Великий математик Пафнутий Чебышев елецкий помещик
Чебышев – это «гордость науки в России, один из первых математиков Европы, один из величайших математиков всех времен».
Ш. Эрмит
В прошлом году, 16 мая, исполнилось 180 лет со дня рождения Пафнутия Львовича Чебышева (1821 –1894). На родину великого русского математика в деревню Окатово (имение матери), бывший Боровский уезд, ныне Жуковский район Калужской области, в день его рождения приехали 96 академиков РАН. Ученые посетили музей Чебышева в школе села Спас-Прогань, поклонились его памяти в церкви Спас-Преображения на Прогани. Здесь, в подклете колокольни, – фамильная усыпальница, где покоится «заслуженный профессор Петербургского университета, член российской и французской академий наук, почетный член многих академий, университетов и ученых обществ, действительный тайный советник и кавалер орденов» Пафнутий Чебышев. Здесь же похоронены два его брата – Павел – коллежский советник, и Николай – генерал-лейтенант артиллерии.
В юбилейный год в Калуге была проведена научная конференция по вопросам археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья (от верхней Оки), посвященная Дням славянской письменности и 180-летию со дня рождения Пафнутия Львовича. Мне уже доводилось на страницах газеты рассказывать, как конференция помогла сделать краеведческое открытие, что урочище «Чебушов сад», расположенное рядом с родовой усадьбой предков великого поэта в Кропотово-Лермонтово в Становлянском районе, оказалось имением отца Льва Павловича, а затем старшей сестры великого математика Елизаветы Львовны Чебышевой-Тарасенковой. Изучение следов дворян Чебышевых в Елецком уезде позволило сделать еще одно открытие: вторая сестра великого математика и механика – Екатерина Львовна вышла замуж за елецкого помещика Михаила Николаевича Лопатина, чем породнила через Лопатиных дворян Чебышевых и купцов Пришвиных.
Имение Лопатино – в 30 верстах на запад от Ельца. Их сын Владимир Михайлович (1859 – 1934) окончил юридический факультет Московского университета, служил по судебному ведомству, в 1901 – 1911 годах был товарищем (так раньше называли заместителей) председателя елецкого окружного суда. С юности Владимир Михайлович мечтал стать актером, принимал участие в спектаклях Шекспировского кружка в Москве, обучался в драматических классах Г.Н. Федотовой при Малом театре, был участником Общества искусства и литературы, в котором были заложены основы будущего Художественного театра. Участие в спектаклях Общества сблизило его с К.С. Станиславским и другими будущими артистами МХТ. В годы службы в Ельце В.М. Лопатин руководил у нас любительским театром. Выйдя в отставку, Владимир Михайлович уехал в Москву и поступил в труппу Московского художественного театра. Его охотно приняли Станиславский и Немирович-Данченко. В Художественном театре Лопатин играл до конца жизни. В 1933 г. Владимир Михайлович, сценический псевдоним Михайлов, был удостоен звания Заслуженного артиста Республики.
А совсем недавно – еще одна удивительная находка. Выяснилось, что сам Пафнутий Львович Чебышев был елецким помещиком, владел родовым имением Чебушово (Знаменка) в Елецком уезде. Мысль, что недалеко от села Лопатино есть сельцо Чебушово, высказала Надежда Николаевна Комлик, уроженка тех мест, заведующая кафедрой Елецкого университета. Ни на старой карте, ни на новой топографической такого села нет. Пришлось ехать в соседний Измалковский район и там расспрашивать старожилов. Так нашлась деревня Знаменка. Местные жители зовут ее по-старому: «Чебушово». Она располагается в двенадцати километрах южнее райцентра Измалково, на речушке Чёрник, впадающей в Чернаву. Речка дала название и соседнему селу, к которому от райцентра можно доехать по асфальтовой дороге. Некогда по ней проходила граница между Елецким и Ливенским уездами Орловской губернии.
Пришлось обратиться и к архивным материалам. Листаю в Липецком областном архиве «Сборник статистических сведений по Орловской губернии, том II, выпуск II. Материалы по частно-владельческому хозяйству Елецкого уезда. Издание Орловского губернского земства, 1888 год», смотрю села и фамилии владельцев имений. И вдруг взгляд падает на «П.Л. Чебышев»!
В Афанасьевской волости (село не указано) за П.Л. Чебышевым в 1888 году числится имение в 348 десятин, одним участком. Хозяин располагал 248 десятинами черноземной пашни и сотней десятин леса. По данным статистиков имением управляет сам владелец. В хозяйстве числится 15 сох, 5 плугов, 5 борон железных и 15 деревянных. Помещик широко использовал сельскохозяйственные механизмы. В его владении каток, жатвенная машина, конная молотилка, 3 веялки, 2 сортировки и одна необычная машина, которой земские статистики не нашли названия, числится в прочих. В имении 75 лошадей, 68 голов крупного рогатого скота, 10 свиней.
Статистический сборник, изданный годом раньше, в 1887 году, прямо утверждает, что сельцо Знаменское, (бывшее Чебышева), расположенное в 38-ти верстах от уездного Ельца, в 10-ти от железной дороги и 12-ти от волостного правления (села Афанасьево) – самое крупное имение волости. Здесь проживала 81 семья, 216 мужских душ с наделами. Кроме того, в той же строке, того же владельца, названы две деревни Ливенского уезда: Черник (в местном произношении Чёрник) и Закутино. В первом 325 жителей мужского пола, во втором – 24. В имении обозначена каменоломня, которой может пользоваться каждый. В 1887 году в Чернике достраивалась церковь, подряд оценен в 9000 рублей. Все эти земли входят ныне в Измалковский район Липецкой области. Правда, сельца Закутина, обозначенного на карте начала ХХ века, уже больше нет.
Сборник приводит интересные данные по использованию земель в пореформенное время. В 1885 году 61 крестьянин арендовали у помещика на шестилетний срок 255 десятин пахотной земли и 25 десятин покосов. Арендная плата за «круг» (одна десятина озимого плюс одна десятина ярового хлеба) составляла 38 рублей. Кроме того, арендатору необходимо было доставить одну копну соломы, вывезти 28 возов навоза и отработать четыре дня на барской земле. Лес и кустарник рубить не разрешалось.
В большой семье Чебышевых (пять братьев и четыре сестры) трое имели инициалы «П.Л.» – старший Пафнутий, и еще Павел и Петр Львовичи. Сведения о Павле Львовиче (1822—1869), втором сыне Льва Павловича, весьма скудны. Его портрет неизвестен. Известно, что в 1844 году он окончил юридический факультет Московского университета, имел чин коллежского советника. Служил Павел Львович Чебышев в канцелярии Калужского гражданского губернатора, Тульском губернском правлении, Министерстве Императорского двора, Санкт-Петербургском уездном суде. Несколько лет он был членом Боровском уездного суда, а затем вместе с отцом работал по организации Калужского земства и по проведению крестьянской реформы 1861 года в Калужской губернии. Скончался Павел Львович 25 января 1869 и, естественно, в статистику 1888 года включен быть не мог.
Третий по старшинству сын Льва Павловича Пётр Львович Чебышев (1824 – 1891). Сведений о нем значительно больше. Сохранились воспоминания его сына Льва Петровича. [РГИА, 1343, оп.32, е.х. 1090]. С 1841 года – казеннокоштный кадет Института Корпуса путей сообщения. Не окончил его, поступил на военную службу вольноопределяющимся в 13-ю батарею конной легкой артиллерии. Участвовал в Венгерской кампании 1847 г. Жена Анастасия Петровна Мишина, в 1-м браке Александрова. «В 1860 г. вышел в отставку в чине артиллерии штабс-капитана. Ведал хозяйственными делами братьев, жил в своем имении Кулига в Елецком уезде». Погиб Петр Львович Чебышев в декабре 1891 года в железнодорожной катастрофе при крушении поезда на реке Наре.
Петр – единственный из пяти сыновей Льва Павловича оставил законное потомство: трех сыновей и дочь.
В своем толковом словаре Владимир Иванович Даль объясняет значение слова кулига как клин земли в лесу, расчищенный, выкорчеванный; полянка, прогалина с отличной растительностью. Населенного пункта Кулига на современной топографической карте Липецкой области и даже карте столетней давности не оказалось. Пришлось ехать в бывшую Афанасьевскую волость и обращаться к местным жителям. Мой старый приятель Евгений Терезанов, уроженец села Афанасьево, свел меня с Петром Ивановичем Дорохиным, библиофилом, широко образованным человеком, отлично знающим свой край. «Урочище Кулига, бывшее когда-то дворянской усадьбой, – участок леса в трех километрах западнее от деревни Ясенок. Там еще хорошо видны места порушенных барских построек, аллеи, пруды». Показывает на карте, а, услышав фамилию Чебышевых, загорается энтузиазмом: «Поехали, покажу!»
С дороги Ясенок – Кошкино мы сворачиваем влево, переезжаем поле и по старой запущенной аллее углубляемся в лес. Сухой апрель, солнечная погода, чаща еще прозрачна. В небольшой балочке еще лежит куртинка не успевшего растаять снега.
Осматриваем старую усадьбу. Ее планировка хорошо просматривается. Здесь был барский дом, к площадке перед ним сходятся сохранившиеся аллеи. Чуть в стороне – остатки хозяйственных построек. Места разобранных фундаментов уже поросли деревьями. А тут был фруктовый сад. Петр Иванович утверждает, что есть еще плодоносящие кустарники. Он обращает наше внимание на ярко-зеленое стелющееся растение, прогалинами покрывающее садовый участок среди прошлогодней травы: «Вечнозеленая!» – утверждает он. На мой рассказ о садовом сорте земляники в «Чебушовом саду» у Кропотово-Лермонтово, наш провожатый подтверждает, что и здесь такой же сорт еще не вывелся. В пологой лесной балочке – небольшой заросший пруд. Грустная картина заброшенности и запустения.
Итак, Чебышевы были елецкие помещики. И великий математик, родившийся на калужской земле, был кровными узами связан с Елецким уездом.
Теперь уже сам собою отпадает поставленный ранее вопрос, бывал ли великий ученый в наших краях. Биографы П.Л. Чебышева умалчивают о его елецком имении. Но мы, думается, вправе считать академика своим земляком.
16 мая текущего года мне вновь посчастливилось побывать в Окатово и Спас-Прогани, отстоять поминальную службу у гроба великого математика, посетить в местной школе его музей, сфотографировать памятный камень на месте дома, в котором он родился.
(Материал из Интернет-сайта).
Свидетельство о публикации №221122900471