Мгновенья дивных встреч Олег Погудин

МГНОВЕНЬЯ ДИВНЫХ ВСТРЕЧ
ОЛЕГ ПОГУДИН

30.12.2021 г.

Две маленькие кассеты для магнитофона, на них обычные слова учтивости и вежливости от подлинно золотого голоса России – Олега Погудина.
Я был на многих его концертах.
И всегда поражала воспитанность, отсутствие какой-либо чопорности и надменности.
Буквально на днях смотрел передачу о всей семье Эдиты Пьехи.
Конечно, не надо бы врезАть в эту передачу Малахову ту пошлость и недостойное поведение Пугачёвой, которая нагло и надменно произнесла при встрече с Эдитой Станиславовной: «Вечная вы наша».
Уж сама не девочка, как говорят в народе, но сказать такое старшему человеку – это не просто неприкрытое хамство, а отсутствие элементарного воспитания, жлобство у самопровозглашённой «примадонны».
Почему пишу об этом?
Потому что у Погудина невозможно проявление даже малейшей ноты снобизма.
Я всегда говорил, что коль человек выступает на сцене, коль он властитель – нет, не дум, а интересов, духовного мира многих, то он и жить должен светло и чисто.
Вот надменности и чопорности у Погудина нет и в помине.
Он не простой, он близкий и родной.
И его хрустальный голос звучит всегда в моём сердце.
Одни романсы Олега Погудина – это явление не только русской, а мировой культуры.
Её лучшие образцы.
Включаю магнитофон:

«В лунном сияньи,
Снег серебрится…»

(Пишу так, как он произносит эти дивные слова в своём романсе).
И ты уже не просто слушаешь Погудина, но и видишь величавые просторы России, безбрежные и такие торжественно-красивые, что и дух захватывает…
Завершается одна мелодия, и тут же, очаровывает другая:

«У церкви стояла карета,
Там шумная свадьба была…»

Погудин – это русская душа, широкая и красивая, удалая. .
Он часто сидит в различных судейских жюри, и, посмотрите, это самый корректный и интеллигентный судия, который старается поддержать конкурсанта и вселить в него уверенность в своих силах.
И ещё что очень важно – не пропустит и ноты пошлости и неискренности.
Очень жаль, что его голос так редко звучит в родном Отечестве, а все больше – где-то по зарубежам.
Мыслю, что в этом не его вина и не его стремление.
Как бы и не хочется спускаться до досужих вымыслов и сплетен, но… не раз слышал, какие могущественные противники у Олега Погудина.
Вот они и перекрывают ему любое восшествие на заслуженный престол.
Это не Коля Басков, не Филипп Киркоров, пред коими нет ни одного морального ограничения, которое бы они не переступили во имя своей, придуманной ими же, какой-то главенствующей роли на российской эстраде, а вернее – в их пошлом и вероломном шоу-бизнесе.
Её, этой роли,  давно у них нет, давно они испелись на заемных, как говорят, мотивах и на чужих и чуждых для  слуха и совести русского человека словах их песен.
Нет, Олег Погудин выше всего этого. И никогда, нигде, ни разу я не слышал, чтобы Олег где-то стал предметом обсуждения в каких-то нелицеприятных слухах и сплетнях.
Мне очень нравится его цикл песен на слова Сергея Есенина.
Никто, на мой взгляд, лучше его не исполнил этих песен. Без надрыва, криков, как это неуместно делают многие.  Есенин таким не был.
Его надо слышать и слушать.
Потому что в каждой его песне, каждом выступлении все начинается с души, на ней держится и ею же заканчивается.
Ты видишь, зримо, его «клен заледенелый»; сокрушаешься тому, что так мало внимания в жизни уделил «…моей старушке», которая ждет тебя на встречу в «старомодном ветхом шушуне».
Да, безусловно, мы все понимаем, что это возможно и это живо потому, что есть слова Есенина, его бессмертная поэзия.
Но и без таланта исполнителя творчество Есенина не засверкало бы такими гранями, не было бы представлено зрителю и слушателю во всем своем многообразии.
В особой мере меня поразил цикл военных песен, которые исполняет Олег Погудин.
А вернее – песен фронтовых лет.

«С берез неслышен, невесом.
Слетает желтый лист…»

И все уже на этой волне, где каждый знал, что «…дорога к ней ведет через войну».
И даже горькое – если придется в землю лечь, «…так это ж только раз» ¬-- звучит не просто трагично, но и с верой в то, что если это и случится, то во имя самой жизни на земле, во имя торжества достойного и светлого будущего.
Много я его песен военных лет переслушал и скажу, что больше души в их исполнение, мне думается, не вкладывает никто.
И того подлинного смысла, чувств, которые и вели наших отцов и дедов к Великой Победе.
Мыслю, что он и поёт для них, фронтовиков, которые никогда бы не свершили невозможного во имя приватизации по Чубайсу; они никогда бы просто не поднялись под смертельным свинцом в атаку, ежели бы знали, как будут над ними измываться всевозможные чонкины; или на плакатах, посвященных нашей Великой Победе, будут красоваться фашистские танки, в самом лучшем случае – американские самолёты; что мы побоимся вспомнить имя Верховного Главнокомандующего в годы войны; до неузнаваемости изменим сам облик Красной площади, по брусчатке которой уходили в бессмертие участники Парада в ноябре 1941 года; и в июне 1945 года грозной поступью прошли  победители невиданной войны…
Не за Россию даже гибли и побеждали герои, мы знали уже 22 июня 1941 года, что никому её не отдадим, выстоим, победим, одолеем врага.
А мы знали, что это война мировоззренческая, война за победу нашей культуры, вот что было главным, и именно об этом поёт Олег Погудин.
И вот здесь, мне думается, я подошел к главной мысли.
Она заключается даже не в искусстве Олега Погудина, не в его природном даре и таланте.
А она заключается в том, что мы ведь все должны ТАК думать, ТАК поступать, ТАК радеть за Отечество и свой народ и прививать эти качества и чувства в особой мере молодёжи сегодня.
Она лишена тех ориентиров и ценностей, с которыми мы жили и которые позволили нам победить.
Мыслю, что много об этом говорить не надо.
Все ещё помнят и Колю из Уренгоя, который сокрушался по смерти в нашем плену солдата вермахта, но ни слова не сказал о многомиллионных жертвах советского народа; да и памятники мы стали ставить очень странные – от фашистов, до мадьяр (венгров), испанцев и иных захватчиков, которые пришли на нашу землю, с гитлеровцами, убивать и грабить…
Сегодня на море всевозможных поделок и конкурсов, выходят даже голосистые девушки, девочки, юноши – и…  уже с ранних лет поют на английском.
Как правило – на английском.
Ну, во-первых, этот язык знает, в самом лучшем случае, лишь несколько миллионов людей у нас в России.
Значит, искусство этих исполнителей крайне ограничено и не сориентировано на весь народ России, а лишь на избранных, кого сумели родители натаскать, оплатить занятия этим языком.
Немного таких сегодня в России, ох, как не много…
Ну, и самое главное, боюсь даже навлечь на себя гнев читателей – а что явила собой эта заёмная культура, чего нет у нас в стране?
Ведь можно же под любой голос, под любую музыкальную композицию, под любое сопровождение выступления гимнасток, акробатов, ледовое ристалище, подобрать и по энергетике, и по запросу души русскую мелодию, мелодию народов, населяющих Россию.
Вот ведь что главное.
Не знаю, может что-то и есть у Олега, но не слышал, чтобы он пел на английском или ином заемном языке.
Скажете, ты ¬– что, против искусства иных народов, иной культуры?
Нет и нет! Но всё же – это вторичное, а впереди должна стоять родная культура, родной язык, родные обычаи и традиции.
Поэтому ¬– не забудем вековую мудрость Конфуция, который говорил, что страна, в которой звучат чужие песни, обречена.
Вот бы и нам проснуться и понять, что в честИ, на первом месте должен быть и родной язык, и родная культура,  и родная речь.
А то мы скоро, особенно с такими учебниками по истории, забудем, что мы за народ, откуда появились, зачем пришли в этот мир и что должны в нём свершить…
Мыслю, что Олег в этой области сделал больше, нежели иные деятели культуры.
Я не скажу, что являюсь ярым поклонником достопочтенного Атоса, два дня посвятил ему на днях Корчевников в своей передаче «Судьба человека».
И вот за изрядной долей недопустимых вольностей, они уместны только в кругу близких людей, пошлости даже в выступлениях его юной жены (относительно его возраста), которая десять раз вспомнила, что у неё был первый муж и она лишь на восемь лет старше дочери В. Смехова, прозвучала очень здравая и точная мысль, имеющая  прямое отношение к нашей теме.
Вениамин Смехов хорошо сказал, что у нас ничего нет – ни дорог, ни партий, ни даже правительства…, но та культура, которая досталась нам в наследство, превосходит даже суммарный вес культур, простите за неряшливость речи в данном случае, всего мира.
И вот вклад Олега Погудина в это превосходство просто НЕСОМНЕНЕН!
Сердечно кланяюсь ему за это.

Догорает зимний вечер.
Снежный и не очень уютный.
А я слушаю те старинные уже записи, которые мне подписал Олег Погудин, и сердце радуется высочайшему искусству мастера, который так тепло, как родной человек, доносит из своей души, ибо так можно петь только душой:

«Гори, гори, моя звезда…»

Спасибо Вам, уважаемый Олег, за Вашу душевную искренность и красоту, за Ваше истовое служение русской культуре.
Значит, еще побудем на этой земле, пока звучит Ваша песня.
Жизнеутверждающая и светлая…

***

 


Рецензии
С большим удовольствием прочитала статью автора. Вспомнила личные впечатления от концерта Олега Погудина, на который постаралась попасть непременно, т.к. уже слышала его в Романтике романса на канале Культура. Даже не сразу и объяснишь, почему некогда желанные артисты (Пугачева и вся нынешняя попса) вызывают такое отторжение. Возможно, они за десятилетия присутствия на ТВ просто надоели с неприличными скандалами, "фанерой", рекламой банков и пр. А еще из-за того, что практически невозможно услышать с экрана новые таланты - попса просто не собирается делиться с потенциальными конкурентами. Ведь будет неизбежное сравнение... Поэтому мы не можем услышать Погудина, Ярослава Сумишевского тоже с очень хорошим голосом. И других достойных внимания публики исполнителей.

Ксения Шамшурина   01.01.2022 16:02     Заявить о нарушении
Да, милая Ксения, так ведь и есть. Как только русскую песню заменили шоу-бтзнесом, ослабела вся Россия. Силы ее, духовные, иссякли.
Спасибо Вам за слова светлые, за понимание и поддержку. Дорого! Только добра Вам и благополучия в Новом году!

Иван Кожемяко 3   01.01.2022 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.