Ах, дорога, дорога, знакомая синяя птица Ю. Визбор

  Радость – какого она цвета? У меня – все цвета радуги… А с чем у вас ассоциируется радость? А дорога? Наверное, с чем-то невообразимо интересным – каким-то волнительным приключением: новыми или забытыми эмоциями, невероятными людьми, местами, в каких были или доселе неизведанными, нехожеными, а еще цвета радости и вкус, не поверите, мороженого… Почему?  Да потому, что после мороженого человеку становится хорошо, самочувствие улучшается, жизнь становится прекрасной! Жить здорово! И в дороге все эмоции обновляются, ощущения обостряются и, естественно, получаешь незабываемое удовольствие! Блаженство!
  Прожив уже немало лет, я чётко осознаю: для меня дорога – постоянный путь к себе… С детства обожаю дорогу! Когда слышу, что куда-то еду (или едем), то начинаю собираться заранее, всё взвесив и рассчитав, что взять с собой. Даже маленькой я радовалась каждому мгновению дороги, несмотря на то, что часть пути я спала. Но именно в этом состоянии, как я теперь понимаю, дорога является релаксом для тела и души. Именно на протяжении всего пути обожаю наблюдать за небом, солнцем, облаками, изменениями в природе. Кроме этого, иногда случаются с людьми какие-либо казусы, интересные ситуации, которые даже могут кому-нибудь изменить жизнь. У меня последнего не было, но казусы случались.
  Мне было около 13-14 лет, когда в очередной раз мы с семьёй поехали летом на своей машине в Свердловск (ныне – Екатеринбург). Едем, я как всегда спала. Впереди нас - белый «Жигулёнок», и на его заднем стекле читаю: «Газет нет». Странно, думаю, зачем нам знать, что у них газет нет. Спрашиваю у мамы, сидящей впереди:
- Ма, а почему на машине впереди написано «газет нет»?
Мама недоумённо смотрит:
- Где?
- Ну вон!
Даже папа посмотрел, который неотрывно следил за дорогой.
Мама рассмеялась:
- Ира, там написано «транзит»!!!
Все захохотали, а это мне со сна показалось. Или буквально недавно еду ночью и автоматически читаю вывеску магазина «Запасы оптимизма». Ого! Еще раз глянула назад, чуть не вывернув голову: «Запчасти КамАЗа». Аж прыснула. Во как показалось. Фрейд отдыхает!
  А еще в том же незабываемом детстве — картинка. Так как мы семьёй часто ездили летом в Свердловск, наша родственница оттуда однажды строго предупредила маму: на дороге орудуют бандиты, будьте внимательны к разного рода машинам, не выходите зря из своей  — ограбят и убьют. Едем, нам захотелось по определённой надобности выйти. Притормаживаем на съезде в лес. Недалеко от нас находится «Волга». По советским меркам, это одна из самых «крутых» машин. И вдруг раздаётся громкий голос младшей сестры:
- Закрывайте окна, доставайте пистолеты! - я едва не упала вниз с сиденья, маму чуть инфаркт не хватанул. Только папа оглянулся по сторонам. Всё было спокойно! Из «Волги» никто не выскочил ни с автоматами, ни с пистолетами! Юмористка! Шутница! Раздался гомерический смех.
  А еще дорога — это встречи с разными людьми. Я часто путешествовала. Раньше летала самолётами, но больше всего любила да и сейчас люблю поезд.
  Тук-тук-тук-тук! Вжжы-ы-ых! Идешь по вагону, качаешься. В детстве идешь из вагона в вагон, страшно было: вдруг при переходе упадешь, и я почти всегда перепрыгивала. Жутко и интересно, как сцеплены вагоны, можно ли им сойти с рельсов, а вдруг с третьей полки упадёшь… Вопросов — куча! Но ездить было интересно и весело, особенно, когда едешь большой компанией, например, классом. Наш классный руководитель, а по совместительству моя мама, после окончания учебного года собирала в поездку из трёх парцелльных классов только тех, кто на «хорошо» и «отлично» окончил учёбу. Собиралась приличная компания: двадцать семь — двадцать восемь детей, три руководителя.
  В первый раз (после четвёртого класса) один из моих одноклассников, как только сел в вагон, сразу стал уминать запасённую еду. Впоследствии от этой традиции он никогда не отступал. Он же напугал до жути классного руководителя! Представьте, как только орава детей в вагоне угомонилась, мама решила проверить детей. Всё вроде нормально. Вдруг её глаза расширяются от ужаса: на верхней полке мальчик повесился! А до этого его мама просила, так как он непоседа, ни в коем случае на верхнюю полку не размещать – упадёт. Она тихонько, чтобы никого не напугать, зовёт его шёпотом:
- Женя! Женя! Проснись, - аккуратно трогает рукой, — тёплый. Слава богу! Живой! Опять:
- Женя! Женя! - он слегка заёрзал, продрал глаза:
- А-а-а-хгкха?
- Семёнов!
Он прохрипел:
- А-ахгкха?
- Семёнов! Сними ремень и марш на первую полку! - она осторожно стала ему помогать освобождаться от этого средства «безопасности». Тот со сна еле сообразил, что приключилось.
  Оказывается, поменявшись местами с одним мальчишкой и находясь на второй полке, одноклассник забеспокоился, вдруг упадёт, и специальным ремнём закрепил себя к верхней штанге, тот во время сна и подполз к шее. Парень-то ворочается! Чуть не задушил самого себя!
  А если ехать долго, мы пели песни, играли в разные игры, но больше всего любили играть в карты! Только и было слышно на весь вагон: «а, дурак!», «твой ход, ну куда ты пошёл?», «проиграл, вот тебе щелбан» - и смачный звук по лбу! У-у-у! Проигравшему было больно, тем более мальчишки с удовольствием лепили их друг другу. За два дня новые карты, купленные для поездки, превращались в тряпочки!!! А еще девочки очень любили гадать. Чаще всего я брала тоже купленные карты, в которые, не дай бог, никто не играл, и гадала девчатам… Весело было придумывать что-либо для них заковыристое… Самое интересное, что почти всё потом сбывалось!
  Это были самые счастливые дни моего неугомонного детства…
  А еще дорога – это непредсказуемые встречи. Женщины, мужчины, девушки, старики, дети. Всегда интересно в дороге наблюдать за детьми. Например, мой племянник, будучи еще совсем маленьким, впервые на железнодорожном вокзале увидел выставочный паровоз и в него практически влюбился. Впоследствии он очень полюбил совершать поездки «паровозом». Я однажды ехала в поезде и наблюдала такую картину. Мама с сыном четырёх-пяти лет села ночью в вагон. Провожатые его внесли на руках - малец, видимо, от долгого ожидания поездки уснул.  А утром проснулся, оглядел всех находящихся в открытом купе людей, немного затаился. Его мама начала звать умываться. Тихий мальчик любопытно всех оглядел, взросло поздоровался, взял протянутое ему полотенце и пошёл вслед за матерью. По дороге сновавшие пассажиры чуть его задевали, а он слегка отклонялся. Могу представить, что в это время думал мальчишка: столько народу в одном месте. Плацкартный вагон! А после санузла он вообще ошалело выглядел! Молодая женщина рассказывала, как тот испугался педали и дырки внизу. Всё порывался затем попрыгать на ней. Глаза были у него огромные, карие и… весёлые! Надолго мне запомнился этот мальчуган, который в дальнейшем за время двухдневной поездки подружился со всем вагоном, и его все подкармливали.
  Это огромная радость ожидания чего-то необычного, постепенный выброс адреналина не только от предвкушения поездки, но и оттого, что дорога несёт с собой неизвестность, несмотря на то, что ты вроде попытался всё предугадать. Дорога… Я, наверное, в прошлой жизни была путешественницей… Она мне даже снится в разных вариациях. А еще она несёт Мечту…
           — Ах, дорога, дорога, куда же летишь ты, куда ты?
           — Я лечу по горам, удивляюсь, куда ж занесло.
           Я беру и швыряю бубновые масти заката
           На твое ветровое, видавшее виды стекло.

           Как веселые зайцы, выпрыгивают повороты,
           Развеваются ветры, как плащ за моею спиной.
           Дорогая дорога, живущего мира ворота,
           Отворись предо мной, отворись предо мной.
                (Ю.Визбор)


Рецензии