Очерк Бабушка

  Смотрели ли на свои руки? Руки как руки скажите вы. И будете не правы, они очень многое могут рассказать о своём хозяине: тонкая маленькая рука – показатель, как правило, того, что человек является аристократом; большие красные руки (если кто читал Тургенева «Отцы и дети») – человек-трудяга; обладатель длинных тонких и гибких пальцев – или пианист, или балерина, хотя тут можно поспорить: у балерин руки похожи на крылья, а кисть слегка поворачивается вправо, когда что-то рассказывает, а жесты скупы. У меня руки указывают на смесь бывших аристократов и трудового народа. О том, что я принадлежу к аристократическому роду (по отцу), узнала случайно, от родственницы, всегда гордилась и горжусь тем, что принадлежала к донским казакам (по маме).
  Бабушка у меня была знатная: не только по донскому роду-племени, но и своей красотой. К ней сваталось тринадцать женихов, за последнего, тринадцатого, она и вышла замуж. Брак, надо отметить, оказался не очень удачный, да и скоротечный. И вскорости осталась она одна. Но недолго горевала благодаря своему характеру: умная (несмотря на то, что окончила три класса ликбеза), красивая, интересная, бойкая, великолепно умела петь и танцевать. Одна из любимых дочерей свей матери. Даже имя её означало «благотворная» - Анисья. Я всегда знала - у меня самая лучшая бабушка! Она никогда не суетилась, спокойная, ни с кем не спорила. Но если нужно, то могла быть и твёрдой. Мне жутко интересно было слушать, какой она была в молодости, как познакомился с ней мой дед (настоящий китаец, бежавший со своим дядей во времена китайской революции 1911 года).
  К сожалению, не всё осталось в моей головушке. Хочу только вспомнить несколько моментов из моей биографии, связанных с моей неповторимой бабушкой. Некоторые из них относятся к её рукам, они всегда тёплые, ласковые, мягкие, в прожилках. Я очень любила её руки! А сколько и как она готовила! А какой борщ, пирожки, шанежки! М-м-м! Пальчики оближешь! Мне нравилось смотреть, как она замешивала тесто - оно прямо плавало в её руках! В устных преданиях нашей семьи сохранились истории её шестерых детей о том, как великолепно готовил еду мой дед, её муж. Вот это отменный повар был! Редко кто в то далёкое время не знал о моём деде в Кустанае. У меня есть подозрение, что именно он научил по-настоящему бабушку творить на кухне. Жаль, что дед рано умер. Она часто его вспоминала.
  Неоднократно рассказывала, как с ним познакомилась. Представьте большое село Семиозёрное, куда много народу приехало с Дона искать лучших земель. Хата, которую по весне все приводят в порядок. Вот так и месила глину с сестрами Анисья: «А ножки-то у меня хорошенькие были!» - хитро улыбалась бабушка, и её глаза молодо сверкали. Мимо в бричке проезжал молодой мужчина восточной внешности, и ему понравилась самая веселая и голосистая девушка (пела она). Не сразу он стал ухаживать – приглядывался к ней. Да и она немного его пугалась, так как «не наш». Но впоследствии он своего добился: сначала дал ей работу в своей столовой, оказывал разные знаки внимания целый год, а затем поженились, уж необыкновенно заботлив был к ней.
  Часто  я приходила к бабушке просто так, что такое: перейти три улицы и два проулка! Изредка, конечно, с родителями. Но мне нравилось девчонкой приходить просто поболтать, пожаловаться на своих родителей (кто из детей не жалуется бабушкам на своих родителей!). И что же делала она? Внимательно выслушав, бабушка никогда меня не ругала (это мне очень нравилось – хоть кто-то не ругает!). Только подумав, рассказывала мне про какую-нибудь девочку, у которой сложилась такая же история, как у меня, да еще что-нибудь жуткое добавляла, что мне становилось страшно. А потом спрашивала, правильно ли поступила эта девочка? Естественно, я осуждала эту девочку и делала соответствующие выводы. Это удивительное чувство понятости и защищённости испытывала тогда только с ней! Приходя домой, я обязательно просила прощения у мамы. Став взрослее, я поняла: так бабушка меня воспитывала.
  Именно бабуля рассказывала удивительные истории из жизни каких-либо людей, но больше своей! Рассказ обычно у неё интересный, с разными приключениями, лился, как из уст сказительницы!
  А вот ещё миг! Во дворе бабушкиного дома жил пёс Дозор, которого я немного побаивалась: умный, красивый – овчарка, если не ошибаюсь, восточно-европейская. Однажды, когда я в очередной раз пришла, бабушка стряпала пирожки. Мы с братом бегали во дворе, играли с соседскими ребятами и постоянно сновали в дом за пирожками. Бабушка только головой качала – пострелята. Дозор на нас сначала не реагировал, а потом, когда я в очередной раз побежала в дом за порцией вкуснятины, как гавкнул на меня, что я от неожиданности уронила один пирожок и застыла, открыв расширенные глаза на его пасть (клыков-то – жуть!). Пёс подошёл, аккуратно взял одними губами пирожок и медленно съел. Я повернула голову к крыльцу, где сидела бабушка на своём табурете, закрыв лицо рукой. Это потом поняла, что она над нами смеялась. Я тихонько начала продвигаться к воротам. Дозор только вяло гавкнул. Я как дала стрекача, чуть не выронив еще один пирожок.  Всё равно я его не боялась!
  Один раз я увидела у них в доме альбом, лежащий на диване. Открыла. А там такая красивая молодая женщина – по нынешним меркам модель, не меньше. Я решила, это какая-то актриса. Спросила у тёти своей, кто это. Она ответила – бабушка в молодости! Я испытала эстетический шок! Да, не зря у неё было столько женихов, и даже трижды замужем побывала. Про таких раньше в народе говорили – «чаровница»!
А глаза, улыбка, руки – неизменны: глаза – открытые, лучистые и добрые,  улыбка - мягкая и сердечная, руки – небольшие, внимательные, спокойные, натруженные, руки настоящей женщины.


Рецензии