В тумане

            


  1989 год. Я еду в поезде "Москва-Владивосток". В купе нас трое, из которых один мужчина в летах с доброжелательным улыбающимся лицом едет на Сахалин за внучкой , что бы забрать её домой прежде,чем родители соберутся с переездом.
   -Если хотите, - обратился он к нам через какое то время, -  я расскажу вам о своих молодых летах, с чего они начинались и как  протекали. Интересного может быть и не так уж много, но жизнь это. Жизнь , как у всех.
И не у всех...
Зовут меня Федор, по батюшке  Васильевич, а фамилия дана мне Мирный. И , когда я разобрался в своей родне и в самом себе, то подумал:
-Хорошая фамилия, только как это все будет? Посмотрим...
   В  Советской Армии я уже отдал тогда долг гражданина и с огромной охотой уехал от родных мест на комсомольскокоммунистическую стройку  НПЗ  в белорусский  город  Н-ск,в десяти километрах от которого строился и завод   и Новый Н-ск. По намечающимся улицам ходит молодежь.  Бабушек с дедушками еще мало, однако возле новостроек в песочницах уже копошатся небольшие кучки деток.
  Через какое то время я познакомился  в клубе старого города с девушкой Лидой  и
 вскоре    моя девушка попросила меня вечером прийти к ним домой и:
-Я тебя познакомлю,-пауза, - со своими.
   В школе у меня был любимый учитель по математике , поэтому я мог доказать любую теорему за среднюю щколу, вплоть до метода от противного. И я всем заковыкам  в жизни привык искать доказательства и объяснения . Поэтому , поразмыслив над "паузой", я по дороге к ним прихватил в магазине "Дзіцячы свет" пушистого медвежонка.
На пороге меня встретила пожилая женщина, которая , открыв широко дверь , старательно ,приятным голосом, проговорила :
-Здравствуйте!
-Здравствуйте,- поклонился я и добавил, - меня зовут Федор и я пришел познакомиться, -здесь у меня тоже получилась пауза, но я быстро нашелся, - с семьей Лиды, - и добавил,- мне хотелось бы, что бы вы были её мамой.
-Хорошо, если вы этого хотите, прошу, - и женщина отступила к небольшому гардеробу в прихожей.
  Лида сидела в зале на диванчике, и когда я вошел,на лице её теплилась улыбка ,а  глаза были чуть прищурены , как будто сейчас что то свалится ей  на голову. От её колен отошла девочка лет 4-х и сделала несколько шагов мне на встречу.
Я опустился на одно колено и, поманив жестом , попросил:
-Подойди поближе. Какая же ты хорошенькая,- это была чистая правда, - как же тебя зовут?
  Девочка оглянулась на маму и, получив поощрительный кивок , ответила:
-Леночка.
-А меня дядя Федя и я вот что тебе принес, - и, вынув из пакетика медвеженка,протянул девочке.
Краем глаза я увидел, как переглянулись мама с дочкой, а Леночка засияла улыбкой и  уткнулась носиком мне в лицо. И все!
   Дома я оставил двух младших сестер , поэтому  к  этому ребенку я прильнул  всем сердцем и был счачтлив от ответного, искреннего чувства,  малышки. После того ,как мы с Лидой расписались , я решил удочерить Леночку, что бы семья была , как положено, настоящей , и очень был счастлив, как судья женщина улыбалась,глядя на бабушку, ребенка и дядю, который берет в дочери эту чудненькую девочку,родной папа которой, оказался... Не будем вспоминать о нем всуе. Мама должна была уехать в командировку, а что бы не переносить назначенное в суде время,обеспечила нас заверенным письмом, выражающим согласие на мое отцовство.
  Прошел год...
Бабушка Леночки, Анна Егоровна,  души во мне не чаяла, как и я любил ее, душевную,молчаливую и всепонимающую женщину.  Со временем хлопоты о Леночке стали нашей, с Анной Егоровной,  основной задачей. И не только. В семье моей я был старшим, поэтому мне приходилось ухаживать за младшими сестрами в широком смысле этого слова "ухаживать". Анна Егоровна часто страдала болями в спине, так что это "в широком смысле"в новой моей семье у меня  получилось само собой. Совесть - это замечательно,только, как говорил мой отец, "тяжеловасто" её носить.  Когда мы кормили и собирали Леночку в садик, мама ее наводила лоск, готовясь к работе в заводском  КБ. Ей такой расклад в семье нравился и, полунакрашенная, она догоняла нас с Леночкой у порога, поцеловав дочку и потом меня в щеку, быстренько спешила  к своему трюмо.Что и как там у Леночки в садике, маму не очень интересовало т.к. главной заботой маминой была сама мама. В эти моменты мне становилось немножко не по себе, но я не долго думал об этом, отводил Леночку в садик и спешил в свою бригаду монтажников - высотников на НПЗ. Помню,когда я привел первый раз Леночку , воспитательница бесцеремонно спросила:
-А вы кто?
Тут мне захотелось поговорить:
-Вы видите что я привел ребенка, а не хочу у вас его забрать, поэтому запомните пожалуйста меня и уже к  вечеру я Леночку у вас заберу.
  Женщина задумалась, видимо запутавшись в моих словах, посмотрела на меня, на ребенка , куда- то в сторону в поисках помощи, но я поспешил положить конец её недоумению:
- Теперь я папа Леночки и мы с вами будем видется часто.                Помню, мне это " объявление" очень понравилось. После работы ,когда я заходил  в садик,ребенок  мой бежал ко мне, протянув на встречу ладошки.  И такая была наша обоюдная радость от встречь, и я так дорожил этим безпричинным доверием ребенка, что  в глубине души моей зародилась какая то нежная боль:
-А вдруг!?
  Что "вдруг" - это объяснить я себе не мог. Но думаю подобное чувство тревожит обладателя сокровищ, отнимая у него покой, только мои опасения были, скорее ,ревностными. По сути, чужой ребенок и его могут просто у меня отнять. А эта девочка , это дитё, нуждающееся в бесконечных заботах, забралось так глубо ко мне в сердце, что я , сам того не сознавая, повторял про себя:
-Никому я тябя не отдам! Не смогу жить без тебя! Буду драться! - и не упускал случая, что бы обнять худенькие плечики Леночки и поцеловать головку все еще с младенческим запаом.
  Жили мы в двухкомнатной квартире Анны Егоровны , в старом Н-ске и на работу ездили автобусами в страшной, "пиковой" тесноте.
    А время летит в очень неравномерном полете и со странно меняющимся, но ускорением. Поэтому я и не заметил, как пролетел этот год моей жизни в новой семье,но за то почувствовал, с какой силой получил я "удар"по, упомянутой мною раньше, совести.
    Я сидел под вечер на скамейке у песочницы, в которой играла моя Леночка и неотвязные мысли не покидали меня. И , даже, не за себя мне было больно...
- Как в тумане все прошло ,- думал я о предательстве, как можно было сказать , пусть не родного, но близкого человека, которому я доверил, пусть не страстную любовь, но добрые чувства , - а что же хорошего могу я вспомнить  с её стороны? Чувства были не настолько добрыми, как оказалось.

                Только  в этих  печалях спасала меня забота и любовь к этому прильнувшему ко мне ребенку:
-Куда это подевалась моя Леночка? - нравилось мне задавать вопрос в пространство. И ребенок выбегал ко мне с сияющими глазками и с хохотом кричал:
-Я здесь! Разьве ты не видишь?
-Я думал, что я потерял мою девочку! И бабушка так думала, поэтому беги ка ты к ней скорее, что бы она не заплакала.
  И грустная улыбка Анны Егоровны тоже рвала мне сердце, когда вечерами мы с этой удивительной женщиной долго говорили о жизни, о Леночке, о дальнейшей нашей судьбе для троих .
- Ни о чем не беспокойся, Феденька, - говорила Анна Егоровна, - ты законный и хороший отец Леночке, а мне Бог послал доброго сына. Не бойся, как и я не боюсь за свою судьбу. Надеюсь с тобой, Федя.
-Да! Да, Анна Егоровна! Вот соберёмся с силами и в отпуске моем   всей нашей с вами семейкой махнём ко мне домой. Можно только представить , какое это будет счастье для всех. Главное - все живы! А кто где - это совершенно индивидуальный вопрос...
      Бывает часто,когда в сознании всплывает имя знакомого человека, через какое то время он встречается .Не обязательно имя, часто что то ассоциируется с этим человеком и вроде бы отдаленно на первый взгляд .Иногда мы это не замечаем, но когда я через пять-шесть лет   вспомнил о добром моем школьном товарище и через минут двадцать встретил его на перекрестке в городе, то тогда уже мне стало ясно , что мы,особенно близкие люди и добрые знакомые, связаны все магнитным полем земли, как ребенок пуповиной с матерью.
     И в это предвечернее время, когда я с Леночко возвращался из садика домой "через песочницу"  , в сознании моем повторялись эти слова, отражающие мои мысли о прожитом времени:
   -Как в тумане...   
   И тут я услышал :
-Федя! Федя, это же ты?! - оглянувшись, я увидел бегущую ко мне девушку, -  Господи, как же я хотела тебя найти! - и не ожидая от меня ни слова,   девочка подбежала и прижалась ко мне всем свотм тельцем ...
     Лена! Как в ту холодную ночь после растаявшего тумана, замерзшая, дрожащая у разжигаемого костра.
  И вот в это мгновенье я понял , почему я изредка искал что то в памяти и не мог вспомнить ясно что. А я не мог вспомнить это личико , эти глазки полудетские со слезами , даже не страха, а беспомощности, безысходности там, в тумане, покрывшем бескрайнее болото...
- Леночка! - воскликнул я, - как ты выросла за это время!  Тебя так быстро увел от автобуса папа, что я не успел ничего спросить и ...
   И слышу, меня за руку дергает мой , подбежавший ребенок:
- Ты меня звал?
-Да!Да! И тебя и эту девочку, которую тоже зовут Леночка. Познакомься, а  сегдня перед сном я расскажу тебе удивительную  сказку про одну маленькую девочку, Лену,заблудившуюся в тумане. А с тобой, - повернулся я к Лене, - мы должны встретиться завтра,здесь, немного раньше. Сейчас мне надо мою девочку вести домой .Там нас ожидает бабушка. Завтра я тебе тоже расскажу сказку, возможно не такую красивую, как моей доченьке.

   Однажды, перед выходным я услышал разговоры, что снаряжается машина от нашего СМУ - 5 за клюквой, а вспомнив какой вкусный  клюквенный кисель готовила нам в детсве мама, решил поехать, а за одно подышать запахами леса и болота.
  К болоту пройти надо было через лес  около километра от остановки нашей машины и, выйдя на бескрайнее пространство болота, поросшего хилыми березками , я наметил себе орьентир из выделяющейся высотой ели  для возвращения к условленным 18 часам.
  Человек я не жадный , т.к. всегда   кардинально считал  жадность задатками мародерства, поэтому собрав ягод около полуведерка, любовался красотами пространства. Да, болото, да, сырость и хлюпанье под сапогами, но это природа и в любом её месте и виде есть красота.
  От моего орьентира я находился довольно далеко, поэтому заранее направился к месту входа в лес. Но тут в сторонке я увидел несколько красных от спелых ягод кочек и увлекся легкостью сбора. Мимо меня  прошли несколько человек, но время позволяло и я дал себе волю. Когда я поднял голову от первой "красной" кочки, то вторую я уже увидел, как будто в молоке. Туман... В одно мгновенье. Ягоду я собирал, помнил точно, будучи в положении спиной к своему орьентиру, поэтому повернувшись , я пошел , опасаясь, как бы не промазать вход в лес.
  И тут я услышал , как крикнула женщина:
-Э-э-й! Вера-а-а! Э-э-й!
Я молчал, ожидая пока откликнется Вера, минут пять, не желая помешать встрече  ,как было ясно, потерявшейся  , судя по тембру голоса, девушке. Ответа не было.Тогда я крикнул:
- Стойте на месте, и повторяйте крик "ей"! Я буду вам отвечать.
   В то время как я повернулся, крик раздавался у меня за спиной.Стало быть , когда я встречу эту девушку, женщину, нам надо будет идти назад. Потом я подумал, что мне не хватает астролябии , тогда бы я расчитал все точно.
-Педант болотный,- добавил я в сердцах.
И дальше все пошло так, как должно было пойти в непроглядном тумане.  Где то через  пол часа я нашел эту девушку в слезах и замерзшую. Пересыпал свою и ее ягоду в свой армейский вещмешок, что б легче было идти и объяснил моей спутнице, что у нас есть все шансы заблудиться.
- Мы можем стоять здесь и ждать, пока туман разсеется. Тогда мы увидим лес и куда то выйдем.
-Но тогда мы замерзнем,простудимся и ... здесь нет врачей.
-Ага!, - подумал я, - девочка умничка , смелая  и, кажется, весело настроилась на сражение с трудностями, которые скопились у нас впереди.
-Хорошо, - сказал я, - пойдем,как мне кажется в этом направлении и главное идти прямо. Держись за мою руку, будет легче. У меня есть все снаряжение для путешествий по лесам , поэтому мы с тобой не пропадем, только доверься мне и ничего не бойся. У меня дома две сестренки таких как ты, и я умею обращаться с детьми, - старался я внушить ей доверие к себе.
-А я не дети, -как то засерьезничала девочка.
- Тогда в путь!
   Легко сказать: надо идти прямо. А пока я встретился с этой девочкой пришлось
  поворачивать на кажущийся звук голоса и сохранить в памяти направление было невозможно.Шли и шли, отдыхали и шли. Вдруг, так как и появился туман исчез, расстаял на глазах и мы увидели холодное звездное небо, а справа , в ста метрах, край леса. Часы показывали начало десятого. В первую очередь - костер, потом ветки елей , чтоб поспать, чай в термосе и колбаса с хлебом, все осталось у меня пока не тронутым. Я снял свою курточку, заставил девочку лечь на еловые ветки спиной к костру, накрыться моей курткой и прижаться к моей спине, что б не замерзнуть.
Девушка оказалась далеко не размазней, а собраной и терпеливой. И заплакала она там в тумане от обиды, как я уверил себя.Когда начало светать , мы снова тронулись в путь по бездорожью леса , определив примерно направление по сторонам света.
  Пополудни мы вышли на заросшую траваой дорожку и пошли по ней. К вечеру,выйдя на дорогу со следами от колес телеги , мы встретили колхозника на телеге с мешками.
  Добрые деревенские люди. Нас накормили, уложили спать, а утром хозяин отвез нас в соседнее село, откуда уходил автобус в соседний с Н-ском город. Там Лена позвонила домой и её встретил отец. Мне звонить тогда было некому. От автобуса отец  увел Лену так быстро, что я не успел даже слова сказать на прощанье.
Было не до разговоров...
   Когда я рассказывал своей доченьке эту сказку перед сном, приукрашивая наши приключения с Леной, моя Леночка держала меня все время за руку ,при каждой"опасности" в рассказе  сжимала ее непроизвольно. Предстояло другую "сказку" рассказать теперь Леночке взрослой. И уже без прикрас.Потому что в жизни преобладают в большинстве серые цвета и , если вдруг пробьются сквозь серенькую пелену светлые полоски, они то и заставляют нас жить дальше. Потому что самое красивое ждет нас там, двлеко впереди, в добром будущем...

         На следующий день мой ребенок играет в песочнице, а я оглядываюсь и жду Лену. Дивчина серьезная оказалась, с характером , не терпящим беспорядков во всем. Тот костер в лесу она притушила и проверила на искры до выжженой травы. И вот, кажется она...
   Мне показалось, что она плыла, парила над землей, в белом платьице в горошек, она представилась мне Мегги из "Поющих в терновнике",спускающуюся по лестнице, а я как Ральф , не мог отвести от неё глаз. Однако я скрывал перед ней свое восхищение. Мне уже в то время было двадцать шесть, а ей девятнадцать и я считал себя старым.
  Первым делом Лена приласкала моего ребенка, переплела ей косички и показала, как готовить песочные фигурные "пироги". Потом:
-Я пришла послушать твою сказку, которую ты обещал рассказать .
-Что же, слушай.
  И я расказал очень коротенькую историю моей женитьбы, а, что бы смягчить главное, вспоминал хорошее в своей жизни за последнее время.                -Ты себе представить не можешь, Лена, когда этот ребенок уткнулся носиком мне в лицо в благодарность за этого медвеженка, у меня чуть сердце не выскочило из груди. И потом, в квартире было не очень все аккуратно, у Анны Егоровны больная спина и с ногами непорядок,а сама Лида , видимо ,смотрела только за собой. Характер у  неё ровный,она веселая, красиво говорит,её интересно слушать, всегда хорошо одета,поэтому на домашние проблемы оставалось у неё не много времени.Меня это не тяготило и я потом деликатно все неполадки устранял. А позже Леночка по утрам,проснувшись, бежала ко мне обняться. И Анна Егоровна уже не могла обойтись без моей помощи. У меня дома родители работали, на мне две младшие сестренки, школа,уроки, не всегда мама могла сготовить, так что опыт у меня в домашнем хозяйстве приобретен ,считай, с пеленок.В общем все было хорошо, мирно и порядок установился удобный для всех и никого не напрягающий.  Только больше месяца назад, как всегда вернувшись с Леночкой после работы, Анну Егоровну я застал в слезах. Первый раз за все время. Вытерев лицо, она , как всегда, отчетливо  произнесла:
"Лида уехала в отпуск, - и молчание. Как обычно я начал искать способ разобраться с неизвестными положениями в этой задачке, которых было много. Нафантазировать можно было в избытке, однако, хотелось точности. И Анна Егоровна добавила, - и не одна, а с каким то командировочным из Москвы. Феденька, я не знаю, что делать и как ты поступишь, только любой твой поступок я не вправе буду осудить. Моя дочь унаследовала характер отца.Он мне изменил, когда Лиде было пять лет и ушел из семьи".
 

Первая мысль моя была, а что с ребенком?! И Анне Егоровне не легко, поэтому о  себе в первые минуты я как то не подумал.Потом сказал, что самое главное - мы живы и здоровы. Мама Лида пусть остается в командировке, а у нас дела.  По сути я живу в чужой квартире, где больше мне места нет. Да, прописан, но цепляться за это не буду. На развод я  подал сразу, т.к. любое предательство мне противно. А бросить всех и уйти я не имел даже права. Чрез месяц приехала Лида ,что бы привести в порядок дела на работе. Леночка бросилась к ней, обняла и тут же спросила: "Мама, ты опять уедешь?"  А мне Лида чуть-чуть смущенно сказала только: "Прости!" - и пожала плечами, - только Леночку я с собой забрать не могу, с квартирой  мы еще не определились...".
    Я обрадовался , успокоился и сказал, что Леночка мне такая же дочь как и своей маме,  и  теперь особенно , подчеркнул я, и я буду счастлив, если она будет всю жизнь мою со мной, а мама может её видеть, брать к себе, но обязательно возвращать. А если ты вернешься сюда,  домой, то я сниму другую квартиру и на этом все.
- На следующей неделе суд по разводу. Будем судиться я, Анна Егоровна, соседка - свидетель измены,(просятся в свидетели все соседи) и моя Леночка, которую должны приписать мне навсегда. Иначе нет на этом свете правды.
На этих словах Лена улыбнулась  и, ни слова не сказав, присела с моей малышкой в песочнице.
   
И жизнь потекла своим порядком. Леночка большая осенью поступила в институт, мама Лида приезжала со своим новым мужем и, надо отдать должное не знаю кому,  они вежливо поселялись на время в гостинице. Леночка малая радовалась маме и спокойно провожала её обратно "в командировку". А на каникулах Лена большая проводила все свободное время с нами. Теперь и на нее Анна Егоровна не могла нарадоваться. А я уже любил эту девушку , всем сердцем, но не подавал и вида,  приписывая её такое же преданное отношение ко мне тем нашим приключениям в тумане, на бескрайнем болоте, откуда мы могли и не выйти. В те времена у многих людей совесть останавлдивала многие порывы и я не мог этому, как я думал , ребенку предложить свое сердце в свои уже двадцать семь лет. И не знаю, чем бы все кончилось, если бы...
  У подъезда меня встретил однажды мужчина и спросил:
  -Вы Федор?
-Да.
- Я отец Лены,- он помолчал, видимо, дал мне время сообразить и продолжил, - я должен был давно с тобой познакомиться, - перешел он на "ты",- потому что Лена моя бесконечно говорила и рассказывала про ваше путешествие в тумане,но тогда мы не знали фамилии твоей, а последнее время она приходит от тебя грустная и иногда плачет. Я знаю о тебе и о твоей Леночке все из  рассказов дочки, поэтому решился с тобой поговорить.
-Извините, - перебил я его, - я все понимаю и не знаю, что мне делать! Я старше Лены на семь лет и я ни разу даже не намекал ей,что...
-Федя,я старше лениной мамы на пять лет и мы живем душа в душу. Такие вот дела, - улыбнулся он и, протянув мне руку, сказал , - меня зовут очень просто, Иван Иванович.
И ушел , что то напевая себе под нос.

На следующий же день я сказал Лене:
               
-Лена, я познакомился с твоим папой, - сказал  специально не с "отцом", что бы звучало нежнее. Лена  опустила головку и молчала, - Леночка, я...
  И тут она схватила меня за рукав так, как  она держалась за него уставшая там, на туманном болоте, и со слезами на глазах прошептала: " Я давно и очень тебя люблю!.."

                Эпилог

-Там,на Сахалине,моя доча Леночка после института работает и я еду за внучкой Лидой.Имя мы ейдали в честь  бабушки,которая ,в общем,добрая была и мама. А  плохое лучше не вспоминать.Так будет легче и проще в нашей с вами жизни...


 


Рецензии
Повезло Вашему герою с фамилией! Мирный! Вот и судьба его баловала.
Рассказ замечательный.

Галина Поливанова   04.08.2022 17:47     Заявить о нарушении
На мой взгляд так должно быть в нашем Мире.
Благо дарю Вам за приятные слова!

Ромуальд Наумчик   05.08.2022 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.