Тишина

                Т И Ш И Н А

                Душе, познавшей тишину, в награду чувства открывают красоту.

     Спроси любого человека, гуляющего берегом озера, идущего по лесной тропинке, останавливающего машину, чтоб глотнуть вольного ветра в поле, рыбака с удочкой, весь улов его годится только кошке на завтрак, тогда зачем он полдня просидел у воды? Ответ прост, как сама жизнь. Людям надо душою отдохнуть, хоть немного замедлить эту бесконечную гонку на опережение времени, но в итоге побеждает время, хоть ход его размеренный и, в то же время - беспощадный. У людей дистанция длиною в жизнь, а у времени нет ни начала, ни конца. Получается, что мы соревнуемся в беге с собственной тенью. То длинная она, то короткая, то вовсе её не видно, так и наша каждодневная работа, которую делать-делать  и не переделать. Устаёт тело, но хуже, когда устанет душа. Тогда ничего тебе не мило и хищной удавкой нависает тоска. Пилюли от тоски  ещё не изобрели люди, остаётся одно – врачующая Природа.
     «Ну, дайте, дайте тишины!» - умоляла поющая Алла Борисовна Пугачёва. Но подарить тишину никто не сможет. Движение жизни тихим не бывает. Даже в лесу, в поле, у ручья, даже по пустынной полевой дороге муравей бежит… Тут важно сменить темп движения, переключив его на созерцание, чувственность, проще говоря – открыть глаза и уши и слиться с природой, стать его частью, ну, хоть на малое время уйти от нескончаемой суеты. Посвятить себя маленьким открытиям, просто, для себя, чтоб удивиться, восхититься всего лишь покачиванию листика на дереве, ползущей улитке, росинке на лепестке цветка. Эта росинка, плывущее облако, журчание ручья, кланяющаяся каждому своему ку-ку кукушка, нам может показаться таким кратковременным и малозначащим действием, а меж тем именно это и есть вечное, праздничное, но не праздное движение природы к своему совершенству. Ускоряющийся темп жизни человека не оставляет ему времени для счастья, для размышлений. А ведь в покое, в размышлении, в сравнении и в задумчивом созерцании проявляется сам человек. Именно для этого Богом дан человеку ум, глаза, уши, чувственность и Совесть, наконец. Как же много человеком не додумано, не осмыслено, не понято. Меняя в доме мебель, платья, машины, телефоны, мы не становимся лучше, скорее наоборот, мы меняем годы жизни на тряпки и на то, что очень скоро превратится в хлам. И только добром, нежностью и искренностью наполненная память – это и есть свойство человеческой личности. Жить не для брюха, не ради денег и чинов, а ради высокого звания – Человек. Это ещё осознать надо, в тишине, среди многовековой природы, бегущей воды, огня и меняющего своё лицо неба. Всё меняет свой облик, а для чего? Чтоб в конечном итоге созрело зерно мудрости. Такое зерно зреет в каждом человеке и нужно ему помочь вызреть. Не зрелое зерно не взойдёт для новой жизни, а если и взойдёт, то ростки будут слабыми, как дети, выросшие без родительского воспитания, как подсолнухи-самосейки среди сорной травы: стебли тоненькие и личико цветка маленькое. Созреет ли семя на нём… Вот и выходит, что бесконечная суета – это не что иное, как неосмысленный грех, бесплодный, выматывающий силы и уносящий с собою время жизни, данное Богом человеку для совершенства. Одно слово: «Не позволяй душе лениться…», и этот призыв известного поэта Николая Заболоцкого для каждого Человека, рождённого по воле Божьей…

* * *

                «Мы редко думаем о том, что имеем,
                но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет».
                А. Шопенгауэр

     То, чего у нас нет, мы можем перечислять очень долго, ошибочно полагая, что то, что мы имеем, мы об этом знаем. Даже с теми, у кого прекрасная память, иногда случаются моменты, когда человек не может вспомнить, куда он положил ту или иную вещь, где от кого слышал засевшую в памяти информацию. А бывает такое, что «голова забыла, а руки помнят, как эту работу делать». Но это одна сторона вопроса. Есть и другая, когда мы просто не учитываем, а порой даже не догадываемся, каким богатством обладаем. Это просто и совсем не просто обладать чувством прекрасного, видеть прекрасное, слышать и внутренне откликаться на зов прекрасного. К примеру: десятки людей пройдут мимо и только один человек оглянется. Этот человек не просто оглянулся, он унёс увиденное с собой в памяти своей. Хорошо, если унесённое из числа прекрасного и воспоминания будут согревать его душу долгими зимними вечерами. Скажу честно, выходя из дома, я каждый раз, помимо того, что я куда-то иду по делу. Я ещё желаю увидеть в простом нечто, унести его с собой. И такое «воровство» считаю самым безобидным и даже полезным занятием.
     Вот, к примеру то, что я называю – «окно в небо». Выглядывая в окно, мы редко обращаем внимание на само окно, нас интересует вид из окна. Но, находясь в лесу, всё важно. Понятно, что деревья в лесу растут там, где кому Судьбой назначено. Именно расположение для «ловцов прекрасного» и является то – самое-самое. В смешанном лесу всегда много неожиданностей. Деревья как бы дополняют друг друга. А встречаются места, где одни только берёзы или сосны. В разное время года они по-своему хороши. Зимние лиственницы меня иной раз пугают. От сумрачных мыслей меня не могут отвлечь ни игольчатый иней, ни маленькие шишечки, больше похожие на увядшие лесные жарки. Но летом лиственничный лес – это то, самое прекрасное, ради чего стоило идти в лес Нежно зелёная хвоя, как детская головка, так и тянется рука, чтоб погладить. Только как же тут погладишь, если эти деревья под самый купол неба подняли свои кроны. И нужно найти то самое место на земле, стоя на котором, подняв голову, и можно увидеть «окошко в небо». Ветки с кудрявинкой со всех сторон, а посредине, как в колодце – синева. В если по этой синеве ещё и белые облака плывут, словно мыльные хлопья а мамином тазике, то того и гляди, голова может закружиться… Это для меня не новость, но отказаться от удовольствия заглянуть в небесный колодец, я не в силах. Ведь найти, природой созданное круглое окошко, куда труднее, чем идеальный гриб. А если и найду, то стараюсь место запомнить. Только моя «запоминалка» часто ошибается, а может это и к лучшему. Попутно я ещё столько разной красоты увижу, что приду домой, лягу на подушку, закрою глаза, а мне всё ветки чудятся. Так меня укачают, что не замечу, как и усну.

                ***
Быть небом, этого не зная,
И перелётным быть, как стая,
И, поднимаясь над землёй,
Быть пылью, мудрой и простой,
И быть, как время, - быстротечным,
И быть, как ветер, - бесконечным.
               Морис Карем

     Смотреть, как по синему небу плывут белые облака, как бездумное стадо белых овец по косогору, конечно, можно, но только скуки ради. Ничего нового и необычного в этом извечном действе не высмотришь. Другое дело, когда по небу, одиноким путником плывёт одно-единственное облако. Посмотришь на него и мысли начнут рождаться одна за другой. Но первые из них, которые родом из детства, это давняя мечта – стать облаком и с высоты посмотреть мир…
     Я, когда вижу задумавшегося человека, засмотревшегося на что-то, а скорей всего углубившегося в свои мысли, стараюсь тихо мимо пройти, или, если именно к нему шла, остановлюсь и постою, подожду до той минуты, когда он вернётся в наш суетный мир. Такая задумчивость дороже дельного разговора, это может быть скромный задаток для будущей задумки. Нельзя перебивать в самом  его зародыше. Силёнок в ней ещё мало, растает, не вспомнишь и не соберёшь потом воедино свою мысль. И совсем не важно, как ты к этому человеку относишься, а может ему добрая мысль пришла… , а может такое случиться, что и ты не прав и только, спустя время поймёшь это.
     В глубокой задумчивости я часто вижу одинокое облако над лесом, а между мной и лесом хлебное поле ржи, со склонёнными колосьями. Тихо, ни единый колос не качнётся. Смотрю на задумчивый колос детскими глазами и думаю, вернее – пытаюсь догадаться, о чём думает колосок, целое поле колосков, о чём думает лес вдали и облако над ним? Много лет прошло с той минуты, когда я увидела эту «картину», и сколько раз мне память возвращала её, каждый раз ответы были разными. То мне хотелось тучкой стать, то лесом, то деревом, то васильком у полевой обочины. Вот только «быть пылью, мудрой и простой», мне и в голову такое не приходило. А выходит, что это и есть – Высокое Смирение… Об этом ещё думать и думать надо, чтоб дорасти до этого понимания бытия. И, по всему выходит, что в конечном итоге так оно с нами и случится…

                ***


Рецензии