Теософское движение 1875-1950 Глава 4
РОДИТЕЛЬСКОЕ ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО имело три заявленные цели, известные некоторым с самого начала и официально принятые Обществом и большинством его отделений в 1880-х годах. Это:
I. Сформировать ядро Всеобщего Братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
II. Изучение древних и современных религий, философий и наук и доказательство важности такого изучения; и
III. Исследование необъяснимых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
С точки зрения двадцатого века эти цели могут показаться безупречными, но семьдесят пять лет назад они представляли почти совершенно новые идеи. Следует понимать, что о Братстве как о всеобщем идеале сейчас часто говорят в основном из-за огромных страданий, которые в последние годы принесли различия расы, вероисповедания и цвет кожи. Теософское движение стремилось сделать всеобщее братство основой человеческих отношений до войн двадцатого века. Нынешний интерес к античной философии, особенно к восточной философии, проистекает из признания слабости западной религии, которая оказалась неспособной объединить христианские народы мира, и можно отметить, что теософские книги сыграли важную роль в привлечении внимания Запада к великим писаниям Индии. Третья цель также была новаторским понятием, предвосхищающим сложные психические проблемы настоящего периода. Нет нужды в серьёзных аргументах, чтобы показать, что эти цели сформулировали три великие потребности будущего и что Теософское движение, созданное для удовлетворения этих потребностей, было задумано как великая и благотворная сила в истории человечества.
«Три цели» первоначального Теософского общества теперь хорошо известны всем серьёзно изучающим теософию и являются предметом бесспорного обсуждения. Однако они не были прямо заявлены во время основания Общества. Олкотт в книге «Страницы старого дневника» утверждает, что, когда идея Общества была впервые предложена, «идеи Всеобщего Братства не существовало» и её не было до 1878 г.; «сфера влияния общества расширилась таким образом, чтобы привести нас к отношениям с азиатами, их религиями и социальными системами», тем самым сделав «доску 1 Братства»… необходимой и, по сути, краеугольным камнем нашего здания». В подзаконных актах, принятых в 1875 году, просто говорится: «Целью общества является сбор и распространение знаний о законах, управляющих вселенной».
Обсуждая цели в книге «Страницы старого дневника», Олкотт цитирует сообщение в прессе об основании Общества, в котором говорится:
«План [Олкотта] состоял в том, чтобы организовать общество оккультистов и сразу начать собирать библиотеку; распространять информацию о тех тайных законах природы, которые были так хорошо знакомы халдеям и египтянам, но совершенно неизвестны нашему современному научному миру». Это, как отмечает полковник, «убедительно доказывает, что я имел в виду, когда предлагал создать наше Общество. В его понимании Общество было, прежде всего, организацией, посвящённой «оккультным исследованиям».
Вспоминая события тех первых дней, Олкотт, кажется, решил ограничить концепцию Общества идеями, которых он придерживался в то время. Почти детское тщеславие убеждало его, что Общество было его личным «творением», и он быстро отверг любые предположения о том, что другие, помимо него, могли иметь более широкое видение его целей, чем его собственное. Его легко уязвимая самооценка заставила его привыкнуть к незначительной критике своего товарища и учителя, мадам Блаватской, и это сыграло аналогичную роль в его пренебрежительном отношении к Уильяму К. Джаджу. Многие из более поздних проблем Общества можно отнести к этим слабостям в характере Олькотта, из-за которых ему было трудно отличить динамичную духовную реформу, представленную Теософским движением, и организацией или обществом с таким названием. Мадам Блаватская часто называла основание Общества результатом оккультного руководства со стороны её Учителей. В журнале «Теософ» за июль 1882 года она писала, что «наше Общество было основано по непосредственному предложению индийских и тибетских адептов», и в течение своей жизни она делала много подобных заявлений, как в печати, так и в письмах. В письме от 6 декабря 1887 года она напоминала Олкотту, что приехала в Соединённые Штаты, «чтобы посмотреть, что можно сделать, чтобы остановить некромантию и бессознательную чёрную магию, применяемую спиритуалистами». Она писала:
«Общество было сформировано, а затем постепенно было сделано так, чтобы оно погрузилось в учение Тайной Доктрины и явила намёки учения этой древнейшей школы оккультной философии во всем мире, и для реформации этой школы вынужден был явиться, в конце концов, Господь Гаутама. Эти учения нельзя было выдавать все сразу. Они должны были усваиваться постепенно».
Как человек, пришедший в современный мир для служения древней «оккультной школе», мадам Блаватская столкнулась с особыми трудностями. Прежде всего, понятия об оккультном или «тайном» знании и его обладателях были практически неизвестны или забыты, и лишь горстка малоизвестных каббалистов представляла увядающую традицию гносиса на Западе. После преследований гностиков в первые века христианской истории редкое возрождение учений адептов в Европе ревностно подавлялось церковными охотниками за ересями, пока с ростом научного скептицизма веру в тайные братства мудрецов стали причислять к фантазиям сказок «Тысяча и одна ночь» или к средневековым суевериям. Хотя феномены спиритуалистов открыли путь к признанию сверхъестественной силы меньшинством энтузиастов, сам спиритуализм быстро превращался в фанатичную секту, участников которой мало интересовали оккультные предметы. Мадам Блаватская могла бы привлечь интерес спиритуалистов демонстрациями феноменов, но она не могла заручиться их поддержкой, не приняв спиритуалистическую версию жизни души после смерти и «контактов с духами», и, как она позже объясняла, её миссия заключалась в том, чтобы опровергнуть это грубое учение, представляя теософское объяснение психических феноменов.
Хотя в своих публичных выступлениях мадам Блаватская учитывала необходимость постепенного внедрения идей учителей-адептов среди своих друзей, близких по работе теософского движения, она объясняла гораздо больше, рассказывая им почти от самого первоисточника своей мудрости. Мудрецов, по чьему указанию она отправилась в Америку, она называла своими «Учителями», ими были некоторые восточные адепты, которых она узнала во время своих путешествий по Индии и Тибету. Эти Учителя, по её словам, были вдохновителями Теософского движения, его истинными основателями, для которых она было посредницей в этом мире. Олкотт, как он сообщает в книге «Страницы старого дневника», до того, как было сформировано Общество, испытал влияние нескольких из этих Учителей, будучи твёрдо убежденным в их реальности и чудесных способностях. Однако как на спиритуалиста, на Олькотта скорее оказывали влияние оккультные феномены этого восточного братства, чем их проект духовной реформы. Его дневник – всего лишь наивные записки того восхищения, которое вызывали у него феномены, и того, как в мыслях он лелеял мечты о том, чтобы поразить мир чудесными явлениями, которые по его просьбе совершат мадам Блаватская с адептами теософии. Поэтому неудивительно, что он не смог полностью оценить значение Движения с самого начала и мог допустить, что «доска Братства» была фактически запоздалой мыслью.
Понимание и память Уильяма К. Джаджа были совсем другими. Спустя годы, в статье в журнале «Путь» за апрель 1888 года он писал:
«На том первом собрании я предложил выбрать полковника Олькотта президентом Общества, а сам был назначен временным секретарём. Комитет, назначенный для выбора имени для младенца, после этого несколько раз собирался в конторе Олкотта на Бекман-стрит, 7, в Нью-Йорке, где принял решение о нынешнем его имени. Цели Общества были переданы Учителями полковнику Олькотту; они были приняты и никогда не менялись».
В своей книге «Ключ к теософии», учебнике для изучающих теософию, мадам Блаватская писала, что у Общества «три цели, и так было с самого начала». В 1878 году, за три месяца до отъезда с полковником Олькоттом в Индию, она писала:
«Оно [Общество] есть братство человечества, созданное для того, чтобы покончить со всеми догматическими религиями, основанными на бессмысленном толковании, и научить людей и каждого члена верить только в одного безличностного Бога; полагаться на свои (человеческие) силы; считать себя своим единственным спасителем; познавать бесконечные оккультные психические способности, скрытые в его собственном физическом человеке; развивать эти способности; и придать ему уверенности в бессмертии его божественного духа и дальнейшей жизни его души; заставить его уважать каждого человека любой расы, цвета кожи или вероисповедания и доказать ему, что единственные истины, открытые человеку высшими людьми (не богом), содержатся в Ведах древних ариев Индии, и, наконец, продемонстрировать ему, что чудес никогда не было, нет и не будет; что в этой вселенной не может быть ничего сверхъестественного и что, по крайней мере, на земле единственный бог – это сам человек».
После создания Общества и начала его общественной деятельности мадам Блаватская занялась записью теософской философии. По словам Олькотта:
«Е.П.Б., тогда день и ночь работавшая над своей первой книгой, «Разоблаченной Изидой», вскоре отказалась даже присутствовать на наших собраниях, не говоря уже о том, чтобы совершить хотя бы ничтожный феномен (несмотря на то, что она постоянно поражала своих посетителей ими у себя дома) и поэтому, естественно, ведущие спиритуалисты в Обществе были недовольны и бросили учёбу. Я вынужден, вопреки всем моим ожиданиям, поддерживать интерес на встречах и взвалить всё бремя на себя, и в то же время, занимаясь своим профессиональным делом и помогая Е.П.Б. с её «Изидой», я делал всё, что мог – находил психометров, ясновидящих, гипнотизеров и медиумов-спиритуалистов, чтобы они могли продемонстрировать нам различные аспекты психической науки».
Вначале родительское Теософское Общество и другие теософские организации не имели собственной литературы. Для учащихся нынешнего поколения, для которых «теософия» означает конкретные доктрины, содержащиеся в теософических книгах, трудно понять разницу между внешним характером Движения тогда и сейчас. Эти учения, как писала Е.П.Б. Олкотту в 1887 году, «нельзя давать сразу». Её задача, в буквальном смысле, заключалась в том, чтобы постепенно «воплотить» на английском языке всю систему принципов, метафизических постулатов и этических учений, а это означало медленную разработку соответствующих разумных форм для этих идей. До публикации «Разоблачённой Изиды» в 1877 году Общество ограничивалось материалами для изучения из каббалистических трудов, переводами Платона и неоплатоников, доступными книгами по восточной философии и религии, спиритуалистической литературой, трудами христианских мистиков и различных сочинений по магии, месмеризму, гипнотизму и родственным предметам. «Разоблачённая Изида», как говорится в подзаголовке, должна была стать «Главным ключом к тайнам древней и современной науки и богословия». Фактически, это была попытка собрать в одном произведении те элементы культурного наследия Запада, которые могут служить основой для новой религиозной философии, и объединить их посредством оккультных и духовных учений, которым она научилась на Востоке. Поскольку цель мадам Блаватской заключалась в том, чтобы заявить о существовании оккультных сил и тайных знаний, она начала своё введение к «Разоблачённой Изиде» такими словами: «Данное сочинение, представленное на суд публики, является плодом довольно близкого знакомства с восточными адептами, а также плодом изучения их науки. Оно предлагается тем, кто всегда готов принять истину, где бы она не находилась, и защищать её, даже глядя прямо в лицо общепринятым предубеждениям. Это сочинение попытается помочь исследователям обнаружить жизненно важные принципы, лежащие в основе философских древних систем». Неизбежно, что книга с таким введением возбудит «Общепринятые предубеждения». Кто были эти таинственные «восточные адепты», осмелившиеся бросить вызов общепринятым истинам религиозных традиций и подвергнуть сомнению выводы западной науки? Такая книга могла ожидать поддержки только от тех, кто был достаточно непредубежденным человеком, чтобы формировать свои суждения о ней путём тщательного изучения её содержания, вместо того, чтобы ссылаться на традиционные мнения. Доказательством существования «адептов», представленных мадам Блаватской, была их философия – «ключ», упомянутый в названии книги. Она могла бы, конечно, исключить любые упоминания об Учителях, которых она встретила на Востоке, и представить просто синтез религиозной философии и научных концепций как кульминацию кропотливого исследования. Такой бы метод не вызвал большой враждебности к ней или совсем не было бы враждебности. Тогда её книгу можно было бы отнести к классу многих других аналогичных по характеру, эклектических сборников религиозных понятий, почерпнутых из многих малоизвестных источников и слитых в одно философское сочинение умозрительной метафизики.
Но этого мадам Блаватская не хотела делать и не могла. Понятие об адептах, совершенных людях, было необходимым логическим выводом духовной эволюции; оно также было ключом к её объяснению феноменов медиумов-спиритуалистов. Дальнейшее чтение введения к «Разоблачённой Изиде» показывает, насколько неотделимы философские учения этой книги от идеи человеческого совершенства. Она продолжает:
«Когда, много лет назад, мы впервые путешествовали по Востоку, исследуя внутренние части заброшенных святилищ, два печальных, постоянно повторяющихся вопроса не давали нам покоя: «Где БОГ, кто или что Он? Видел ли кто-нибудь бессмертный ДУХ человека, чтобы иметь возможность убедиться в бессмертии человека?»
Именно в то время, когда мы были озабочены решением этих сложных вопросов, мы стали общаться с некими людьми, наделёнными такими таинственными силами и такими глубокими познаниями, что поистине мы можем назвать их восточными мудрецами. Мы всегда готовы были выслушать их наставления. Они показали нам, что при сочетании науки с религией существование бога и бессмертие человеческого духа можно доказать как теорему Евклида. Впервые мы получили заверения в том, что в восточной философии нет места ни для какой другой веры, кроме абсолютной и неколебимой веры во всемогущество бессмертного эго самого человека. Нас учили, что это всемогущество исходит от родства человеческого духа с вселенской душой — богом! Существование последнего, по их словам, можно доказать только посредством первого. Человеческий дух является доказательством божественного духа, как одна капля воды является доказательством источника, из которого она, вероятно, излилась. Скажите тому, кто никогда не видел воды, что существует океан воды, и он может принять это на веру или отвергнуть. Но пусть одна капля упадет на его руку, и тогда у него будет факт, из которого он может вывести всё остальное. После этого он может постепенно придти к пониманию, что существует необозримый и бездонный океан воды. Слепая вера больше не нужна; человек вытеснил ее знанием. Когда видишь смертного человека, демонстрирующего огромные возможности, управляющего силами природы и открывающего взору мир духа, рассудительный ум бывает ошеломлён убеждённостью, что если духовное эго одного человека способно на такое, то возможности Духа Отца соответственно должны быть намного обширнее, как целый океан превосходит одну каплю по объёму и силе. Ex nihilo nihil fit; докажите существование души человека с её чудодейственными свойствами и вы докажете существование бога!»
Эти высказывания, предложенные вначале, показали характер авторитета, заявленного для теософических учений; это – авторитет внутри каждого человеческого существа, его собственные потенциальные способности восприятия и понимания. Но до полного развития этих способностей внутри себя читателю или учащемуся предлагается рассмотреть философскую ценность религии мудрости, анализ истории и традиций, религиозного символизма и научных свидетельств различного рода как основание принятия или отклонения теософского метода исследования. Исходя из идеи высокоразвитых человеческих существ как источника её учения, во вступительной главе «Разоблачённой Изиды» мадам Блаватская указала на необходимость изучения древних религий. Анализируя искажение западных религий и реакцию анимализма, преподаваемого наукой, она представила предмет спиритуализма как «возможное последнее прибежище компромисса между ними». Но ни религия, ни наука не могли объяснить феномены спиритуалистов. Она комментирует: «И поэтому, в то время как духовенство, следуя своим собственным толкованиям Библии, а наука самодельному кодексу возможностей в природе, отказываются внимательно выслушивать спиритуалистов, настоящая наука и истинная религия молчат и серьёзно ждут дальнейшего развития событий.
Весь вопрос о феноменах основывается на правильном понимании древних философий. К кому же тогда нам обратиться, в нашей растерянности, как не к древним мудрецам, поскольку под предлогом суеверия нам отказывают в объяснениях современные мудрецы? Давайте спросим их, что они знают о подлинной науке и религии; не в отношении всего лишь подробностей, но в самом широком понимании этих истин-близнецов, таких сильных в их единстве, и таких слабых при разделении. Кроме того, мы можем извлечь пользу из сравнения этой кичливой современной науки с древним невежеством, это усовершенствованное современное богословие с «тайными доктринами» древней универсальной религии. Возможно, таким образом, мы обнаружим нейтральное поле, откуда мы сможем приблизиться к обоим и получить пользу».
В этом поиске древних мадам Блаватская сначала обращается к Платону. Она называет философию Платона «наиболее тщательно продуманной совокупности глубокомысленных систем древней Индии», которая «может одна предоставить нам такую золотую середину». В Платоне она видела связь между восточной и западной мыслью:
«Он [Платон] был, в полном смысле этого слова, всемирным истолкователем. Этот величайший философ дохристианской эпохи верно отражал в своих трудах духовность живших за тысячи лет до него ведических философов и её метафизическое выражение».
Подобно тому, как Платон суммировал знания древнего Востока в своей философии, передавая западному миру накопленную мудрость доисторического прошлого, так и мадам Блаватская стала передатчиком древних учений, «всемирным истолкователем» девятнадцатого века. Начиная с плато платонической философии, «Разоблачённая Изида» исследует весь континент человеческого опыта и мысли, собирая свидетельства нескольких фундаментальных идей, составляющих первые принципы теософской философии. Существование адептов и их общая философия духовного возрождения является центральной темой.
Также обсуждаются миссии и учения великих адептов в истории как источник всеобщей веры в богов, спасителей и «божественные воплощения»; их учения о «мистериях» исследуются как древние источники, давшие материал для величайших философских и этических трактатов. Мадам Блаватская показывает, что повсюду, с глубочайшей древности, есть множество указаний на то, что искусства и науки, вновь открытые в наши дни, были известны и практиковались в далёком прошлом; и, кроме того, что древние знали много вещей, скрытых от современной цивилизации.
Постулаты, изложённые в «Разоблачённой Изиде», образуют основу для последующего теософского исследования. Наиболее важные из них можно резюмировать следующим образом:
I. Реальность человека как духовного существа, живущего независимо от физического тела, а также в нём.
II. Почти невероятная древность человечества, миллионы лет взлетов и падений цивилизаций, смена которых регулируется великим законом циклов (кармы), который не влияет на всё человечество одновременно, таким образом объясняя существование самых развитых рас бок о бок с племенами, погрязшими в жестокости.
III. Интеллектуальная и духовная эволюция, а также физическая эволюция современной науки, первая протекает в соответствии с чётко определёнными принципами развития души.
В последней главе второго тома «Разоблачённой Изиды» даётся краткое изложение всего труда в виде десяти основных положений, по существу утверждающих следующее:
1. Чудес нет. Всё, что происходит, является результатом закона – вечного и постоянно действующего. 2. Природа триедина: есть видимая, объективная природа, а также невидимая, внутренняя, заряжающая энергией природа, точная модель первой и её жизненный принцип; и, над этими двумя, пребывает дух, источник всех сил, единственно вечный и нерушимый. Два низшие принципы постоянно меняются, высший третий – нет. 3. Человек также триедиен; у него есть объективное, физическое тело, а также оживляющее астральное тело (или душа), истинный человек; и над этими двумя парит, озаряя их, третий – властелин, бессмертный дух. Когда истинному человеку удаётся слиться с последним, он становится бессмертной сущностью. 4. Магия как наука представляет собой знание этих принципов и того, каким образом человек может обрести всеведение и всемогущество духа, а также управление силами природы, всё ещё находясь в теле. Магия как искусство – это применение этих знаний на практике. 5. Злоупотребление тайным знанием есть колдовство; использование его во благо есть истинная магия или Мудрость. 6. Медиумизм противоположен адептству; медиум является пассивным инструментом посторонних воздействий, адепт активно управляет собой и всеми низшими энергиями. 7. Так как всё, что когда-либо было, есть или будет, записано на астральном свете или на скрижалях невидимой вселенной, посвящённый адепт, используя видение своего собственного духа, может узнать всё, что было известно или может стать известным. 8. Человеческие расы различаются духовными дарами, такими как цвет кожи, рост или любое другое внешнее качество; среди одних людей от природы преобладает предвидение, среди других – медиумизм. 9. Одной из ступеней магического мастерства является добровольный и сознательный выход внутреннего человека (астральной формы) из внешнего человека (физического тела). У некоторых медиумов такой выход бывает бессознательным и непроизвольным. 10. Краеугольным камнем магии является глубокое практическое знание магнетизма и электричества, их качеств, взаимосвязей и потенциальных сил. Особенно необходимо знать их воздействие на животный мир и человека. Обобщая всё это несколькими словами, магия – это духовная мудрость, природа, материальный союзник, ученик и слуга мага. Одно общее жизненное начало пронизывает всё сущее, и им управляет совершенная воля человека.
Эти идеи были представлены мадам Блаватской не как чисто теоретические соображения, а как принципы практического пользования, на которые она постоянно ссылалась. Применяя их к медиумам-спиритуалистам, она показала, что их феномены можно объяснить как непроизвольное порождение аберрантных психических факторов в природе человека. Различные формы ясновидения объясняются как функции астрального света.
Послание «Разоблачённой Изиды» носит преимущественно этический характер, но, в отличие от предписаний современной религии или духовных умозрений западных философов, в этой книге делается попытка соотнести этические идеи со сверхъестественными законами природы, одним словом, чтобы показать, что религия может иметь в своей основе научные законы и факты.
Начиная с тем, интересовавших её век (как популярных, так и научных) – феномены спиритизма, конфликт науки и религии и исследования символики и мистицизма, мадам Блаватская исследовала эти несколько аспектов человеческого опыта в свете теософских учений, объединив их для изучения и рассмотрения единственно в перспективе философии души. В этом смысле её метод был индуктивным и научным, поскольку «Разоблачённая Изида» не отвергает никаких фактов, будь то история прошлого или современное развитие, однако она следует дедуктивному методу в решающем процессе, имеющем отношение к духовной и психической жизни человека, индивидуальной или коллективной, в соответствии с общими законами, которые в теософской схеме служат интегрирующими принципами.
Большая часть «Разоблачённой Изиды» посвящена критике исторического и богословского христианства. В заключительных абзацах предисловия ко второму тому говорится:
«Являясь анализом религиозных верований в целом, этот том, в частности, направлен против богословского христианства, главного противника свободы мысли. В этом томе нет ни единого слова против чистых учений Иисуса, но он безжалостно осуждает их принижение и превращение в пагубные церковные системы, разрушающие веру человека в своё бессмертие и своего Бога и подрывающие всякие нравственные ограничения.
Мы бросаем вызов догматическим богословам, которые хотят поработить и историю, и науку, и особенно Ватикану, чьи деспотические претензии стали ненавистны большей части просвещённого христианского мира. Помимо духовенства, никому, кроме логически мыслящего человека, испытателя или бесстрашного исследователя, не следует совать свой нос в подобные книги. Ведь такие люди, которые копаются в книгах в поисках истины, имеют смелость высказывать своё мнение».
В этом томе можно найти объяснение ожесточённой враждебности, которую мадам Блаватская вызвала среди представителей религиозных традиций, особенно Римско-католической церкви. На протяжении всей своей жизни она подвергалась жестоким нападкам со стороны некоторых представителей организованного христианства, которые стремились создать ей лично сомнительную репутацию и не упускали ни единой возможности, чтобы утверждать, что она мошенница и шарлатанка. На самом деле, лучшим доказательством искренности мадам Блаватской является её смелое исследование психической и светской власти религиозных институтов. Тот, кто осмеливается исследовать седые указы богодухновенной религии, неизменно подвергается мстительному возмездию, и вся история свидетельствует о том, что ад не может сравниться в ярости с гневным священником, чьё право говорить от имени божества было оспорено, и чья казуистика подвергается свету здравого смысла.
«Разоблачённая Изида» была книгой, которую могли понять и приветствовать только те немногие, кто был готов или, по крайней мере, стремился мыслить самостоятельно. Это было сочинение для тех, кто решил сделать цели Теософского Общества руководящими принципами своей собственной жизни. Её автор посвятила два тома Теософскому обществу, которое было основано, как заявляла она, «для изучения предметов, которые эти тома рассматривают».
1 Доска или кусок корабельной обшивки, спасающая потерпевшего кораблекрушение; последняя надежда; опора, поддержка (анг.)
Свидетельство о публикации №221122901540