Глава 8, ч. 1. Преподавание английского в ZOOM

          
           Преподавание в ZOOM английского как второго языка.
                Класс Анджелины и её ассистента Гейл

Когда началась пандемия, то занятия в классе Анджелины, о котором я рассказывала в своих репортажах «Класс Анжелины в Санта-Барбаре». Ч. 1 (http://proza.ru/2019/11/28/743), Ч.2 http://proza.ru/2019/12/13/616 и
Ч.3 http://proza.ru/2019/12/28/327, прекратились. К этому времени я уже переехала в Камарилло, так что посещать занятия не смогла бы в любом случае. Однако жизнь не стояла на месте, и вскоре, весной 2020 года, нам было предложено присоединиться к онлайн занятиям в классе ESL (английского как второго языка) в ZOOM. Я была бесконечно рада возможности продолжить изучение языка. Кроме того, нашим преподавателем оставалась Анджелина, что вселяло в меня самые радужные надежды, поскольку я уже не представляла своей жизни без неё.

К сожалению, на это предложение откликнулись далеко не все студенты нашего класса, и на первом семестре группу посещали лишь четыре человека: Марибель и Педро из Мексики, Флориана из Франции и я. У меня и Педро был четвёртый уровень подготовки, у Марибель и Флорианы – третий. Педро посещал занятия нерегулярно, так что чаще всего Анджелина занималась с тремя женщинами. При этом от наших занятий я не испытывала никакого удовлетворения. Причин было несколько. Главная состояла в том, что обе женщины говорили с сильным акцентом, так что я ни слова не понимала из их речи. При этом обе считали себя большими знатоками английского. Кроме того, Марибель появляясь на экране компьютера почти обнажённой, что неизменно вызывало у меня досаду. Мне было непривычно видеть женщину в откровенном декольте на официальном уроке. Тем не менее, я не отваживалась бросить занятия, так как опасалась потерять достигнутые в языке успехи, да и хотелось поддержать Анджелину, поскольку её класс в первом семестре был весьма малочисленным.

Зато в следующем семестре я была полностью вознаграждена за свою верность Анджелине и терпение. В классе зарегистрировались замечательные студенты из разных стран мира: Анджела, Дебай и Дайяна из Колумбии, Шин и Синди из Китая, Леви из Южной Кореи, Сизар, Эстебан, Йоланда, Марикармен, Бланка, Клаудия из Мексики, Хуго из Гватемалы, Нишейда из Перу, Йонела из Румынии, Сильванос из Нигерии и другие. Все они в разной степени владели английским, но все они были дружелюбными и общительными. В классе были зарегистрированы студенты не только из разных стран, но и разных рас. Чернокожими были Анджела, Дебай и Сильванос, желтокожими – студенты из Азии, белыми – из Европы.

Занятия в ZOOM были хороши тем, что присутствовать на уроках могли не только жители Санта-Барбары, но и других городов Калифорнии и других штатов США, а также студенты из разных стран. Анджела и Дайяна присутствовали на уроках, находясь в Колумбии, Леви – в Японии, а Синди – в Китае. Правда, когда она гостила у сына в Калифорнии, то подсоединялась к классу из Голито, города в округе Санта-Барбара.

Во втором семестре у нашей наставницы Анджелины появилась помощница Гейл, человек высокообразованный, добрый и отзывчивый. Она часто вносила ясность в вопросы, которые были непонятны студентам или вызывали их интерес. В прошлом Гейл преподавала психологию и социологию в университетах разных городов, разработала и вела курсы по навыкам публичных выступлений. Некоторые из этих университетов находились не в США, поэтому у Гейл была возможность некоторое время жить за границей. Классы по навыкам публичных выступлений и несколько курсов по психологии развития проводились в Калифорнии - в Городском колледже Санта-Барбары, а также в различных сообществах и некоммерческих агентствах.

Гейл очень нравится преподавать, хотя, как она призналась мне в письме, она не была уверена, очевидно ли это студентам в онлайн-классе? Она хотела узнать об этом от меня, поскольку, как она объяснила: «Я знаю, что вы честны и выскажете своё мнение». На её вопрос я ответила: «Я думаю, что студенты не задумываются о том, насколько преподаватель любит и заинтересован в своей работе, если он ответственно относится к своим обязанностям и с уважением относится к студентам».  В этом же письме я попросила Гейл говорить медленней, поскольку не успеваю следовать за её мыслью из-за быстрой речи. Гейл обещала контролировать себя в этом плане и разрешила напоминать ей, если она сильно увлечётся. Несколько раз я останавливала её, и она начинала говорить медленней, однако через некоторое время забывалась, и я снова переставала понимать сказанное ею.

В своём письме Гейл объяснила также ситуацию с дистанционным обучением студентов: «Всем инструкторам из разных отделов было непросто перейти на дистанционное обучение. Нас попросили изучить подходы к такому обучению в течение десяти дней, когда стало ясно, что все учебные заведения внезапно закроются. Нас также попросили посетить несколько учебных занятий, чтобы познакомиться с технологией ZOOM и несколькими связанными с ней методами обучения. Я думаю, что многие учителя все ещё находятся в периоде «адаптации» к удалённому обучению ...».

Интерес Гейл к преподаванию английского языка восходит к её опыту, полученному во время пребывания в аспирантуре университета в Мичигане, в котором обучалось много иностранных студентов. Гейл работала в штате сотрудников интернационального жилого комплекса для 120 студентов. Всего в комплексе проживали 1200 учёных и студентов из разных стран в возрасте от 21 до 65 лет. Эта работа позволила Гейл ежедневно общаться с талантливыми студентами и исследователями из более чем 50 стран. Во время учёбы в Анн-Арборе она работала над получением ещё одной степени, но в 2017 году после потрясения, вызванного выборами, она решила, что ей будет полезно иметь сертификат в области, которая позволит ей возобновить работу за границей.

В течение многих лет Гейл занимала проблема беженцев. Однако преподавание социальных наук и разработка методов обучения навыкам публичных выступлений не помогли ей приблизиться к оказанию помощи беженцам. Это была ещё одна важная причина, по которой Гейл решила продолжать изучать эту проблему в классах ESL, хотя в Санта-Барбаре больших потоков беженцев мало. Гейл особенно интересовали беженцы из Сирии, Северной и других частей Африки, хотя её интересы расширяются с каждым годом. Она немного говорит по-арабски, поскольку, будучи студенткой и аспиранткой, жила в африканских странах.

В третьем семестре к нам присоединись новые студенты, а некоторые перестали посещать занятия, в том числе Анджела, о чём я очень сожалела. Она была весьма образованной молодой женщиной, работавшей в правительственных структурах Колумбии. К тому же внешне она была очень привлекательной. В числе новых студентов были Прасиди из Индии, Лимоа из Тибета, Израиль из Мексики и другие.

На уроках мы пополняли словарный запас, знакомились с тонкостями американского английского, идиоматическими выражениями, отвечали на вопросы, знакомились с выражениями, выражающими сомнение или неуверенность. Мы узнали, что, к примеру, глагол to get (получить) в соединении с разными предлогами приобретает совершенно другой смысл. Здесь мне вспоминается один молодой поэт, некоторое время назад выставлявший свои стихи на сайте Проза.ру и как-то написавший в одном из своих отзывов, что английский язык примитивный. Хотела бы я посмотреть на него, как он справится со всеми этими глаголами с предлогами, сможет ли выучить, после каких глаголов нужно использовать неопределенную форму глагола, а после каких - герундий и после каких глаголов можно использовать и то, и другое.

Часто нам давалось задание: определить, какому слову в левом столбце соответствует фраза в правом. Например, слову bully соответствует определение to scare or hurt small or weak people (напугать или обидеть маленьких или слабых людей). Слову сurse соответствует wish that bad things happen to someone (пожелать, чтобы с кем-то случилось что-то плохое), и т.д.

Мы по очереди читали вслух тексты. Один из них вызвал  у нас не только неподдельный интерес, но даже умиление:

- Когда вы посещаете острова Дзамами и Ака в группе островов Керама на Окинаве, обратите внимание на статуи на каждом из этих островов. Это статуи двух собак по имени Широ и Мэрилин, установленные как дань уважения вечной преданности.
Кто такие Широ и Мэрилин?
Широ и Мэрилин - это две собаки, которые жили бок о бок на острове Дзамами и были неразлучны, пока однажды в 1986 году хозяин Широ не перевёз свою семью на соседний остров Ака, который находится в 15 минутах плавания на пароме через пролив.
 
Любовь не знает расстояний, и оно не стало препятствием для Широ. Каждое утро он прыгал в океан, и независимо от погоды или состояния моря жители острова видели его плывущим три километра через пролив между островами Ака и Дзамами, чтобы воссоединиться со своей любимой Мэрилин. Несмотря на расстояние, у пары родилось три помёта щенков. Широ не забывал и семью, в которой жил, и после изнурительного плавания вечером всегда возвращался к ней. Широ совершал это путешествие каждый день, пока Мэрилин не скончалась.
 
Увековеченная любовь.
Эта трогательная история о взаимной преданности вдохновила  кинопродюсеров на создание в 1988 году документального кинофильма под названием «Хочу увидеть Мэрилин». В знак уважения к этой верной любви жители обоих островов собрали средства на сооружение статуй собак и установили их на своих островах, причём обе обращены к океану и друг к другу.

Некоторые уроки проводились в виде игр. Анджелина ввела в практику занятий каждый четверг, в последний учебный день недели, проводить игры-соревнования с помощью мобильных телефонов. Она давала нам код, чтобы мы могли подсоединиться к соответствующей программе, и по её команде студенты включались в соревнование. Наша задача состояла в том, чтобы за определённое время выбрать правильный ответ из четырёх предложенных. В спокойной обстановке эти вопросы не представляли для меня особых трудностей, однако я никогда не играла в компьютерные игры и игры на мобильных телефонах. Поэтому за короткий период времени я не успевала проанализировать предложенные ответы на полученные вопросы, выбрать из них правильный и послать ответ преподавателю, постоянно путаясь в кнопках, на которые нужно было нажимать. В итоге у меня было мало правильных ответов, что меня чрезвычайно огорчало. Соревнования выигрывали студенты, набившие руку в подобного рода играх, причём отнюдь не самые лучшие в знании языка. Моё самолюбие страдало, и в итоге я заявила, что не буду принимать участия в этих соревнованиях.

Анджелина также практиковала деление присутствующих в классе на группы, в которых студенты общались либо на заданную тему, либо отвечали на вопросы, поставленные преподавателем. Этот метод изучения языка был предписан требованиями руководства Городского колледжа. Мне не нравилась эта часть наших занятий. Хорошо, если в группе оказывались студенты пусть даже не с хорошим уровнем знания английского, но с кем было просто приятно пообщаться, кто мог пошутить сам и оценить шутку другого. В таких группах мы порой вели посторонние разговоры и нередко смеялись от души. Но часто бывало и так, что я совершенно не понимала, что говорят мои одноклассники. К примеру, я не понимала, на каком вообще языке говорят некоторые студенты из Китая. Мне казалось, что я слышу китайскую речь, настолько силён был их акцент.
 
Однажды я оказалась в одной группе с молодой женщиной из Индии. Она постоянно отвлекалась на разговоры с мужем, отвечала на вопросы своей маленькой дочки и так и не смогла включиться в тему. Я попросту потеряла время. В итоге я была расстроена и раздосадована, поскольку полагала, что моё общение с соучениками должно способствовать моему продвижению в познании языка. Мне хотелось как можно больше времени слушать правильную английскую речь, а не мучиться, стремясь понять, что говорят мои одноклассники.

Бывали уроки, когда я хваталась за голову от обилия новых слов, выражений, идиом и ранее неизвестных мне правил. А бывали и такие, с которых хотелось уйти. Таким был урок, когда Анджелина учила студентов распознавать существительные и глаголы по наличию или отсутствию артиклей. Я не могла понять, как это мои одноклассники, многие из которых гораздо лучше меня понимали устную речь, не в состоянии отличить существительное от глагола по смыслу, а не по механическим признакам. Я хотела, чтобы мы, наконец, попрактиковались в использовании определённых и неопределённых артиклей.
 
Вместе с тем я понимала, что в процессе обучения возможны разные непредвиденные обстоятельства, и мысль покинуть класс у меня никогда не возникала. Поэтому я была искренне расстроена, когда Анджелина сообщила, что в следующем семестре наш класс будут поочередно вести два преподавателя.


Рецензии
Дорогая Алла! Ваш репортаж , насыщенный интересной информацией, как всегда, жизнеутверждающий и оздоровляет психику спокойным рассказом о нормальной жизни в беспокойно тревожном времени несущей смерть пандемии. Неформальное спасибо, с пожеланием здоровья, новых репортажей.

Василий Заяц   13.01.2022 18:56     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Василий, за столь высокую оценку моего репортажа. Будем надеяться, что сейчас планету накрыла последняя угрожающая жизни людей волна пандемии. Она выдохнется на излёте и перестанет быть смертельной опасностью для человечества.
С теплом,

Алла Валько   13.01.2022 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.