Ценностная всеобщность бытия и его антропный диссо

      Ценностная всеобщность бытия и его антропный диссонанс

    Всеобщность, всеединство Мира, его бытия представляются безусловными для мыслящего человека. Только такой Мир доступен пониманию, объяснению, возможности включения его в нашу действительность. Только осознав Мир целостным, мы сможем сформулировать требования к себе, соответствовать им. Современная наука не приближает нас к такому пониманию Мира. Область своего рассмотрения  она ограничила видимым, опытным миром, рассматривая его как данность, не имеющую глубинных, объединяющих его корней. Объясняя мир из него самого, наука пришла к диалектико-картезианской методологии трактовки объектов действительности и происходящих с ними процессов. Такие представления индивидуальны,  автономны, поэтому не допускают видение  всеобщности Мира.
          В классической философии всеобщее противопоставлено единичному. У Платона единичное - часть всеобщего, действительного бытия. У Аристотеля всеобщее не имеет собственной действительности. Всеобщее у него внутренне присуще единичному: без всеобщего единичное не может существовать.  Вопрос же о формах связи единичного и всеобщего не обсуждался в классической философии. Современная философия не ставит вопросы, связанные с всеобщностью Мира. Она субъективно воспринимает достижения естественных, гуманитарных наук, психологии, рефлексируяет по поводу их результатов. Под давлением авторитета современной науки философия пребывает в онтологическом тупике, пытаясь совместить её противоречивые гипотезы, включая теорию Большого взрыва.
          В арсенале творческого, мировоззренческого багажа человечества при определении природы всеобщности Мира остаётся метафизика. В её классических работах признаётся невидимый мир как первоначало видимого, вещественного мира. Более того, метафизика провозгласила становление нашего мира из первоначала. Признание при этом единственности закона становления Мира означало необходимость и даже закономерность всеобщего в нём. За эти утверждения метафизика была подвергнута ошельмованию наукой Нового времени. Самоуверенность последней не знала границ. Ею утверждалось, что законы не могут предшествовать человеку: только человек может определить каков он мир. Человек при этом выводится из мирового процесса становления: на нём заканчивалась «история» Мироздания. Приниженная наукой Нового времени за приписываемый ей догматизм, метафизика лишь влачит своё существование. Её притязания ограничиваются лишь попытками охватить мир как целое (всеобщее) посредством мышления [1].
          Метафизика духа (МД), используя современные достижений естествознания, математики, пришла к признанию истинности  основополагающих тезисов классической метафизики о первоначале мира. В соответствии с МД процесс становления Мироздания сопровождается возникновением Реальностей, одна из которых - наша Вселенная [2]. При этом Реальности дискретны по структуре, представляют собой субстанцию составляющих её сущностей. Смысл, цель бытия Реальностей состоит в саморазвитии их сущностей путём самоорганизации. Тем самым они достигают качеств соответствующих требованиям субстанции следующей Реальности: более сложной, многозначной по своим функциональным возможностям. То есть саморазвитие каждой Реальности происходит с целью формирования последующей Реальности, обеспечивая тем самым беспредельность саморазвития Мироздания. Беспредельность самоорганизации Мироздания составляет цель, ценность существования субъектов Реальности, определяет природу его всеобщности. Ценностная природа всеобщности нашей Вселенной обеспечивается духовностью элементов субстанции первоначала, его сущностей. Духовность сущностей определяется их внутренней активностью, стремлением к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии. Таким образом всеобщность Мира обеспечивается не сверху глобальной силой, а стремлением каждого элемента Мира от элементарных частиц до космических объектов к иерархической всеобщности.  Такое стремление должно реализовываться в соответствии с духовно-системными принципами причинности [3]. Системность основана на стремлении каждого её элемента к иерархической целостности. Она содержит в себе движущую силу становления: делать внешнее  внутренним для неё в меру совместимости с ним.   
          Ценностное всеединство Мира имеет как метафизическую, так и символическую форму представления. Первая состоит в ценностном устремлении каждой вещи Мира к всеобщности в силу их духовности, стремления к единству. При этом случайные события, не соответствующие, не удовлетворяющие иерархической организации мира, отвергаются. Возможность второго, символического представления всеобщности мира обусловлена тем, что сущность первоначала Вселенной является счётным множеством натурального ряда изначальных сущностей Духовной Реальности Мироздания, его трансфинитным числом (омега) [4]. В связи с этим все операции системных взаимодействий в Мире могут быть представлены математическими операциями с трансфинитными числами, а их результатом - видимые и мыслимые объекты мира. Они имеют единое символическое представление в виде соответствующих им трансфинитных чисел [5].
          Математическое представление объектов и явлений мира [6] допускает множество аспектов, отражающих как их поведение, так и смысловое, формальное  содержание. Здесь уместно вспомнить афоризм Пифагора: «Всё есть числа». Однако только в наше время можно аргументировано согласиться с этим утверждением. В частности после открытий Г.Кантора в математике [7], трудов А.Ф.Лосева [8] и других ученых в области бесконечных множеств, трансфинитных чисел, операций с ними [9]. Придание же числам метафизического содержания [4], аргументация его со всеми вытекающими последствиями  ставит математику, её операционный аппарат  в положение фундамента целостного представления объектов природы и происходящих с ними явлений. Всё это даёт основание утверждать, что числами можно представить всё в природе от элементарных частиц до космических объектов и человека, включая сферу его сознания. В этом целостность, всеобщность, единство бытия Мироздания.
          Полное осмысление, реализация такого потенциала математики – дело будущего. Однако отдельные аспекты его можно указать в настоящее время. Первый из них состоит в том, что субстанции Реальностей Мироздания, включая Вселенную, представляют собой матрицы трансфинитных чисел мощностью счётного множества (омега). Их структура различна для каждой Реальности. Соответствующие им актуально бесконечные множества отличаются мощностью и порядком. Синтез, взаимодействие природных объектов, не имеет формальных, математических ограничений. Последнее наглядно иллюстрируется правилами формирования порядковых чисел [8].
          Можно с уверенностью утверждать, что синтез, усложнение структуры объектов природы, как проявление трёх составляющих их духовности, доминирует среди прочих, является залогом всеединства мира, беспредельности его саморазвития. Без этого не было бы Мира, который мы наблюдаем. Однако, всё ли так безоблачно на этапе, в котором пребывает Мироздание - создание Метафизической Реальности духовными структурами и человека, и самосознающих духовно-вещественных образований других планет Вселенной [10]. Говоря о человеке, мы вправе сомневаться  в достаточном  соответствии его указанным выше требованиям. Достаточны  ли уровни духовности, ценностей, которыми он должен руководствоваться в своём поведении, предписанной ему деятельности.
          Предоставление свободы человеку - необходимое условие формирование им духовной структуры соответствующей требованиям Метафизической Реальности - вынужденная мера. Духовные структуры человека, творцы новой Реальности должны быть свободны в реализации своих духовных качеств, руководствуясь в своём поведении интересами его иерархии. Но так ли это происходит с человеком. Нет! Обладая не только врождённой, но и приобретённой духовностью, он пренебрегает требованиями к нему. Имея возможность созерцать мир во всей его глубине и таинственности, он ограничил свой кругозор опытом видимого. Человек выбрал в качестве цели, смысла своего существования удовлетворение своих сугубо эгоистических потребностей,  ориентированных на короткую, земную жизнь. Он руководствуется в своём поведения ценностями, подсказанными ему чувствами, опытом общения, познания практики текущей и исторической действительности. То есть поведение человека противоречит духовно-системной методологии. Оно основано не на  самоорганизации людей, а на подчинении слабого сильному, бедного богатому; не на внутренней, духовной потенции к саморазвитию, а наоборот, на подчинении внешнему управлению, основанному на  вымышленных идеях.  Такие идеи вводят человека, человечество в противоречие с ценностями Мироздания, навлекая на нас и среду нашего обитания негативные катаклизмы. Такая организация жизни человека, человечества диссонирует с ценностями Мироздания, его бытия, ведёт человечество в тупик. Более того, в настоящее время инициируются  все более изощрённые цели, ценности, отвлекающие человека от природного предназначения, что ведёт его к конфликту с Мирозданием, гибели.
          Чтобы избежать трагических последствий  от господства диалектико-картезианской методологии в организации общественной, международной жизни, надо переходить при их организации к методологии, основанной на духовно-системных принципах [3]. В соответствии с ней структуры социального бытия на всех уровнях организации человечества должны формироваться субъектами, озабоченными мерой соответствия их требованиям ценностной всеобщности Мира. При этом необходимо признать человека, человечество субъектами вневременного, космологического процесса в Мироздании. Ответственность за него будет объединяющим фактором  жизни человечества. Осознание этого снимет возникающие в нём конфликты [11]. В этом залог истинности пути человечества. Только в этом случае удастся избежать диссонанса в развития природной и социальной сфер на нашей планете. Только тогда человечество исполнит своё предназначение, продолжит своё существование в предопределённом ему качестве.

       Литература:

     1.Владимиров Ю. Метафизика. М. 2009, с.9-16.
     2.Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. 
     3.Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. т. 20, с. 18- 30, М. 2018г.
     4. Сазонов В.Н. О беспредельной делимости вещественных форм. Сайт: Проза.ру
5. Сазонов В.Н. Число в метафизическом становлении Мироздания. Сайт: Проза.ру
     6. Сазонов В.Н. Математическое моделирование предметов и явлений    действительности. Сайт: Проза.ру
     7. Кантор Г. Труды по теории множеств, М., «Наука», 1985г.
     8. Лосев А. Ф. Хаос и структура. М. Мысль, 1997г. с. 92-96.
     9. Комаров В.М., Татур В.Ю. Бесконечность и гармония. «Академия Тринитаризма», М., Эл №77-6567, публ.17233, 19.01, 2012г.
     10. Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, М. 2018; на сайте: Проза.ру
     11. Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как переход     от универсалистской  модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, с. 52-60; М. 2018г.; на сайте: Проза.ру


Рецензии