Тропинка-5 Из школьной жизни

         Глава 5. Из школьной жизни
  В седьмом классе я влюбилась в одноклассника Сергея Захарова, своей внешностью напоминал Сергея Есенина. Кстати, его старший брат Вениамин Захаров  известный композитор в Марий Эл. Он о моей влюбленности не знал и не будет знать никогда. Все девочки влюбляются в таком возрасте. Как его  дальнейшая судьба сложилась, не знаю. Хотя были встречи каждые пять лет с одноклассниками в Морках, но он   ни  разу не появлялся .
  Перед  восьмым  классом в наш класс пришла трагедия: классная  учительница  Семенова Елизавета Петровна зверски убита мужем. (К сведению, супруг  классной после выхода из тюрьмы стал  работать  в Моркинской  средней школе учителем, преподавал астрономию. Как учитель, очень умный и талантливый, уроки проходили на ура. Мне очень нравилось посещать его уроки). В один миг потеряли не только учительницу, но и прекрасного человека. Сколько было слез! Дети всегда воспринимают такое известие совершенно по-иному. Как будто мир рухнул, наш класс остался без родного человека, можно сказать, без мамы. Будь всегда в раю и дай нам светлый путь, наша  любимая учительница.
  В  восьмом  классе я вновь влюбилась, теперь из 8-б в Эдуарда  Каменского. В  него многие девочки влюблялись. В то время мне казалось, что люблю его по-настоящему. Через несколько лет с ним поговорила тет-а-тет: ни любви, ни влюбленности и не было, с его сухой и черствой стороны.
  Помнится, учительница по алгебре и геометрии, Валентина Алексеевна Волкова, высокая статная женщина средних лет, отлично знающая свой предмет, преподносила четкие знания школьникам … Спустя годы правила из области математики пригодились в моей жизни и для моих детей. Спасибо, Валентина Алексеевна, за ваш  тяжелый труд и хорошие знания, за любовь к детям. Да и вы были ученицей моего отца, он считал вас умницей.
  Хочется отметить Тамару Григорьевну Делянову, учительницу русского языка и литературы. На вид простенькая женщина, в огромных  очках, прибранные волосы сзади в один узел, но строгая и требовательная. Она интересно проводила уроки, даже заядлые троечники стали хорошистами. Значит, она очень любила нас и свой предмет. Только недавно узнала, с нами рядом ее нет. Покойся с миром, Тамара Григорьевна!
  Не забыть и нашу соседку, учительницу французского языка Николаеву Таисию Григорьевну, которая учила нас  правильной разговорной  речи  красивого французского языка, требовательной к своему предмету. И вас уже нет рядом. Да, уходят от нас многие учителя. Любимые учителя …
   Трагедия в школе. От болезни умирает Ирина Сидорова, училась в параллельном  8-а. Вся Моркинская восьмилетняя школа  шла строем за гробом девочки, как будто провожали великого вождя в последний путь. Внезапная смерть  наших сверстников была трагедией и болью. Кем бы она стала сейчас? Но нет ее с нами рядом.
  Восьмой класс считался выпускным. Я все экзамены сдала на отлично, в свидетельстве об окончании  восьмого класса оказались круглые пятерки.
  Мой  выпускной после восьмого класса. Как я уже писала, наш класс всегда был дружным. После поздравлений и посиделки с дружной компанией за  общим большим столом в столовой школы,  решили провожать нашу одноклассницу Раю Иванову до Канала, в  пяти  километрах от Морков. Дорога шла лесом. Я раньше никогда в полночь не ходила по лесной дорожке. Нам  дорогу освещали зеленые фонарики. Идя вдоль опушки леса, в траве заметили яркие зеленые огоньки, будто кто-то зажег маленькие зеленые светодиоды. Наблюдали это зрелище долго. Одноклассник Гена Михайлов решил разгрести траву и посветить фонариком то место, где горит огонек. И мы увидели  зеленое насекомое, похожее на червячка! Такой страшненький! Луна ярко светила, на небе звездочки сверкали … Воспоминание до сегодняшних дней.
   В нашей семье никто  без работы не сидел. В летние каникулы все дети Букетовых устраивались на работу вместо отпускников, в столовую или в больницу, на почту или на завод. Я начала зарабатывать кровные  рубли после шестого класса (1973), а сестренки Лариса и Наташа в более раннем возрасте. Помню, после шестого класса мама устроила меня в детское отделение больницы санитаркой. Работа по сменам, сутками, получается по двадцать четыре часа, никаких поблажек не было. Мне нравилось, коллектив оказался доброжелательным. В тот же год  Лариса работала на молочной кухне, а сестренка Наталья санитаркой в гинекологическом отделении. На следующий год, во время летних каникул, с начала июня с сестрой Ларисой стали работать посудомойками в Моркинской центральной столовой. Работа оказалась очень тяжелой, голыми руками, без перчаток мыли кучу грязной посуды с семи  утра до восьми часов вечера ежедневно. Народу в столовой  бывало много, успевать приходилось. После месяца работы в столовой  я решила поехать в родную Шиньшу, где оставались мои лучшие друзья детства, точнее  в школьный летний лагерь. Нас поместили в комнаты, где в учебное время был интернат. Помнится, воспитатель Галина Васильевна Кузьмина, добрая женщина, наша вторая мама. Спустя годы, приехав на мероприятие по установке мемориальной доски Аркадию Букетову, 14 января 2020 года  вновь с ней увиделась. Я уж забыла было, но она  завела разговор о летнем лагере, сразу ее вспомнила. Нам с сестрой Ларисой  так она понравилась, напросились, чтоб стала нашей новой мамой. Галина Васильевна сразу согласилась. Что-то в ней есть от настоящей мамы,  по внешности и по доброте  характера  напоминающее.
  В ту пору  колхоз имени Ленина выращивал турнепс, а ухаживать и  полоть сорняки приходилось школьникам. По два с половиной часа до обеда и по два часа после обеда ежедневно приводили в порядок  огромное поле. Кормили  в столовой хорошо, после обеда тихий час, а после ужина спортивные мероприятия проводились. После трехнедельной смены по пятнадцать-двадцать рублей платили по табели. После летнего трудового лагеря нас удостоили  трехдневной путевкой в город Ульяновск. Нас повезли на грузовой машине до  речного порта города Казани, затем посадили в теплоход. Школьники   очутились в самом низу трюма,  в окошке трюма виднеется только  вода. Поднимались  по лесенке наверх на вечернюю дискотеку. Прибыв в Ульяновск,  поместили   в пустые классы с кроватями. Невозможно было пить  воду из крана. С крана шла хлорированная вода. Как вспомню ужасный запах хлорки, ком  в горле стоит. А  пить так хотелось, поэтому  хотелось скорее домой.
  Путешествие по Ульяновску началось  с посещения дома  семьи Ульяновых на Московской улице, где прошли гимназистские годы В.И. Ульянова-Ленина. Двухэтажный дом со ступеньками, в комнате Володи увидела кровать, личные вещи, стол, книги. В других комнатах – вещи и книги Дмитрия, Александра и сестер Марии, Ольги, Анны. В тот момент  представила , как повезло Володе с мамой Марией Александровной, которая владела иностранными языками, любила музыку, а папа Илья Николаевич был педагогом  по призванию. Все дети стали революционерами, как в мае 1887 года  был казнен Саша за покушение на жизнь царя Александра III, представляла  в тот момент его героем. Как упорно занимался Володя, чтоб получить  аттестат зрелости  с круглыми пятерками, как все годы вел марксистскую пропаганду  и  стал вождем  Октябрьской революции 1917 года … Во дворе дома  на глаза попались закрытая сцена, где читали стихи дети Ульяновых, детская площадка и вишневый сад. Побывали  и в центре на Ленинском мемориальном комплексе …


Рецензии