Как к Полинке смерть приходила

Жила в нашей деревне Полина Медведева. Её все звали Полинкой за глаза, потому что выглядела она как девочка: худая, малорослая, с круглым и вечно блестящим лицом, на котором, словно щёлки, были близко посажены раскосые глаза. Ходила Полинка вечно семеня, будто всё время опаздывала. На момент рассказа ей было около 60 лет.

Полинка очень любила выпить, после чего становилась весёлой, озорной и болтливой. Всю жизнь проработала она у нас в цеху разнорабочей. А выйдя на пенсию, устроилась вахтёром на проходную. Мы, будучи школьниками, ждали автобус зимой у проходной. И сердобольные вахтёрши пускали нас погреться.

Помню свой первый шок, когда Полина, которую мы привыкли видеть в благодушном расположении по случаю принятого горячительного, вдруг спросила меня, что мы проходим по литературе, люблю ли я читать, какие у меня самые любимые книги? Я, действительно, очень любила читать. Мы с ней время от времени говорили о книгах. И вот однажды она мне посоветовала прочитать свою любимую книгу - "Дженни Герхардт" Теодора Драйзера. Я, конечно, и слыхом не слыхивала о таком писателе в то время. Она разрешила мне как-то прийти к ней домой и взять эту книгу.

Я была удивлена аскетичностью жилища Полинки. Больше всего в её однокомнатной квартирке меня привлекла полка с книгами. У нас дома всегда были книги, много книг. Их доставали по абонементу, по блату, кроме книг выписывали и обменивались литературными журналами. Но у Полины было очень много хороших книг! Она дала мне потёртую книгу "Дженни Герхардт" и сказала, чтоб я не потеряла её.

Оказалось, что Полинка после школы закончила культпросвет на библиотекаря и в молодости успела поработать в библиотеке. Но потом вышла замуж за пьяницу, сама начала пить. Сын её приёмный часто избивал мать, требуя денег. Полинке постоянно "скидывали" маленького внука. Приходилось содержать небольшой огород, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

И вот идёт Полинка с огорода. Он располагался рядом с карьером, в километре от деревни. По случаю хорошей погоды и недавно полученной пенсии она уже изрядно приняла и шла домой с пучком редиски. Мы же в это время с подругой пасли козу. Увидев семенящую неровной походкой Полинку, решили подшутить. Глупые ещё были!

Стоя в бурьяне, окликнули: "Полинка! Полин!" Полина замерла и с тревогой стала озираться по сторонам, пытаясь понять, откуда шум. Ещё раз оглянувшись, она ещё быстрее пошагала в сторону дома. И снова услышала за своей спиной: "Полинк, ты куда? Иди сюда, Полинка!" Покрутив головой по сторонам, она ещё быстрее зашагала по тропинке заплетающимся шагом.

Вечером она внезапно принесла долг, взятый у бабушки моей подруги. Тётя Маруся была местной матерью Терезой: всех жалела, всем давала в долг, кормила. И вот когда тётя Маруся увидела на пороге пьяную Полинку с трёшкой в руке, была обескуражена. Она давно уж махнула рукой на три рубля, пару лет назад взятые Полиной в долг. А тут выпивоха без напоминания принесла одолженные деньги.

-Марусь, помру я скоро! Вот долг пришла тебе отдать.

Анина бабушка, будучи сердобольной, обладала здоровым чувством юмора, а иногда и сарказмом. Она сказала:

-Полинк, чёй-то ты помирать собралась? Кто Борю-то кормить твоего будет?

-Ой, Марусь, смерть ведь ко мне приходила. Шла я сегодня с огорода, а она меня знаешь как звала?! Всю дорогу: "Полинк, иди сюда!" Я оглянусь, а никого нет.

Полина заплакала:

-Как же я помру, а Юрку с кем оставлять будут эти алкаши? Боря мой заскучает один?

Ане, находившейся там же, стало неловко за глупые шутки. Когда она рассказала мне эту историю, то мне стало очень стыдно. В то же время
было жалко эту бабульку. Мы, конечно, никогда и никому не рассказывали эту историю. Сейчас я думаю, что Полинка думала не о себе, что ей страшно умирать, а о своих непутёвых близких, которые без неё бы пропали.

К счастью, Полинка прожила после этого ещё лет 10. Умерла она пьяной и веселой, возвращаясь с пирушки и случайно ударившись головой о ледяные перила зимой. А вот хоронить её было некому, поэтому закопали её в общей могиле - приёмный сын, которого она с рождения растила как родного, отказался хоронить мать.

Вспомнилось, как она часто пела такую частушку после описанного инцидента:

"Ко мне смерть пришла,

Меня дома не нашла,

А нашла в кабаке

С поллитровочкой в руке!"


Рецензии