Артур Пинк. Внутреннее спасение

ВНУТРЕННЕЕ СПАСЕНИЕ
Артур Пинк (1931)

Будучи уверенным в том, что Тот, кто начал в вас доброе дело, будет совершать его до дня Иисуса Христа
Фил. 1:6

Эти слова излагают фундаментальный аспект спасения, который в настоящее время широко игнорируется, и это один из жизненно важных моментов, в которых кафедра нуждается в проверке, поскольку, если она здесь неисправна, то ее труба издает неопределенный звук. Увы, большинство кафедр сегодня заняты провозглашением того, что должен делать человек: дела твари являются суммой и сутью подавляющего большинства современных проповедей, а действия Бога отодвигаются на задний план. Правда, есть те, кому есть что сказать о том, что Бог сделал для грешников, но большинство из этих людей радикально неполноценны в своих представлениях о том, что должно быть сделано в грешниках, прежде чем для них может быть какое-либо спасение. Эти люди много говорят о “завершенной работе Христа”, и многие вводятся ими в заблуждение, поскольку они в значительной степени, если не полностью, умалчивают о возрождающей работе Святого Духа.
Как мало сегодня тех, кто осознает, что возрождающая и освящающая работа Духа так же необходима, как и жертвенная работа Христа. Вот почему мы часто слышим, как необученные евангелисты говорят и читают в “трактатах” наших дней: “спасение - только кровью Христа” или “мы спасены только верой”: утверждения, которые не соответствуют писанию, вводят в заблуждение и крайне опасны из-за их однобокости. Человек может придерживаться самых библейских взглядов на Искупление, и хотя это может свидетельствовать о его “ортодоксальности”, все же это вовсе не доказательство того, что он является новым творением во Христе. Он может высоко чтить веру и яростно утверждать, что добрые дела не имеют ни роли, ни места в спасении души, и все же быть отчужденным от Бога. Если Святой Дух не “начал во мне доброе дело”, тогда я все еще мертв во грехах!
“Тот, Кто начал в тебе доброе дело”. Вот что проводит демаркационную линию между живым и мертвым: вот что отличает истинного обладателя от пустых исповедующих людей. И почему? потому что эта “хорошая работа” не заложена ни в одном из нас от природы. Это утверждение требует слов или объяснений. В падшем человеке все еще остаются остатки того “подобия Божьего”, в котором он был первоначально сотворен, как ясно из Иак. 3:9. Апостол Павел не колебался, заявляя, что даже язычники “показывают действие Закона, написанного в их сердце” (Рим. 2:15). Самые развращенные и нечестивые обладают совестью, которая является в них “свечой Господней” (Притч. 20:27). Тем не менее, невозрожденные совершенно лишены даже “искры” Божественной жизни в них, и поэтому о них сказано: “Нет никого, делающего добро, никого” (Рим. 3: 12).
Для нашего первого основного раздела мы рассмотрим природу или характер этой “доброй работы”, Посредником в которой является Святой Дух. Под этим заголовком наш текст предлагает четыре направления мысли. Во-первых, это Божественное произведение: “Тот, Кто начал в вас доброе дело”. Автор его - Бог, а не человек. Тварь ничего не вносит в это. Предмет этого полностью пассивен в нем: “Итак, не от того, кто желает, и не от того, кто подвизается, но от Бога, Который проявляет милосердие” (Рим. 9:16). Эта “добрая работа” является творческим актом со стороны Бога, и говорить о том, что творение “сотрудничает" здесь с Творцом - это верх идиотизма. Со мной  не советовались и я не имел никакого отношения к моему духовному рождению, как и к рождению естественному. И проповедник приложит не больше усилий к воскресению души (в чем и заключается эта добрая работа), чем он приложит к воскресению тела. Бог, и только Бог, является Автором этого.
Во-вторых, это еще незавершенная работа: “Начавший в вас доброе дело”. Это Божественное чудо благодати переносится со стадии на стадию: “сначала лезвие, затем колос, после этого полное зерно в колосе” (Мк. 4:28). Оно начинается с возрождения, продолжается освящением, завершается прославлением. Очень важно, чтобы христианин четко осознал этот факт: Бог еще не закончил с ним. Мы нетерпеливые создания и хотим летать до того, как у нас вырастут крылья. Многие из наших ожиданий столь же неоправданны, сколь и недостижимы. Это всего лишь начальная работа, которую Бог совершил в верующем, и она остается незавершенной на протяжении всей этой жизни. Тогда давайте не будем искать в нас или от нас того, что будет реализовано только на Небесах. Безгрешное совершенство в этом мире - заблуждение сумасшедшего.
В-третьих, это внутренняя работа: “Тот, Кто начал в вас доброе дело”. Это жизненно важное, необходимое, незаменимое продолжение того, что Христос сделал для людей. Искупительная жертва Господа Иисуса не принесет им пользы, пока они не проявят веру в нее, а это невозможно, пока человек мертв в преступлениях и грехах. Он должен родиться свыше, прежде чем сможет спасительно уверовать и получить прощение от Бога. Таким образом, “добрая работа” совершается в сердце. Это не просто очищение внешней стороны блюда, в то время как внутри должно быть все грязное. Радикальное изменение происходит благодаря сверхъестественным действиям Бога. Дается принцип духовной жизни, прививается новая природа, в душу помещается “нетленное семя”, которое радикально влияет на все ее способности - понимание, совесть, привязанности и волю.
В-четвертых, это суверенная работа: “Тот, Кто начал в васе доброе дело” - оно выполняется не во всех членах рода Адама. И почему? Потому что Бог раздает Свою милость и распределяет Свои дары в соответствии с благоволением Своейволи. Эта “добрая работа” совершается только в “избранных Богом". И это происходит в них не потому, что они лучше или достойнее, чем неизбранные, ибо они не таковы. В них не было ничего такого, что могло бы побудить Бога совершить чудо благодати в их сердцах. Это было не потому, что они желали этого или молились об этом, ибо “нет никого, кто искал бы Бога” (Рим. 3:11). Если спросить, почему Бог благоволит им, а не другим, то последует единственный ответ: “Так и есть, Отче, ибо так казалось благим в очах Твоих” (Мф. 11:26).
Для нашего второго основного подразделения мы рассмотрим доказательства этой “хорошей работы". Великий вопрос, который волнует каждую ожившую душу, заключается в следующем: началась ли во мне эта “добрая работа"? Это вопрос, который вызывает у него глубочайшее беспокойство, гораздо большее, чем все, что связано с его мирскими интересами. Все остальные соображения меркнут перед этим важным вопросом: совершилось ли в моей душе чудо благодати? Могу ли я быть в этом уверен? Многие отвечают "Нет", заявляя, что это глубокая тайна, которую ни один человек не может разгадать, настаивая на том, что уверенность - это всего лишь гордая самонадеянность. Но Слово Божье провозглашает: “Сам Дух свидетельствует нашему духу, что мы дети Божьи” (Рим. 8: 16): против этого Божественного заявления все человеческие возражения бесполезны.
И снова мы читаем в Слове Истины: “Это Я написал вам, верующим во имя Сына Божьего, чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную” (1 Иоан. 5: 13): поэтому уверенность и возможна, и желательна. В свете этих отрывков ясно, что мы можем установить, была ли эта добрая работа совершена в нас или нет. Но как? По ее эффектам. Вспомните на мгновение природу этой “хорошей работы". Она Божественна: следовательно, она должна быть намного выше всего, что может произвести творение. И все же она неполна: поэтому мы не должны искать что-то уже завершенное. Это дело внутреннее: следовательно, оно внутри - мы должны посмотреть, если хотим его идентифицировать. Эта добрая работа совершается Святым Духом в сердце: это то, что Он передает и производит там, и это можно обнаружить по эффектам, которые производит там изменение.
Развивая этот момент, мы постараемся быть предельно ясными и простыми. Во-первых, сокрушенное сердце - неизбежный результат доброй работы Духа. По своей природе сердце падшего человека так же твердо, как выжженная солнцем земля после долгой засухи. Его обладателю совершенно безразлична его вечная судьба, совершенно безразлично, улыбнется ли ему Бог или нахмурится Бог: полностью влюбленный в грех, он совершенно чужд любому горю, вызванному тем, что он огорчил и обесчестил Всевышнего. Но когда в нем начинается работа Божественной благодати, все это меняется. Это подобно обильным ливням дождя, падающим на землю и увлажняющим ее. Его сердце смягчено и наказано. Вследствие этого он глубоко озабочен своей вечной судьбой, сильно обеспокоен своей прошлой беспечностью и нечестием, боится, что он так согрешил в свой благодатный день, что находится вне досягаемости милосердия. Его сердце болезненно ранено осознанием того, что он так жестоко оскорбил Бога.
Во-вторых, честное сердце - верное доказательство того, что в нем началась эта добрая работа. ” Добрая земля - те, которые в честном и добром сердце, услышав Слово, хранят его " (Лк. 8:15) - вот что отличает их от верующих с бесплодной землей. Но хорошо запомните порядок: сердце должно быть “честным”, прежде чем его можно будет по праву назвать “хорошим”. Честное сердце -д ействительно редкая и удивительная вещь. По природе своей наши сердца насквозь лживы и лицемерны: вот почему мы любим, когда нам льстят, и напрашиваемся на комплименты; вот почему, когда проповедник осознает, что потерпел неудачу, он больше всего хочет, чтобы ему сказали, что его проповедь была превосходной; вот почему мы рады, когда фотограф скрывает наши недостатки. Теперь эта полоса лживости не устраняется при возрождении, но прививается принцип честности.
Ах, это как раз то, о чем я беспокоюсь, ибо кто лучше меня знает, насколько я двуличен! Если меня нужно взвесить на весах подлинной честности, я уверен, что меня “сочтут желательным”. Не так быстро, дорогой друг. Позвольте мне указать, как вы можете обнаружить, присущ ли вам этот принцип честности. Если это так, то вы очень боитесь быть обманутыми в вопросах души, и вы искренне молите Бога исследовать вас и показать вам ваше истинное состояние. Человек с честным сердцем желает знать о себе самое худшее! Измерьте себя по этому критерию: ни один нерожденный человек не сможет пережить это, потому что он полон решимости хорошо думать о себе, независимо от того, какие есть доказательства обратного. Человек с честным сердцем взывает к Господу: “Если я ошибаюсь, полагая, что я рожден свыше, открой мне это; если я обманут сатаной, открой мне глаза, пока не стало слишком поздно”. Никто, у кого нет честного сердца, никогда искренне не будет молиться так!
В-третьих, святое сердце свидетельствует о Божьей работе в нас. Вы говорите, что это вводит меня в совершенное отчаяние, потому что мое сердце самое нечестивое? Ничто из того, что вы можете сказать об обратном, не может изменить факта: я духовный прокаженный, масса разложения, оскверненная в самой сердцевине моего существа; и сказать, что такое мерзкое существо, как я, обладает святым сердцем, - это и насмешка, и ложь. Послушайте: благодать Духа в наших сердцах подобна прекрасным цветам, растущим среди вонючих сорняков. Это великое чудо Божественной благодати, что чистота насаждается среди нечистоты, принцип, подобный Христу, помещается в почву, которая является земной, чувственной, дьявольской. Этот святой принцип также не искореняет и не уменьшает грех, который его окружает; более того, тот, в ком он обитает, часто имеет случай воскликнуть: “беззакония превозмогают меня” (Пс. 65: 3). Но ни присутствие, ни сила внутреннего греха не являются каким-либо опровержением принципа святости в сердце.
Об этом принципе свидетельствует отвращение к грязи, которая его окружает, и скорбь из-за неспособности уничтожить его. Опять же, этот принцип святости в душе можно отличить следующим образом: мы наслаждаемся святостью Бога. Ты не смеешь сказать, что радуешься Богу? Но разве вы не восхищаетесь и не обожаете Его характер? Разве вы не воспринимаете и не признаете, что Его качества совершенны? Разве вы не жаждете Его и не стремитесь к общению с Ним? Невозрожденные этого не делают! Это последнее, чего они хотят! Разве ваши самые радостные моменты не являются теми, которые вы проводите в общении с Богом, с кратким предвкушением Небес? Разве вы не стремитесь соответствовать Его образу и подобию? Это некоторые из определенных признаков принципа святости в сердце, ни один из которых не является продуктом простой природы, и их нельзя отнести к каким-либо усовершенствованиям плоти. Дело благодати должно быть совершено прежде, чем сердце пожелает, будет стремиться к Богу, будет радоваться Ему.
В-четвертых, смиренное сердце - еще одно верное свидетельство того, что в нем была совершена “добрая работа". Это неизбежно так, ибо нет ничего более характерного для падшего человека, чем самодовольство. Итак, если человек искренне ненавидит себя, если он откровенно признает, что его праведность подобна грязным тряпкам, тогда в нем должно было совершиться чудо благодати. Да, говорит сомневающийся читатель, я свободно подтверждаю истинность этого, но я, конечно, не смею претендовать на обладание смиренным сердцем. Как я могу, когда полностью осознаю тот факт, что я так часто наполняюсь гордостью? Да ведь я такое тщеславное создание, что ставлю себе в заслугу добросовестное исполнение обязанностей и похлопываю себя по спине, когда получаю свободу во время молитвы. Даже если я буду наказан на какое-то время, я поздравляю себя с моим растущим смирением. Нет, мое сердце очень далеко от того, чтобы быть смиренным.
Позвольте тогда отметить, что присутствие духовного смирения не разрушает и даже не очищает естественную гордыню. Нет, не в этом направлении мы должны искать доказательства его существования. Тогда где же? Здесь: если вы возрождены, вы не смеете, вы не можете, вы не могли бы заставить себя остаться наедине с Богом и похвалиться перед Ним. И все же фарисей делает это (Лк. 18:11)! Тогда ты не фарисей, дорогой друг. Когда ты предстаешь перед Богом, ты отрекаешься от всего своего собственного достоинства и полагаешься на Его чистую благодать. И да, тогда это доказывает, что в вашем сердце есть принцип истинного смирения. Разве вы не полностью убеждены в том, что если вы когда-нибудь и будете оправданы, то благодаря праведности Христа и только ей? Но ни один самодовольный человек этого не допустит. Разве вы не глубоко огорчены тем, что в вашем сердце действует гордыня? Вы не были бы таким, если бы в вас не было духовного принципа смирения. Ни один невозрожденный человек никогда не скорбит по поводу наплывов самодовольства.
“В некоторых более слабых христианах, я не знаю, как это назвать, есть чрезмерная скромность, они думают и говорят о себе слишком низко; и они притворяются, что делают, и доводят дела до слишком большой глубины, очень сильно таким образом, как будто у них нет ни веры, ни любви, и почти никакой надежды; и готовы выразить себя таким образом, что, по крайней мере, кажется, что это граничит с отрицанием работы благодати над их душами; и это похоже на вырывание с корнем, насколько в них лежит, самих принципов благодати в них; что никогда не следует поощрять, но следует сбрасывать со счетов; следует обладать наименьшей мерой благодати, и люди должны быть благодарны за это и молиться о ее приумножении” (Джон Гилл). Именно из-за этого мы так ясно и откровенно говорили выше, надеясь, что Богу будет угодно благословить то же самое для восстановления некоторых из Его трепещущих малышей.
Теперь, дорогой читатель, мы попытались показать, что “добрая работа”, которую Дух начал в тех, кого Он привел из смерти в жизнь, может быть обнаружена по эффектам, которые Он производит на своих любимых подданных. Эти последствия мы суммировали в сокрушенном, честном, святом и смиренном сердце. Это верные показатели, знаки, непогрешимые критерии, по которым мы можем определить чудо благодати Духа. Такие прекрасные качества не являются естественным продуктом земной человеческой почвы; нет, они нисходят свыше и насаждаются в душе при возрождении.
Мы не оставили себе много места для третьего главного раздела, чтобы рассмотреть завершение этой доброй работы: “Тот, Кто начал в вас доброе дело, завершит его до дня Иисуса Христа”. Одна из вещей, которая больше всего беспокоит тех, у кого мало уверенности, заключается в том, что работа Божественной благодати внутри них продвигается так мало, более того, часто кажется, что ее вообще нет; что в благодати нет роста, нет плодородия. Для тех, кто скорбит по этому поводу, вышесказанное действительно является драгоценным обещанием. Во-первых, это нечто абсолютное и безусловное; к нему не прилагается никаких условий или положений. Добрая работа продолжается так, как она началась, совершенно независимо от достоинства или усилий твари. И мы можем добавить, что ее продолжение, как и его начало, воспринимается только по производимым эффектам.
Во-вторых, это обещание, исполненное чистой благодатью, несмотря на бесчисленные неудачи и грехи. Сам по себе верующий так же недостоин в конце своего странствия, как и тогда, когда в нем началась добрая работа. Это все благодать от начала и до конца. В-третьих, это обещание исходит из вечной и неизменной любви Божьей, которая торжественно обещана в Вечном Завете и гарантирована бесконечно достойным делом Христа. В-четвертых, это обещание обеспечено Божественным всемогуществом; несмотря на обитающий в вас грех, враждебный мир, противостоящего дьявола, “Будучи уверенным в том, что Тот, кто начал в вас доброе дело, будет совершать его до дня Иисуса Христа”. О, какая благодарность и хвала надлежит Тому, Кто дает возможность верующему сказать: “Господь совершит то, что касается Меня: милость Твоя, Господи, пребудет вовеки” (Пс. 138:8).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии