую оба служили сначала у Деникина, а потом перешли на сторону красных. Я-то после в артисты подался, чтобы, как "бывшего", не обнулили, и как видишь, жив до сих пор. В отличие от твоего батюшки. Эх, Стефан, Стефан! Мир душе твоей!
Он вздохнул и полез в карман за трубкой. На полпути забыл о ней и продолжил рассказ:
- Станислав пошёл работать в ЧК, а кем нынче стал, ты и сама знаешь. Видно, судьба у него зубастая, что смогла уберечь и от Ежова, и от Ягоды, и от Берии. Недавно возникла у меня навязчивая мысль, что должен я о тебе, ребёнок, рассказать Назарову. Причём, срочно! А в нашем роду к таким "весточкам" принято относиться со всей серьёзностью. Вот я и связался! А он, проныра, мальчишку прислал!
- Какой же Неварыкин - мальчишка? - улыбнулась Лиза. - Ему уж тридцать один.
- Когда тебе под шестьдесят, все, кто моложе сорока лет, кажутся вьюношами, - хохотнул дядюшка. - Это ты, стрекоза-егоза, на тринадцать лет его младше и смотришь, как девчонки-курсистки, снизу вверх. Как же, такой мужчина видный! Небось, на запотевшем стекле вензеля уже рисовала. Кстати, как его зовут, этого "лыцаря без страха и упрёка"?
- Виктор, - сказала Лиза. - Победитель.
- Ахти, мне!!! - зубоскаля, пропел дядюшка. - Поооообеееедиииитеееель!!!!
По двери похлопали ладонью, и не дожидаясь ответа, вошёл Неварыкин.
- Вспомянешь чёрта, он из преисподней и пожалует, - ляпнул Викентий Павлович. - Что, решили мою племяшку скушать, а то в аду рацион скудноват?
Майор усмехнулся и подмигнул Лизе:
- Если уж я - бес, то на поводу у ведьмы. Лиззи, собирайся быстрее, нужна твоя помощь. В чистилище!
Он улыбался, но глаза были тревожные. Не доходя до машины, Виктор сказал:
- Полковник просил, чтобы ты приехала в Управление. Попался клиент, косящий под психа. На вопросы отвечает тарабарщиной и драться лезет. Назаров хочет так обстряпать дельце, чтобы он, будто "пан голова из Диканьки" смазал сапоги дёгтем и заодно "ворота" своих хозяев. И дёшево, и вонько!
В комнате с зарешёченным окном находился крепкий мужчина средних лет, заросший щетиной. По его цепкому взгляду Лиза сразу поняла, что перед нею симулянт. Она уселась за стол напротив "умалишённого" и, склонив голову на бок, стала спокойно его рассматривать. Мужчина заёрзал, уставился в потолок и рыдающе произнёс:
- Я ослеп, ибо выплакал свои очи во славу Господа. Я отдал их - слезами - за грехи человеческие. Молюсь денно и нощно, стирая колени в кровь. А смерть не приходит! Где ты, сестра моя, смерть? Ибо изнемог я жить посреди блуда и лихоимства, чванства и обжорства, коими наполнены сосуды, созданные Богом для чистого, - люди. Подпоясан я простой верёвкой и обут в рваные сандалии - ничего не надо мне здесь и по ту сторону жизни. Только любовь удерживает меня возле источника и братьев моих. Только она смиряет зверя, приводя его ко мне. Слабею телом, но душа крепнет в муках, кои посланы для очищения. Подходите ко мне, страждущие и скорбящие! Один путь у нас, одно спасение!!!
- Полюбуйся, Лизонька, - сказал Назаров. - Явление народу Франциска Ассизского! Когда ещё доведётся поручкаться с великим святым! Бессеребренником,! Правда, его последователи так радели о продолжении дела Учителя, что орден францискианцев стал одним из богатейших. Верно, слёзы святого помогли!
- Изыди, дьявол! - завопил "мученик". - Девку притащил - грязную, похотливую, дабы соблазнять меня, но не дамся я силе бесовской.
Лиза по-детски надула нижнюю губу и выдала:
- Ой, дяденька, заступи за меня! Оборони, яко Христос Марию Магдалину! Восплачем вместе, и пусть одна могила поглотит нас!
Она, всхлипнув, обошла стол и прижала ладони к шее "святого". Тот вздрогнул, попробовал подняться и замер.
- Спёкся, Франциск! - сказал Неварыкин. - Сколько ведьм не жгли, они выжили. На твою беду.
- Меня зовут Михаил Фёдорович Сочарин, - ответил задержанный. - Я...
Лиза, успевшая многое прочитать в мыслях "святого", гадливо поморщилась и вышла. Назаров нашёл её в своём кабинете, куда она попала, минуя дежурного офицера и караул. Лиза уютно расположилась в его кожаном кресле и распивала в одиночестве горячий чай с лимоном.
- Э, - с удивлением протянул полковник. - Девочка, тебя кто-то привёл сюда?
- Вот ещё! - ответила Лиза. - Можно было, конечно, домой отправиться, да Виктор занят. А просить кого-то об услуге - не в моих правилах. Как говаривал Воланд: " Никогда и ничего не просите. Сами предложат и сами всё дадут!". А пройти мимо Ваших стражников было не сложнее, чем выпивохе хлопнуть стакан первача.
- Да ты - второй Вольф Мессинг, правда., в юбке, - обрадовался Назаров. - Но он в Москве, а ты у нас - в Ленинграде.
- Я - не "второй Мессинг", - холодно ответила Лиза. - Я - первая Новицкая. Кстати, Вам известно, почему многоуважаемый "Волк" отказался сотрудничать?
- Москвичи судачили, что он зажрался, - сказал полковник. - А, по-моему, не захотел мараться.
- Он и подобные ему наделены сверхчувствительностью, словно "Санта-Мария" Страдивари, и знают о жизни и смерти не понаслышке. Поэтому не хотят, что за их струны дёргали вандалы, требующие, чтобы звучала "Марсельеза" вместо божественной музыки. Нам дано очень много, но не для того, чтобы раскалывать резидентов, не желающих делиться информацией.
Она оглянулась на портрет Сталина, висящий на стене.
- Вот он отлично знает, каково быть агентом, а потом планомерно уничтожать всех, кто догадывался о двойной личине. Да, портретец устарел! Скоро придётся новый заказывать. О, Виктор у машины ждёт. Негоже мужчину изнурять ожиданием, конечно, если не хочешь задрать перед ним нос.
Лиза накинула шубку, взяла пропуск, подписанный Назаровым, и качнувшись с пятки на носок, сказала:
- Скучно тут у вас! Суеты слишком много!


Рецензии