Павлин на лыже

Новогодье – сезон сюрпризов. В Петрозаводске открылась выставка, посвящённая т. н. "Карельскому восстанию 1921-22 гг." Представлены подлинные вещи, принадлежавшие "повстанцам" и "карателям". Есть даже лыжа Тойво Антикайнена. Табу – ой?
Помню, в отрывных календарях писали: такой-то год Великой Октябрьской, и так далее... 53-й... три тысячи пятьдесят третий... "И вновь продолжается бой!" А также: "И я опять паду на той единственной гражданской..." Революция и гражданская война перешли в пространство историографии. То белые победят, то красные. Вот – опять белые...
При советской власти они были: лахтари, "мясники", мятежники и пособники мифических "белофиннов". А теперь стали: патриархальные защитники рода, повстанцы, столь же мифические "антеи"-от земли-не-оторвать. Где правда, брат?
Человек, взявший в руки оружие, при этом не экипированный в униформу, не имеющий воинских знаков различия, вообще не являющийся военнослужащим – есть бандит и подлежит в случае отказа сдаться немедленному уничтожению. Без сантиментов. Так в любой стране мира. Международные конвенции бездействуют для "партизан", "повстанцев", разного рода "хозяев своей земли", какими бы красивыми словами они себя не называли. А то, что эти "защитники родного очага" почти всегда подпитываются, идеологически и материально, "с другого берега" (куда в случае неудачи они и навострят лыжи), так это и вообще – секрет Полишинеля.
Да, у них есть своя правда, у этих воинственных земледельцев. Объективно эта "почвенная" правда древнее и выше "правды" закона. Не случайно богиня правосудия Фемида – та же Гея, мать-земля, в религиозно-этической своей ипостаси. Кто работает на земле, не от случая к случаю, а постоянно, кто включён в годовой круг природы и кто сам сила природы, но только с человеческим лицом, тот видит мир другими глазами. Вспоротые животы коммунистов, куда засыпают зерно: "Жрите! Вот вам ваша продразвёрстка!" – для нас – символ дикости и жестокости... таковым и являются – по природе. Природа не знает сантимента.
Ой, люто дрались в "зимнюю войну" финские части, мудро сформированные по территориальному принципу: это мой дом, это моя земля! Без сантиментов. Уцелевшие от коллективизации и прочих "сталинских ударов", старые русские (казахские, грузинские, какие угодно) мужики-землепашцы ударили по немцу и взяли Берлин. Посмотрите кадры кинохроники: вот они возвращаются – воины-победители: старики... Молодёжь полегла или попала в плен в первые месяцы войны. Очередная (а сколько их было таких) попытка – создать здесь, на земле, царство обманутых детей – едва не вышла боком самому товарищу Великому Инквизитору...
Государство стоит на земле. И земля враг государства, вечная Вандея. Это понимали товарищи Ленин и Сталин, понимают это и нынешние "либералы". Отними у человека proprium, собь в переводе Александра Аксакова, и человек перерождается в человекобога – а там уже и до печей рукой подать...
Сам факт такой выставки тоже... свидетельствует о понимании, хотелось бы верить – понимании с обеих сторон – некоторых уроков истории...
Натягивать старую "утку" на новый глобус... вот "это есть вещь совсем несерьёзная" (В. Ленин). Новая мифология не лучше и не хуже старой. Как насчёт прямого военного участия соседнего государства в ухтинских событиях? Правда ли, что восставшие "георгиевские кавалеры" сжигали не только ревкомы, но и жилые дома, и школы? И что там с идеей "Великой Финляндии"? Не за неё ли дрались храбрые финские майоры с регулярными частями Красной Армии на советской – подчёркиваю, советской! – территории? "Я не берусь утверждать, были ли карелы, участвовавшие в Карельском восстании, объединены какой-то политической или даже национальной идеей" (организатор выставки). Берусь предположить, что эта идея называется – "сепаратизм".
А так, выставка интересная, своевременная выставка. "Лыжа Антикайнена"... "Павлины, говоришь?" (с)


28 декабря 2021 г.


Рецензии