История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 4
За 6 дней до Корсунского сражения умер Владислав Четвёртый. Польское государство в одночасье потеряло короля и власть над землями Войска Запорожского. Создались условия для роста казацкого восстания. В землях Поднепровья начали загораться крестьянские мятежи, участники которых присоединялись к войскам Богдана Хмельницкого. Из-за страха перед казацкой армией польские чиновники Киевского и Брацлавского воеводств сбежали в Литву. Безвластие развязало руки недовольным крестьянам, мещанам и городским казакам. До прибытия Хмельницкого в Киев разгневанное простонародье уничтожило и изгнало со своих земель поляков и их сторонников. Спасались лишь те, которые были схвачены непосредственно казаками Хмельницкого и переходили на сторону восставших [1].
На протяжении всего лета 1648 года повстанческое войско почти беспрепятственно продолжало освобождать земли от польского присутствия. К концу июля казаки выбили поляков с Левобережья, а в конце августа, укрепившись, освободили три правобережных воеводства: Брацлавское, Киевское и Подольское [2].
На второй день нового 1649 года Хмельницкий торжественно въехал через Золотые Ворота в Киев, который встречал его перезвонами церквей, пушечными выстрелами и тысячными толпами народа. Гетмана приветствовали как освободителя православного населения от польской неволи. Богдана Хмельницкого встречали Иерусалимский патриарх Паисий и Киевский митрополит Сильвестр Коссов. Через несколько дней патриарх в Софиевском соборе отпустил ему все настоящие и будущие грехи. Великолепно это событие изображено на картине Н. И. Ивасюка «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». Художник работал над картиной с 1893 по 1932 год. Набросок картины получил одобрительный отзыв Ильи Репина [3].
Переговоры с поляками, начатые в Замостье, продолжились в Киеве в начале 1649 года. Перед переговорщиками предстал «новый» Богдан Хмельницкий: «Правда есть, – говорил он находящимся в замешательстве послам, – что я маленький незначительный человек, но это Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец руський… Выбью из ля*ской [ляхской, польской] неволи весь руський народ, а что раньше я воевал за свой вред и неправду, то отныне я буду воевать за нашу веру православную… Отрекитесь от ляхов и с казаками оставайтесь, потому что Ля*ская [ляхская, польская] земля сгинет, а Русь будет господствовать… Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли» [3].
Из дневника польского посольства видно, как Богдан Хмельницкий быстро превращался из сторонника «казацкого управления под властью Речи Посполитой» в освободителя от польской неволи населения земель между Львовом и Полтавой [3].
Лёгкие победы Хмельницкого при Жёлтых Водах и под Корсунем усилили его влияние. Крестьянство, у которого не оставалось иного выбора, вливалось в ряды сторонников Хмельницкого. В противном случае они попадали в ясырь (плен) к татарам или в холопы к польским панам [3].
Не только для крестьян, но и для городской бедноты и бобылей попасть в реестровое казачество тогда было одной из немногих возможностей перейти в более высокое по положению сословие. Богатые мещане не спешили записываться в войско, выбираясь в магистрат (городское управление, чиновничество) и промышляя торговлей. Мельники, владеющие мельницами, греческие торговцы с Портой, чумаки (торговцы солью), шинкари (содержатели питейных домов), кузнецы, производящие пушки или колокола, старались стать, если не бурмистрами (местной властью) и судьями, то получить место писарей, чиновников, переводчиков, часовщиков или вырвать «привилеи» (особые права) на торговлю или производство. Бедняки и середняки записывались в казачество – в Киеве и окрестностях стояло 17 сотен Киевского полка, 1792 человека и 186 бойцов полковой сотни. В целом это немного, в тех же крохотных Черкассах было приписано к казакам 13 сотен, к тому же Хмельницкий своим указом освободил киевлян от кормовых повинностей и подвод, поэтому киевские казаки как сыр в масле не катались. Годовая зарплата реестрового казака была меньше, чем стоил средний конь под седло, но, зато, вывод из-под власти всех судов, кроме полкового и запорожского войскового, и освобождение от налогов «стоили выделки» [4].
Надо сказать, что в начале августа 1648 года киевляне поддержали восстание Хмельницкого: бурмистр (градоначальник) Киева с отрядом мещан и казаков разгромил группу монахов-доминиканцев, отбил у них 28 тысяч злотых и отправил эти деньги в Запорожскую Сечь. 11 декабря горожане «вырезали» [так в источнике, см. 4] пропольские войска, заняли обветшалый замок, захватили ратушу (магистрат, здание городского управления) на Подоле. Поддерживавший католиков войт (староста, второе по значимости лицо в городском управлении) Андрей Ходыка сбежал из города, «чудом не отведав днепровской воды». В дальнейшем Киевский полк вёл тяжёлые бои на севере Киевского воеводства, сражался с литовскими войсками в Вышгороде, принимал участие в обороне от польско-литовского войска гетмана Радзивилла. Под давлением мещан и митрополита полковник Жданович вывел войска из города – литовцы пообещали не предавать Киев мечу. Но в июле 1651 года они подожгли Подол, разграбили шесть церквей, сняли с них колокола и отправили Днепром в Литву [4].
«В то ж время выгорел весь город с немногими останки, в первых церковь соборная каменная Пресвятыя Богородицы, торг, лавки, ратуша, пивоварня, клеть с зелием, хлебницы, важня, дом гостинный, дворы ратушные, дворы шляхетские, а в церкви все книги старовечные на данье земель… подтверженья и подлинные привилея [указы и свидетельства о правах, пожалованиях и вольностях] …», – гласила запись Киевского магистрата (городского управления) после взятия Киева князем литовским Радзивиллом. В сентябре того же года после удачной битвы у Белой Церкви Хмельницкий выбил врагов из города. В 1654 году киевский полк, мещане и прибывшие на помощь стрельцы из Московии возвели на Старокиевской горе крепость с насыпными валами и пушками, чтобы не допустить повторения бедствия [4].
В 1648 – 1649 годах крестьяне и казаки устраивали «дикие» погромы полякам и иудеям (по вероисповеданию) [5].
Как писал Николай Иванович Костомаров, «по известию украинского летописца многие из [иудеев по вероисповеданию] от страха приняли христианство и были пощажены со своим имуществом; но эти новокрещенцы снова обращались к [прежней вере], когда миновала опасность, или, если успевали они уйти от казаков. Такое зверство над [иудеями по вероисповеданию] не было следствием одного фанатизма (слепой приверженности убеждениям): пред восстанием русского народа [иудеи по вероисповеданию], будучи арендаторами и управителями панских имений, довели народ до такого ожесточения своими злоупотреблениями, тиранствами и более всего поруганием над православными церквями, находившимися в их распоряжении» [6].
В своей книге Костомаров приводит отрывки из летописи «Пучина бездонная» Натана Ганновера, современника и свидетеля этих событий. Летопись была впервые издана в Венеции в 1653 году. Русский перевод был сделан и издан С. Манделькерном под названием «Богдан Хмельницкий; рассказ еврея современника-очевидца (Натана Ганновера) ; событиях в Малороссии за 1640 – 1652 годы» (1878) [7]. Я посчитал невозможным приводить отрывки из этой книги, поскольку это напоминает смакование изуверства. Впрочем, как писал Н. И. Костомаров, пример казакам подавало польское дворянство.
По итогам боевых действий 1648 – 1649 годов 8 августа 1649 года был подписан Зборовский мирный договор. Одна из статей договора предусматривала установление реестра (списка принимаемых на службу) в количестве 40000 казаков [8].
«Декларация [указ] его королевской милости» в пункте 2 дозволяет в реестр принимать до «четыредесять тысячей Войска Запорожского». Там же дальше есть примечание. «Кроме этого списка южнорускаго почерка, в делах Посольского Приказа есть еще несколько сокращённых и пространных списков Зборовского договора короля с козаками, московскаго почерка» [9]. Подлинник Реестра теперь находится в «Российском государственном архиве древних актов» (РГАДА) в Москве, в фонде 229, опись 1 (Малороссийский Приказ), где хранятся дела Посольского и Разрядного Приказов за 1617 – 1661 годы.
Доступным для чтения первоисточником по спискам реестровых казаков может считаться следующий: «Реестра всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королём Польским Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня, и изданные по подлиннику В. М. Бодянским» в Москве в «Издании Императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете» в 1875 году [10].
В предисловии В. М. Бодянский даёт описание Реестра 1649 года. «Это толстый листовник, корешок коего в ладонь, переплетён в красноватую кожу с кожанными застёжками сверху и снизу, на обыкновенной того времени бумаге, всего 190 листов…. В счёте сем все идёт правильно по 209 включительно (начало полка Киевскаго), но со следующего полулиста вдруг 300, и так до самаго конца 449; пропущено, стало быть, 91 полулист, да пропущен 77 и два раза помечен 154, а потому страниц полулистовых будет всех 259 с половиной или 129 листов, на которых поместились эти Козацкие Реестра» [10].
Далее. «Каждый полулист распадается на два столбца. Письмо красивое, мелкое, но чёткое. Чернила по большой части светлорыжеватыя, почерк редко переходит в несколько покрупнее, но кое-где встречаются чернила и бледныя, особливо на первых 3 полулистах, сходныя с чернилами подписи Богдана Хмельницкаго на обороте 449, по-польски (вдоль всей страницы) и по-русски (сверху 3 столбца), между тем как чернила всего прочаго сходны во всем с чернилами Польской подписи Выговскаго, внизу под подписью Гетмана. Как почерк подписи Генерального Писаря Войска Запорожскаго, Ивана Выговскаго, так и чернила, указывают на то, что все «Реестра» писаны рукой последняго, что подтверждает и сокращённая подпись его в двух местах «Реестров» (именно, под полком Белоцерковским и под Уманским)» [10].
«Как подлинный правительственный документ для многих дворянских фамилий, особливо, леваго берега Днепра, и множества Козацких, коих предки находятся в сих «Реестрах», либо как урядовые должности занимающие, либо же просто как Козаки, что в ту пору давало последним права, одинаковые со шляхтою; да и многие из простаго народа (посполитых) также отыщут тут своих Козацких предков, потомки коих с течением времени, по разным неблагоприятным для них обстоятельствам, и даже часто по нерадению о своем праве утратили оное в последствии» [10]. Отрывок приведён без «ятей». Правописание сохранено.
Из этого замечательного предисловия следует, что прозвища моих прямых казацких предков со стороны отца по мужской и женской линии, а также иных родственников (которых, забегая вперёд, тоже немало), были вписаны в Реестр 1649 года рукой будущего гетмана Войска Запорожского Ивана Выговского (годы жизни с 1608 по 16.03.1664). Реестр подписал сам гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. На первом листе Реестра начертан полный титул короля Речи Посполитой Яна Второго Казимира (годы жизни с 22.03.1609 по 16.12.1672).
Кроме того, предисловие В. М. Бодянского напоминает о том, что на реестровых казаков распространялись права безгербовой польской шляхты (дворянства).
КАЗАКИ БЕЗПОЯСКО И РОДСТВЕННЫХ ФАМИЛИЙ В РЕЕСТРЕ 1649 ГОДА
Ниже приведён список казаков (моих предков и родственников) из Реестра 1649 года.
Род Безпояско (Беспояско): Фёдор Безпояско (Переяславский полк. Басанская сотня); Безпоясенко Грицко [Григорий] и Безпоященко Лесько [Елисей, Алексей] (Переяславский полк, Гелмязовская сотня); Безпоященко Улас [Власий] (Брацлавский полк. Чечельницкая сотня. Каташин); Безпоясенко Васко [Василий] (Белоцерковский полк. Полковая сотня. Белая Церковь).
Род Жежер: Джеджера Мартын (Корсунский полк. Сотня Курышкова).
Род Мартенко: Мартин [Мартын] сотник (Корсунский полк. Имглиевская (Млиевская) сотня).
Род Крыштоп (Крыштопенко): Криштопенко Кузма [Кузьма] (Корсунский полк. Сотня Курышкова).
Род Плюшко: Плюшко Семён (Каневский полк, Иржышчовская (Ржищевская) сотня).
Род Ридченко (Ридкий): Ридкий Гришко [Григорий] (Каневский полк. Иржышчовская (Ржищевская) сотня).
Род Биличенко: Беляченко Михайло [Михаил] (Черниговский полк. Борзнянская сотня. Борзня).
Род Ревуцких: Ярема [Еремей] Ревуцкий (Белоцерковский полк. Фастов).
Род Лысенко: Юрко [Юрий] Лисянский (Чигиринский полк. Орловецкая сотня); Яцко [Яков] Лисченко (Чигиринский полк. Веремиевская сотня).
Потомки казаков – носителей этих фамилий – мне хорошо известны. Крыштопенко, Джеджера, Плюшко, Лысенко и Ридкий – это мои прямые предки со стороны отца по женской линии. Мартенко, Ревуцкий, Биличенко – родственные фамилии.
Кроме того, в Реестре 1649 года упоминаются и другие носители родственных фамилий: Клименко (Клименко Гаврило и Луцик из Басанской сотни Переяславского полка); Миленко (Миленко Мись из Баглановской сотни Брацлавского полка, Миленченко Данило из Романенковой сотни Переяславского полка и Миленченко Герасим из Варвинской сотни Прилуцкого полка, Милица Иван из Белоцерковского полка, из Фастова); Нечипоренко (из Белоцерковского полка Ничипоренко Дмитро (из Дедовщины), Радко (из Паволочи), Феско (из Чёрного камня); из Корсунского полка Ничипоренко Савка и Трохим из сотни Горкушина, Мись (сотня Гавриленкова), Федко (сотня Ольшанская), Чорниш (сотня Демкова). Кто из них действительно является родственником, а кто однофамильцем, ещё предстоит узнать в ходе дальнейших исследований.
Фёдор Безпояско (род. до 1605 – (?)) – это сын, скорее всего, младший, распоясанного униатами священника – первого носителя прозвища. По Реестру 1649 года он входил в Басанскую сотню Переяславского полка. Жил в селе Старая Басань, основанного, в том числе, выходцами из пограничья Киевского воеводства и Житомирщины, из бывших митропольичих сёл Ходорков, Сокольча и других. Фёдор родился в период после 1599 года, видимо, после переезда отца из Ходоркова в Басань (за 230 вёрст). Иначе по возрасту он не попал бы в казаки. Не мог он родиться после 1605 года, поскольку его отец родился до 1562 года, а казаки после 43 – 45 лет редко заводили детей.
Старая Басань расположена в 90 верстах (км) к северу от Переяслава и в 84 верстах (км) к востоку от Киева. Первое упоминание о Старой Басани относится к 1196 году. Есть еще и Новая Басань в 19 верстах (км) на юго-восток от Старой Басани. Село основано в 1450 году. Басань в нынешней Запорожской области не имеет к этому отношения, поскольку была образована выходцами из Старой Басани Черниговской губернии в 1790 году.
Сыновья Фёдора перебрались под Гелмязов (104 версты (км) от Старой Басани), а потому были зачислены в Гелмязовскую сотню Переяславского полка. Это Лесько (Елисей) Безпоященко (до 1630 – (?)) и Грицко Безпоясенко (до 1630 – (?)). Они родились до 1630 года, иначе по возрасту не попали бы в казаки. Гелмязовская сотня располагалась в городе Гелмязов и сёлах: Нехайка, Горбань, Чопилки, Плешканы, Каленики, Жерноклевы, Беспальче, Богданы, Коврай, Подставка и Золотоношка. Переяслав – в 130 верстах (км) от Валявы. В каком именно из местечек казаковали Лесько (Елисей) и Грицко, выяснить до настоящего времени не удалось.
Старший брат (или один из старших братьев) Фёдора Безпояско из Ходоркова уехал в Белую Церковь (за 82 версты), возможно к родственникам. Он был 1582 (или чуть раньше) года рождения. Большая разница в возрасте между братьями (20 лет) не должна смущать, учитывая, что они могут быть сводными, если, например, после смерти матери отец женился во второй раз. Такое в 19 веке в Валяве, встречалось очень часто. Тем более, что разница в 14 лет между полными братьями была, например, у Даниила (1896 года рождения) и Василия (1910 года рождения) Елизаровичей Безпояско. А Марина Петрова дочь Безпоященко (1773 года рождения) была на 27 лет старше своего брата Никиты, который родился в 1800 году.
Племянник Фёдора Безпояско, по всей видимости, сын одного из его старших братьев, Васко Безпоясенко, согласно Реестра 1649 года, был казаком полковой сотни Белоцерковского полка. Дата его рождения приходится на период с 1605 по 1625 годы.
Двоюродный брат Васко Безпоясенко – Улас (Власий) Безпоященко – был записан в Чечельницкую сотню Брацлавского полка, которая располагалась в Каташине. Это 220 вёрст (км) от Белой Церкви. Родился он в те же годы, что и брат. Возможно, в Белой Церкви. Как он попал в Каташин, неясно. Скорее всего, вместе с отцом. Может быть, напрямую из Ходоркова, минуя Белую Церковь. С другой стороны, вполне возможно, что Каташин не был местом постоянного проживания. Он мог прибыть туда на время вместе с казаками, например, того же Белоцерковского полка, но был внесён в Реестр как местный казак. Приехавших «на время» казаков, находящихся за сотни вёрст от мест своего постоянного проживания, стали выделять позже, например, во время приведения к Присяге в 1654 году. В присяжных листах этих лет таких примеров множество.
КАЗАКИ БЕЗПОЯСКО И РОДСТВЕННЫХ ФАМИЛИЙ В ПРИСЯГЕ 1654 ГОДА РУССКОМУ ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ РОМАНОВУ
В марте 1654 года был подписан Переяславский договор. Но перед этим, 8 января 1654 года состоялась всем широко известная Переяславская рада, на которой принародно было принято решение о вхождении в Русское царство, скреплённое присягой русскому царю [который именовался как «Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец»] в соборе Успения Пресвятой Богородицы Переяславля. Богдан Хмельницкий, полковники и старшины дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его» [11; 12].
Города «ведомства Войска Запорожского», которые «приложили при этом роспись нижеследующим порядком: полку Браславского – 31 город, Белоцерковского – 19 городов, Корсунского – 19 городов, Черкасского – 5 городов, Переяславского – 11 городов, Нежинского – 16 городов, Миргородского – 12 городов, Киевского – 22 города, Черниговского – 7 городов, Кропивянского – 9 городов, Полтавского – 15 городов. А всего: 166 городов» (по другим данным – 177) [11].
В течение января и февраля 1654 года приняло присягу население Киева, Нежина, Чернигова, Белой Церкви, Канева, Черкасс, Прилук и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Киевляне, например, встретили послов Русского царства в 10 верстах от города со знамёнами. Послы въехали в Киев через Золотые ворота в сопровождении тысячи казаков. Палили пушки. Киевляне своей присягой подтвердили решение Переяславской рады [11].
К присяге в Войске Запорожском, по далеко не полным данным, было приведено 11 полковников, 5 обозных, 62 военных судьи, 115 шляхтичей (дворян), 1475 сотников, есаулов, хорунжих и писарей, 60375 казаков, 625 должностных лиц (войтов, бурмистров и атаманов), 59895 горожан, 37 монахов. По данным представителей русского посольства, присягу приняли 122542 человека мужского пола (по другим данным 127328 казаков, мещан и войсковых селян; холопы к присяге не приводились) [11].
Далее приведён список моих прямых и иных родственников, принимавших Присягу в 1654 году.
Род Безпояско (Беспояско): Васка [Василий] Безпояско (Белоцерковский полк. Полковая сотня. Белая Церковь).
Род Жежер: Джежирев Ивашко [Иван] и Жеджеря Андрюшка [Андрей] (Белоцерковский полк. Германовка.).
Род Крыштоп (Крыштопенко): Краштапенко Богдашко [Богдан] (Белоцерковский полк. Бышев).
Род Ридченко (Ридкий): Ридченка Савелий (Нежинский полк. Березовой).
К сожалению, доступных для изучения источников не так много. Нет сведений по ряду полков, а по части из них они не полны. Пусть не смущает несколько отличное написание прозвищ в Присягах. Эти искажения внесены переписчиками.
Источником сведений являются присяжные книги, которые находятся в Москве в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде «Малоросские дела», где хранятся различного рода письменные источники из Посольского приказа, Малороссийского приказа, Посольской канцелярии и Коллегии иностранных дел.
В Фонде 124, Опись 1, (13 января 1654 года) находятся «Переписные книги приведённым к присяге в верности государю царю Алексею Михайловичу Белоцерковского полка шляхте, мещанам и казакам через стольника Лопухина» [13]. Там же (см. февраль 1654 года) содержатся подобные же сведения по Нежинскому полку. При запросах в архивы (хранилища) год указывать необходимо, так как счёт делам начинается заново по годам или охватывает несколько лет.
С доступными для чтения источниками, пояснениями к ним и списками Переяславского, Киевского, Нежинского и Белоцерковского полков можно ознакомиться в книгах 2003 – 2012 годов, изданных в Киеве [14; 15].
ИСТОЧНИКИ:
1. Корсунское сражение (1648) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Корсунское_сражение_(1648)
2. Восстание Хмельницкого [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Восстание_Хмельницкого
3. Хмельницкий, Богдан Михайлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хмельницкий,_Богдан_ Михайлович
4. Кирило Данильченко. Быть киевлянином во времена Гетманщины. 10.08.2018 [Электронный ресурс Интернет]. – Новини Києва / Big Kyiv. URL: https://bigkyiv.com.ua/byt- kievlyaninom-vo-vremena-getmanshchiny
5. Яковенко Н. Н. Нарис історії України з найдавніших часів до кінця XVIII століття. – Київ : «Генеза», 1997.
– 312 с.
6. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. – М. : «Чарли», 1994. – 766 с.
7. Ганновер, Натан бен-Моисей [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/Ганновер,_Натан_бен-Моисей
8. Зборовский договор [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Зборовский_договор
9. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России [АЮЗР], собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том 3, 1638 – 1657. – СПб. : Тип. П. А. Кулиша, 1861. – 772 с.
10. Реестра всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королём Польским Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня, и изданные по подлиннику В. М. Бодянским. [Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1874 г. кн. 2 и 3] – Москва : «Издание Императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете», 1875. – 341 c.
11. Переяславская рада [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Переяславская_рада
12. Мартовские статьи [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мартовские_статьи
13. Переписные книги приведённым к присяге в верности государю царю Алексею Михайловичу Белоцерковского полка шляхте, мещанам и казакам через стольника Лопухина // РГАДА. Ф. 124 «Малоросские дела». Оп. 1. Л. 20об. 13 января 1654 года. – 1 – 216 л.л.
14. Переяслав. 1654 р. / упоряд. В. В. Кривошея, С. М. Горобець, Б. О. Вакка. – К. : ДП «НВЦ «Пріоритети», 2012.
– 148 с.
15. Присяжні книги 1654 р. Білоцерківський та Ніжинський полки [Текст] / упоряд. Ю. Мицик, М. Кравець. – К. :
[б. в.], 2003. – 350 с.
Свидетельство о публикации №221122900133