Добрый молодец, свет наш Солнышко

            В недавнем прошлом, в предновогодние дни было принято публиковать в газетах и журналах Рождественские истории, рассказики, сказки. В наши дни эти традиции позабылись…
            В моей записной книжке  есть сказка, написанная в начале года. Нет,  она не Рождественская. Больше того, я её несколько раз читал в библиотеках, и слушатели (слушательницы) мне говорили, что это совсем не сказка, а быль! Быль, написанная про их, нелёгкую женскую судьбу…
             Однако, это сказка.
              Пусть и не рождественская, но сказка…
                29.12.21.


                ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ, СВЕТ НАШ СОЛНЫШКО




            Жила-была девушка Мария. А изо всей родни на всём белом свете у неё были только старый дядька Борис, да младший братик. Братика звали простым русским именем – Иванушка. Но Мария Иванушку звала как уже взрослого – Иван. Потому что он, с самого раннего детства помогал Марии по дому, и на огороде. И всегда защищал её. То, от соседского индюка, то, от  Барбоса. А когда подрос – от всех пацанов, вожделенно заглядывающихся на сестру.
            Прошло время… Тяжело стало Марии вести хозяйство. Дядька Борис остарел, да и пристрастился к браге. Всё реже и реже брал в руки лопату или косу, а всё чаще и чаще стакан да бражную кружку… А Иван ушёл отдать долг Отечеству.
            Пришёл однажды Борис из трактира и говорит:
            - Мариюшка, стар я стал. Помощи тебе от меня никакой. Замуж тебе надо выходить! За-амуж.
            - Ды за каво ж, дяденька, я замуж выйду? – развела руками Мария. – Вокруг пьянь одна, да рвань.
            - Видел я сегодня одного добра молодца! – Борис хитро улыбнулся. – Ох, и добр же молодец! Государю нашему, батюшке служил, в заморских землях бывал. Теперь вот будет жить в наших краях.
            - Поди,  стар он? – Мария исподлобья посмотрела на дядьку.
            - Совсем ещё не стар! А наоборот, молод, статен, - стал нахваливать жениха Борис. – Хором, правда, у него  своих нет. Но ведь он пока  может жить и у нас?! А уже потом терем вам построит, или справит.
            - А звать-то его как?
            -Э... Свет наш солнышко, свет наш солнышко… - Борис задумчиво наморщил лоб. – Мариюшка, ну запамятовал я! Запамятовал я, как звать его.
            А у Марии глазки уже заблестели.
            - Дяденька, пусть будет Солнышко!
            - Пусть будет Солнышко, - согласился Борис.
            - Дяденька, я замуж согласна!
            - Ну, и, слава Богу!
            Здесь я пропускаю подробности сватовства и свадьбы. Скажу только одно: меня как соседа на свадьбу пригласили, по старшинству рядом с молодыми посадили. За столом сидел, мёд-пиво пил. По усам текло, а вот в рот не попало…
            Перешёл Солнышко в избу к Марии. Стали они жить-поживать. Всё хорошо в семье Солнышка!
            Всё хорошо, да не очень…
            Стала замечать Мария, что Солнышко не такой уж и «добрый молодец», как говаривал дядька Борис. А скорее – совсем наоборот…
            Никаких дел по хозяйству не делает. Друзей начал в избу водить. Одного в сенях поселил, другого в горнице. А третьего, так вообще – в светлице!! Марии место осталось – только в чулане.
            Инструмент  весь, инвентарь, запасы еды – всё собрал в один амбар. И повесил замок. Замок повесил даже на колодец!!
            Солнышко стал заставлять Марию огород копать, воду таскать…
            - Ды как же я буду копать? – спрашивает Мария. – Лопата-то под замком! И колодец у нас теперь под замком…
            - Мария, во всём нужен порядок, - ответил Солнышко. – За всё надо платить! Заплати мне – и я выдам тебе лопату, заплати – и я отопру колодец.
            - Ды как же так, Солнышко? – заплакала Мария. – Это ж всё наживали мои тятенька и матушка! Здесь же всё моё!
            - А вот так, - ответил Солнышко. – Теперь здесь всё моё!
            Проревела Мария весь день. И пожалиться-поплакаться некому. Дядька Борис к тому времени уже помер.
            А тут вдруг, к радости Марии, Иван домой вернулся.
            Стало хорошо Марии!
            Стало хорошо Марии, да не очень…
            Иван теперь поступил на службу к Солнышку. Стал служить, за миску похлёбки и тридцать три гривенника верой и правдой. Марию теперь – знать не знает. Соседей – знать не знает. Знает только Солнышко и его друзей.
            Не смог я смотреть на всё это спокойно. Пошёл заступаться за Марию. Да, видимо, стар я уже для баталий. Отмутузил меня Иван! Рёбра все переломал, зубы повыбивал.  До избы своей еле-еле дошёл…
            Что будет дальше – даже предположить страшно…
                2021г.


Рецензии