Арчибальд Александр Ходж. Стойкость святых

CТОЙКОСТЬ СВЯТЫХ
Арчибальд Александр Ходж (1869)

1. Каково библейское учение о стойкости святых?
"Те, кого Бог принял в Сыне Своем возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью или окончательно отпасть от благодати, но несомненно устоят в ней до конца и обретут вечное спасение" (ВИВ 17.1).
2. С помощью каких аргументов может быть установлена уверенность в окончательной стойкости святых.
1). Прямые утверждения Писания (Иоан. 10:28-29; Рим. 11:29; Фил. 1:6; 1 Пет. 1:5).
2). Эта уверенность является необходимым выводом из учения Писания (1) об избрании (Иер. 31:3; Мтф. 24:22-24; Деян. 13:48; Рим. 8:30); (2) о завете благодати, в котором Отец отдал Свой народ своему Сыну в награду за Его послушание и страдания (Иер. 32:40; Иоан.17:2-6); (3) о союзе христиан со Христом, в аспекте которого Христос является их Поручителем, и они не могут потерпеть неудачу (Рим. 8:1), и в духовном и жизненном аспекте, в котором они пребывают в Нем, и поскольку Он живет, они также должны жить (Иоан. 14:19; Рим. 8:38-39; Гал. 2:20).; (4) в плане искупления, в котором Христос выполнил все обязательства Своего народа перед законом как завет жизни и приобрел для Своих людей все благословения завета; поэтому, если один из них потерпит неудачу, надежное основание всего будет поколеблено (Ис. 53:6, 11; Мтф. 20:28; 1 Пет. 2:24); (5) оправдания, которое объявляет все условия завета жизни удовлетворенными и ставит его субъект в новые отношения с Богом на все будущее время, чтобы он не мог попасть под осуждение, поскольку он не находится под законом, но под благодатью (Рим. 6:14); (6) пребывания Святого Духа, (а) как печати, которой мы отмечены как принадлежащие Богу, (б) это залог или первый взнос обещанного искупления в залог полного исполнения (Иоан.14:16; 2 Кор. 1:21-22; 5:5; Еф. 1:14); (7) о преобладании ходатайства Христа (Иоан. 14: 16; 2 Кор. 1: 21-22; 5: 5; Еф. 1: 14; Иоан. 11:42; 17:11, 15, 20; Рим. 8:34.
3. Какова доктрина римской церкви на этот счет?
Тридентский Собор 6.23. “Если кто-нибудь утверждает, что человек, однажды оправданный, не может потерять благодать, и, следовательно, что тот, кто падает и грешит, никогда не был по-настоящему оправдан, да будет проклят”. См. ниже, в соответствии с римской доктриной в этой главе, их взгляд на “простительные грехи".
4. Какова арминианская доктрина по этому вопросу?
Это неотъемлемая часть арминианской системы, неизбежно вытекающая из их взглядов на избрание, на замысел и последствия смерти Христа, а также на достаточную благодать и свободную волю, чтобы "те, кто когда-то был оправдан и возрожден, могли, пренебрегая благодатью и скорбя о Святом Духе, впасть в такие грехи, которые несовместимы с истинной оправдывающей верой, и, продолжая и умирая в том же, могут, следовательно, окончательно впасть в погибель".(Протест 11.7.) Лютеране и арминиане согласны в этом пункте. Они оба верят, что “избранные” (те, кого Бог избрал для вечной жизни, потому что Он, безусловно, предвидел их упорство в вере и послушании до конца) не могут окончательно отступить. Поэтому истинный вопрос между ними и кальвинистами заключается не в том, могут ли “избранные”, а в том, могут ли те, кто когда-то действительно “возродился и оправдался”, в конце концов отступить и погибнуть.
5. Какие возражения выдвигаются против ортодоксальной доктрины на основании свободы воли человека?
Те, кто отрицает уверенность в окончательной стойкости святых, придерживаются ложной теории, согласно которой свобода воли заключается в безразличии или силе противоположного выбора, и, следовательно, эта уверенность несовместима со свободой. Это заблуждение опровергнуто выше [15, Вопросы 25, 26].
То, что Бог действительно управляет свободными действиями своих созданий, на самом деле, ясно из истории и пророчеств, из вселенского христианского сознания и опыта, а также из Писания (Деян. 2:23; Еф. 1:11; Фил. 2:13; Притч. 21:1).
Также ясно, что Он обеспечивает окончательное упорство Своего народа способом, полностью соответствующим свободе людей. Он изменяет их привязанности и таким образом определяет волю своей собственной свободной спонтанностью. Он ставит их в положение детей путем усыновления, окружая их всеми источниками и инструментами освящающего влияния, и когда они грешат, он тщательно наказывает и восстанавливает их. Следовательно, учение Священного Писания не состоит в том, что человек, который однажды по-настоящему уверовал, уверен в окончательном спасении, впоследствии чувствует и действует так, как он может; но, напротив, Бог обеспечивает окончательное спасение каждого, кто однажды по-настоящему соединен со Своим Сыном верой, обеспечив, силой Святого Духа, его самую свободную настойчивость в христианских чувствах и послушание до конца.
6. Какие возражения выдвигаются против ортодоксального учения на основании его предполагаемого неблагоприятного влияния на мораль?
Выдвигаемое возражение состоит в том, что эта доктрина “однажды в благодати, всегда в благодати”, должна привести к беспечности из-за ложного чувства безопасности в нашем нынешнем положении и уверенности в том, что Бог обеспечит наше окончательное спасение независимо от нашей собственной воли. Хотя со стороны Бога несомненно, что если мы будем избраны и призваны, мы будем спасены; все же требуется постоянная бдительность, усердие и молитва, чтобы это призвание и избрание были для нас верными (2 Пет. 1:10). То, что Бог могущественно работает с нами и, следовательно, обеспечивает нам успех в нашей борьбе с грехом, в Писании подчеркивается как веская причина не для лени, а для усердия (Фил. 2:13). Наша доктрина утверждает уверенность в спасении не потому, что мы когда-то уверовали, а уверенность в постоянстве в святости, если мы действительно уверовали, и поэтому упорство в святости, вопреки всем слабостям и искушениям, является единственным достоверным доказательством подлинности прошлого опыта или обоснованности нашей уверенности в нашем будущем спасении, и, конечно, такая уверенность не может поощрять ни беспечность, ни безнравственность.
7. Какое возражение против этого учения основано на призывах к усердию и на предупреждениях об опасности в случае неосторожности, адресованных верующим в Священные Писания?
Утверждаемое возражение состоит в том, что эти увещевания и предупреждения обязательно подразумевают непредвиденные обстоятельства спасения верующего, обусловленные его продолжающейся верностью и, следовательно, предполагающие ответственность за отступничество. Мы отвечаем:
1). Внешнее слово обязательно одинаково относится ко всем людям, обращаясь к ним в классах, в которых они считают себя стоящими; и поскольку профессора или “те, кто думает, что они стоят”, многие из них обманывают себя, это внешнее слово действительно подразумевает неопределенность их положения (насколько известно человеку) и их ответственность за падение.
2). Что Бог обеспечивает стойкость в святости всех Своих истинных людей с помощью средств, приспособленных к их природе как рациональных, нравственных и свободных агентов. Рассматриваемые сами по себе, они всегда, как предупреждает их Бог, неустойчивы, и поэтому, когда Он увещевает их, они должны усердно прилепляться к Его благодати. Также всегда верно, что, если они отступят, они будут потеряны; но посредством этих самых угроз Его Дух милостиво защищает их от отступничества.
8. На какие специальные тексты опираются, чтобы опровергнуть аргументы  по этому вопросу?
Иез. 18:24; Мтф. 13:20-21; 2 Пет. 2:20-21, и особенно Евр. 6:4-6; 10:26. Все эти отрывки могут быть естественным образом объяснены в полном соответствии с  доктриной, которая основывается на том широком спектре свидетельств из Писаний, которые мы изложили выше.  Они представляют либо, 1) гипотетические предупреждения о последствиях отступничества с целью его предотвращения, показывая естественные последствия безразличия и греха, а также необходимость серьезной заботы и усилий; или, во-вторых, они указывают на ужасные последствия неправильного совершенствования или злоупотребления влиянием общей благодати, которые, хотя и сопряжены с большой ответственностью, тем не менее не приводят к радикальному изменению природы или подлинному обращению.
9. Какие аргументы выдвигают противники этой доктрины на основе библейских примеров и нашего собственного ежедневного опыта общения с отступниками?
Они приводят из Священных Писаний такие примеры, как Давид и Петр, и ссылаются на множество примеров отступничества респектабельных исповедующих людей, с которыми, увы, мы все знакомы. Все эти примеры, однако, очевидно подпадают под один из двух классов, либо, 1), они с самого начала были лишены реальной силы благочестия, хотя и имели такой прекрасный вид жизни в глазах своих ближних (Рим.. 2:28; 9:6; 1 Иоан. 2:19; Откр. 3:1); или, во-вторых, они являются истинными верующими, которым из-за временного отказа от сдерживающей благодати было позволено отступить на время, в то время как в каждом таком случае они милостиво восстанавливаются, и это, как правило, наказанием (Откр. 3:19). Из этого класса были Давид и Петр. Ни один истинный христианин не способен на преднамеренное отступничество; его самое далекое отступление от праведности вызвано внезапным порывом страсти или страха (Мтф 24:24; Лк 22:31).

Римская доктрина

Тридент 6.15:“Следует утверждать, что полученная благодать оправдания теряется не только из-за неверия, в результате чего теряется даже сама вера, но и из-за любого другого смертного греха, хотя вера не теряется”.
Там же 6.23: “Если кто-нибудь скажет, что человек, однажды оправданный, больше не может грешить и не теряет благодати, и что поэтому тот, кто падает и грешит, никогда не был по-настоящему оправдан ... пусть он будет предан анафеме”.
Там же I. 11. —“Ибо, хотя в течение этой смертной жизни люди, какими бы святыми и праведными они ни были, временами впадают, по крайней мере, в легкие и ежедневные грехи, которые также называются простительными, оттого они не перестают быть справедливыми”.
Там же. 14, 5. “За простительные грехи, в которых мы не лишены благодати Божьей и в которые мы впадаем чаще, хотя они могут быть справедливо и выгодно и без какой-либо презумпции объявлены на исповеди, как показывает обычай благочестивых людей, все же они могут быть отпущены без вины и искуплены многими другими средствами. Но, в то время как все смертные грехи, даже грехи мысли, делают людей детьми гнева и врагами Божьими, необходимо также просить прощения их всех у Бога со скромным и открытым исповеданием”.
Беллармин, комментарий к 14.5. (1.) Простительный грех отличается от смертного греха по своей природе и не имеет никакого отношения к предопределению или милости Божьей или к состоянию возрожденного, заслуживающего определенного, но не вечного наказания. (2.) Эти грехи либо простительны по своей природе, имея своей целью нечто злое и чрезмерное, но не противоречащее любви к Богу и нашему ближнему - как праздное слово, либо они простительны из-за несовершенства действия, т. е. (а) такие, которые не являются совершенно добровольными (преднамеренными), как возникающие из внезапного движения алчности или гнева, и (б) такие, которые относятся к мелочам, как кража одного обола”.

Лютеранская доктрина

Формула согласия, р.705."Это ложное мнение и оно должно быть серьезно опровергнуто:, что некоторые притворяются, что вера, и осознанное оправдание, и само спасение не могут быть потеряны никакими грехами или преступлениями.
Там же. 591. “Мы осуждаем ту догму, что вера во Христа не утрачена, и что Святой Дух все равно продолжает пребывать в человеке, хотя он сознательно и добровольно грешит, и что освященные и избранные сохраняют Святого Духа, хотя они впадают в прелюбодеяния или другие преступления, и упорствуют в них”.
ААИ 71. “Вера не может сосуществовать со смертным грехом”.
Там же. 86. “Та вера, которая получает отпущение грехов ... не остается у тех, кто потворствует своим похотям, и не может сосуществовать со смертным грехом”.

Реформатская доктрина.

По причине остатков греха, обитающего в них, а также искушений мира и сатаны, обращенные не смогли бы твердо пребывать в благодати, если бы были предоставлены своим собственным силам. Но верен Бог, Который милостиво укрепляет их в некогда данной им благодати и надежно хранит в ней до конца.
 Хотя эта сила Божия, укрепляющая и сохраняющая в благодати истинно верующих, есть нечто большее, чем противостояние плоти, все же, — в некоторых отдельных случаях, — обращенные не всегда настолько побуждаемы и движимы Богом, чтобы им было невозможно по своей собственной вине отступить от ведущей их благодати, позволить увлечь себя соблазнами плоти и уступить им. По этой причине они должны постоянно бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушения.
 И если они не поступают так, то не только могут быть вовлечены плотью, миром и сатаной во грехи, даже тяжелые и ужасные, но иногда по Божиему справедливому попущению действительно впадают. О том свидетельствуют изложенные в Священном Писании печальные отступления Давида, Петра и других святых.
  Столь чрезмерными грехами они крайне оскорбляют Бога, заслуживают приговора к смерти, огорчают Святого Духа, приостанавливают действие веры, глубоко ранят совесть, иногда теряют на время осознание благодати, — но когда они возвращаются на путь искреннего покаяния, их вновь озаряет отеческий свет лица Божьего
Так что не по их собственным заслугам или усилиям, но по дарованной Божией милости они не теряют полностью веры и благодати, не остаются окончательно падшими или потерянными. С их стороны это не только могло бы легко произойти, но несомненно и произошло бы, но, принимая во внимание Бога, такого случиться не может, поскольку невозможно Его замыслу измениться, Его обетованиям нарушиться. Его призыву быть отозванным, заслугам Христа, Его ходатайству и попечению вернуться тщетными, и печати Святого Духа стать недействительной или изглаженной. (КДС 5.3-5,8)
Те, кого Бог принял в Сыне Своем возлюбленном, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью или окончательно отпасть от благодати, но несомненно устоят в ней до конца и обретут вечное спасение. Стойкость святых зависит не от их собственной свободной воли, а от того, что установление об избрании, проистекающее от свободной и неизменной любви Бога-Отца, непреложно.  Стойкость зиждется на всепобеждающей заслуге и ходатайстве Иисуса Христа, на том, что в святых пребывает Дух и семя Божие, а также на самой природе завета благодати.  Из всего этого следует, что стойкость святых несомненна и неизменна (ВИВ 17.1-2)

Комментарий на ВИВ А.А.Ходжа

Очевидно, что приверженцы арминианской и кальвинистской систем должны занять противоположные стороны в этом вопросе. Арминианин, как мы видели, придерживается (1) того, что Бог избирает людей для вечной жизни только при условии их добровольного принятия благодати и упорства в ней до самой смерти, как он и предвидел. (2.) Что Христос умер, чтобы сделать возможным спасение всех людей безразлично, а не в качестве замены определенных лиц, чтобы выполнить все их обязательства по закону и обеспечить им все награды завета. (3.) Что все люди имеют одинаковое благодатное влияние Святого Духа, действующего на них, и что причина, по которой один верит и возрождается, а другой продолжает оставаться нечестивым, заключается в том, что первый добровольно сотрудничает с благодатью, а другой сопротивляется ей. Таким образом, в личном применении искупления арминианин ставит все в зависимость от свободной воли твари. Поскольку, таким образом, ни указ Божий, ни искупление Христа, ни благодать Святого Духа не определяют конкретного спасения любого человека-поскольку применение и действие искупления и обновляющих и освящающих влияний Духа зависят, по их мнению, от свободной воли каждого человека в его собственном случае - из этого обязательно следует, что упорство любого человека в однажды полученной благодати также должно полностью зависеть от его собственной воли. И поскольку человеческая воля, по сути, подвержена ошибкам и способна изменяться, и в этой жизни подвержена соблазну, из этого, конечно, следует, что верующий всегда подвержен полному отступничеству и смерти в этом состоянии, окончательной погибели. Поэтому Римская Церковь, учение которой чисто арминианское, заявляет в своих авторитетных стандартах: "Если кто-либо утверждает, что человек, однажды оправданный, не может потерять благодать, и поэтому тот, кто падает и грешит, никогда не был по-настоящему оправдан, да будет проклят" (Тридентский Собор 6.23). Протестанты арминиане также считают, что "не только возможно, но и часто случается, что люди действительно возрождаются, пренебрегая благодатью и огорчая Святого Духа грехом, полностью и, наконец, окончательно отпадают от благодати в вечное осуждение" (Протест, 11.7).
Кальвинистская доктрина, изложенная в этой главе нашего Исповедания, состоит в том, что Бог открыл Свою милостивую цель, чтобы заставить каждого истинно верующего упорствовать в своей вере и послушании до самой смерти; что ему никогда не будет позволено полностью отпасть от благодати, и поэтому он никогда не сможет отпасть окончательно.
Из этого утверждения очевидно, что эта доктрина не открыта для возражений, которые часто выдвигаются против нее.
(1) Абсурдно говорить это, это несовместимо со свободной волей человека. Как Бог не заставляет человека приходить ко Христу, так и он не принуждает его пребывать во Христе, независимо от его воли. Бог милостиво побуждает человека упорствовать в желании. Это и есть вся правда. Это драгоценная, ясно открытая истина, от которой -арминианин не может позволить себе отказаться так же, как и кальвинист, что Бог может и действительно контролирует свободную волю Своих людей, не ограничивая их свободу, заставляя их "желать в день Его силы" и "действовать в них как по Своей воле, так и по Своему благоволению" (Пс.110.3; Фил.2. 13. Сами арминиане верят, что святые будут защищены от грехопадения, когда они попадут на небеса, и все же они будут тем не менее совершенно свободны в том, что касается их воли. Если эти два условия являются постоянными на небесах, то они тем не менее могут быть одинаковыми на земле.
(2.) Эта доктрина не несет ответственности за воспитание духа плотской безопасности на том основании, что, если мы однажды окажемся в благодати, мы не можем потерять благодать или быть потерянными, и можем делать то, что нам заблагорассудится. Позвольте заметить, (а) Что истинное учение состоит не в том, что спасение несомненно, если мы однажды уверовали, а в том, что упорство в святости несомненно, если мы действительно уверовали. (b) Уверенность - нет, вероятность-спасения отдельного человека известна ему только через факт его упорства в святости. Тенденция ослаблять бдительные усилия по возрастанию в благодати, потому что истинным христианам не будет позволено полностью отпасть, является прямым доказательством того, что мы не находимся в благодатном состоянии; и, следовательно, угрозы закона и призывы Евангелия, а не настойчивость святых, являются особыми истинами, применимыми к нашему случаю. (c.) Эта доктрина учит не тому, что настойчивые усилия с нашей стороны не необходимы для обеспечения настойчивости в благодати до конца, но что в этих усилиях мы уверены в успехе; ибо это Бог действует в нас как для того, чтобы мы могли желать, так и для того, чтобы Ему творить по Своему благоволению  (Фил.2. 13).
1. Факт этого определенного упорства ясно утверждается в Писании. Сказано, что верующие "сохраняются силой Божьей через веру ко спасению" (1 Пет. 1.5). Павел был уверен, что Тот, кто начал в них (филиппийцах) доброе дело, совершит его (завершит полностью) до дня Иисуса Христа (Фил.1.6). Иисус сказал: "Я даю им (овцам Моим) жизнь вечную; и они никогда не погибнут, и никто не вырвет их из моей руки". Иоанна 10. 28; Рим. 11.29) .
2. Основа этого определенного упорства вовсе не в свободной воле святых, а в целом - (1.) В присущей неизменности вечного указа об избрании. Мы видели в главе 3, что Божий указ об избрании (а) уважает отдельных людей; (б) выбирает их для спасения и все средства для этого; (в) не зависит от того, как, по его мнению, они будут использовать благодать, но основан на "совете Его собственной воли"; (г) является неизменным и, безусловно, действенным. Так те, кто избран для спасения по благодати, должны упорствовать в благодати ко спасению.
Основа уверенности в стойкости святых также заложена - (2.) В положениях вечного завета благодати. Мы видели в главе 7., что Священные Писания учат, что между Отцом и Сыном существовал завет или личный совет от вечности, как поручительство за избранных, четко определяющий (а), кто должен был быть спасен; (б) что Христос должен был сделать и пострадать, чтобы спасти их; (в) как и когда искупление Христа должно было быть лично применено к ним; (г) как будут применены все преимущества, связанные с их спасением, и т. д. Отсюда с необходимостью следует, что те, кто охвачен этим заветом, не могут отказаться от предоставляемых им благ. "Отец Мой, который дал их Мне, больше всех; и никто не может вырвать их из руки Отца Моего" (Иоан.10.29).
Эта уверенность основана - (3.) На заслугах и ходатайстве Христа. Мы видели, в главе 8i., что Священные Писания учат, что Христос Своим заместительным послушанием и страданиями в качестве их Представителя в завете совершил совершенную праведность вместо Своего народа - все Его люди были индивидуально и конкретно определены в вечном завете, во исполнение которого Он действовал; и что Он совершает действенное ходатайство на небесах за всех тех и только за тех, для кого он приобрел искупление. Поскольку, следовательно, ни искупление Христа, ни Его заступничество не могут не достичь целей, для которых они предназначены, очевидно, невозможно, чтобы те, кого он заменил, для кого Он приобрел совершенную праведность и за кого Он предлагает действенное заступничество, не смогли спастись.
Уверенность в постоянстве святых в благодати исполняется - (4.) Постоянным пребыванием Святого Духа. Он действует на душу в совершенном соответствии с законами ее строения как рационального и морального агента, и все же так, чтобы обеспечить окончательную победу новых духовных принципов и тенденций, заложенных в возрождении (Иоан.14. 16, 17; 1 Иоан.3. 9).
3. Содержание третьего предложения, изложенного в этой главе, должно быть тщательно изучено в связи с доказательными текстами, приложенными к нескольким пунктам. Нам не нужно далее усилиать их, поскольку все, что содержится в них, является вопросом простого смысла и универсального опыта. Обратите внимание на случаи Давида (2 Цар.11. 2-4; Пс.50.) и Петра (Лк 22.. 54-62). Упорство верующих в благодати совершается Святым Духом не независимо, а через волю самого человека. Следовательно, это не только благодать, но и долг. Благодать  должна проповедоваться для ободрения усердных. Долг и абсолютная необходимость в нем для спасения должны быть проповеданы, чтобы подстегнуть лень и усилить чувство долга, которое чувствуют все.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии