Ответы Гегеля Батаю

Ответы Г. Гегеля Ж. Батаю.

I. О том, что разрыв и противоположность в логике Гегеля - неразрешимы.

Батай:

«Несомненно, что не рассудок, раскалывающий единство Природы, хочет смерти человека, однако разделяющее Действие рассудка [в философии Гегеля- В.К.] подразумевает чудовищную энергию мысли, «чистого абстрактного Я», которая по существу своему ПРОТИВИТСЯ СЛИЯНИЮ, цельному, неделимому характеру элементов — составляющих совокупность, — и ТВЁРДО ПОДДЕРЖИВАЕТ их разделенность.»; «Речь идет об исторической борьбе [раба и господина – В.К.], в которой Человек сложился как «Субъект» или как «абстрактное Я» «Рассудка», как отделенное и поименованное бытие. «Это значит, — уточняет Кожев, — что мысль и дискурс, открывающий реальность, рождаются из отрицающего Действия, каковое реализует Ничто в УНИЧТОЖЕНИИ Бытия...»; «Суверенность описанного момента обеспечивается «абсолютной разорванностью», т. е. разрывом — временным — дискурса. Но сам по себе этот разрыв не суверенен [не есть независимость и свобода – В.К.].»(Ж. Батай «Гегель, смерть и жертвоприношение»)


Гегель:

«Главный предрассудок здесь в том, будто диалектика имеет отрицательный результат…» («Наука Логики»); «…трудность состоит в том, чтобы содержимое конкретного мыслилось конкретно в его различенных определениях…»; «Точка зрения рассудка характеризуется тем, что она РАСКАЛЫВАЕТ, различает и фиксирует конечные определения мысли в их противоположности друг другу; философствование же требует объединения, сведения вместе этих различенных мыслей. Удерживание в их отрозненности друг от друга […], – вот чем мышление начинает.»; «...спекулятивное мышление характеризуется тем, что оно имеет в виду эту противоположность и РАЗРЕШАЕТ ее.» («История Философии» Том 3); «Второе отрицательное, отрицательное отрицательного <...> есть указанное СНЯТИЕ противоречия…»; «Понятие [есть] возникающая из взаимодействия целокупность – есть единство ОБЕИХ взаимодействующих субстанций, но так, что они отныне принадлежат свободе, <…> вследствии чего каждая столь же непосредственно СЛИЛАСЬ со своим иным…» («Наука Логики»)

II. О том, что поэзия и искусство так как оно не имеет в себе бесконечной борьбы и разорванности, есть наиболее истинный способ свободы мысли.

Батай:

«Одна Мудрость будет полной независимостью, суверенностью бытия... По крайней мере, она могла бы быть такой, если в поисках суверенности мы могли бы ее найти»; «но проект быть суверенно [в философии Гегеля – В.К.] предполагает РАБСКОЕ бытие [бесконечную борьбу и зависимость раба от того с чем он борется – В.К.]»; «Единственно священное, ПОЭТИЧЕСКОЕ слово, простирающееся исключительно в плане бессильной красоты, хранило ту мощь, каковая способна обнаружить полную суверенность [читай: свободу - В.К.].» (Ж. Батай «Гегель, смерть и жертвоприношение»)

Гегель:

«Шеллинг как раз и называет интеллектуальным созерцанием преимущественно это абсолютное единство противоречий.»; «Он, таким образом, понимает искусство как наивнутреннейшее и наивысочайшее, которое сразу производит интеллектуальное и реальное, и он смотрит на философствование как на художественную гениальность. Но в действительности искусство и сила воображения не суть высочайшее. Ибо идея, дух не может получить истинное выражение тем способом, каким искусство выражает свою идею. Это – всегда некий способ созерцания, и из-за этой чувственной формы существования произведение искусства не может соответствовать духу.»; «Искусство, поэзия представляются, таким образом, Шеллингу наивысшим потому, что в них имеет место это ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ, но на самом деле искусство есть абсолютное только в чувственной форме.»; «Так как Шеллинг не осмыслил этой стороны, то <...> получается, что произведение искусства оказывается наивысшим и единственным видом существования идеи для духа. Но наивысшим видом существования идеи является скорее ее собственная стихия; следовательно, мышление, постигнутая идея выше произведения искусства.» (Г. Гегель «История Философии» Том 3)


+==================================================


«ЭФН» 1 Том)


Рецензии