Брайан Швертли. Стойкость святых

СТОЙКОСТЬ СВЯТЫХ
 Брайан Швертли

Одно из учений о суверенной благодати - это стойкость святых. Это  относится к библейскому учению, которое гласит, что те, кого Бог возлюбил до основания мира и избрал во Христе, кто возрожден Святым Духом и истинно верит в Иисуса Христа, как Он представлен в Священных Писаниях, будут сохранены Богом всю свою жизнь до смерти и, следовательно, не могут потерять свое спасение. Они спасены навечно. Это не означает, что истинные верующие не могут отступить и совершить тяжкие грехи. Иногда они это делают, но они не могут “полностью или окончательно отпасть от благодати”. “Несомненно, что истинные верующие могут впасть в очень большие грехи; но все же они будут восстановлены и снова приведены к покаянию”.

Бог хранит избранных

Поскольку слово "настойчивость" было неправильно понято, следует отметить, что верующие упорствуют только потому, что Бог хранит Свой народ. Другими словами, люди в конечном счете спасаются не благодаря их собственным усилиям по упорству, но они упорствуют благодаря Божьей благодати. Бог поддерживает веру верующего, его православие и покаяние. Исповедание веры подчеркивает этот момент: “Это упорство святых зависит не от их собственной свободной воли, а от неизменности постановления об избрании, вытекающего из свободной и неизменной любви Бога Отца; от действенности заслуг и ходатайства Иисуса Христа; пребывания в них Духа и семени Божьего; и природы завета благодати; из всего этого также вытекает его достоверность и несомненность”.
Именно любовь, верность и суверенная сила Божьего завета гарантируют, что никто из детей Божьих не погибнет. Если бы верующие были оставлены Богом на произвол судьбы, все они, несомненно, отступили бы от веры. Томас Риджли пишет: “Бог назван "Хранителем людей" [Иов 7:20], поскольку он поддерживает все вещи словом своей силы, так что независимость от Него несовместима с идеей о том, что мы являемся творениями; и у нас не меньше оснований заключить, что Его сила поддерживает новое творение или ту благодать, которая возникла от Него. Если бы Он потерпел неудачу или оставил нас, мы не смогли бы совершить ни малейшего дела от благодати, а тем более упорствовать в благодати. Когда человек впервые вышел из рук Божьих, он был наделен большей способностью устоять, чем кто-либо, за исключением нашего Спасителя, был удостоен с тех пор, как грех вошел в мир; однако он отступил не из-за какой-либо необходимости природы, а из-за того, что поддался искушению, которое он мог бы выдержать. Тогда как же он не может устоять в своем нынешнем состоянии, став слабым и, хотя и приведенным в состояние благодати, обновленным и освященным лишь частично, и все еще имеющим остатки тления, которые постоянно противостоят принципу благодати? Поэтому наше упорство в благодати не может быть следствием нас самих”

Арминианский взгляд

Учение о стойкости святых логически вытекает из доктрин безусловного избрания, непреодолимой благодати, полной порочности и ограниченного искупления. Если Бог суверенен, как учит Библия и утверждают кальвинисты, тогда Бог может и сохранит тех, на кого Он возложил Свою бесконечную и вечную любовь. Арминианин отвергает все доктрины, упомянутые выше, потому что вся его теологическая система вращается вокруг оси предполагаемой свободы воли человека. Говорят, что Бог избирает только тех, кто, как предвидится, добровольно примет Христа. Говорят, что Христос умер за всех людей без исключения. Утверждают, что Его смерть на самом деле не обеспечила и не гарантировала спасение какого-либо конкретного человека, а только сделала возможным спасение для всех. Более того,  учат, что благодатное действие Святого Духа одинаково действует на всех и что причина, по которой один человек рождается свыше, а другой нет, заключается просто в том, что один человек сотрудничал со Святым Духом, в то время как другой успешно сопротивлялся Ему. Арминианин делает выбор избранных Отцом, искупительную работу Сына и применение работы Христа Святым Духом - все это зависит от нас  и ограничено свободной волей человека или добровольным получением благодати. Поскольку человек, а не Бог, является тем, кто суверенно решает, кто будет спасен, а кто нет, логически следует, что свободная воля человека также определяет, кто упорствует, а кто отвергает веру. “Арминиане также считают, что не только возможно, но и часто случается, что люди действительно возрождаются, пренебрегая благодатью и огорчая Святого Духа грехом, полностью и, наконец, окончательно отпадают от благодати в вечное осуждение (Собеседование 11.7).  Арминианин “помещает причину своей настойчивости не в руки всемогущего, никогда не меняющегося Бога, а в руки слабого грешного человека”.
Прежде чем перейти к библейским и доктринальным доказательствам настойчивости и возражениям против этой доктрины, следует отметить несколько серьезных проблем, касающихся арминианской системы. Во-первых, арминианская схема возлагает больше доверия и надежды человека на стойкость и спасение на человека, чем на Иисуса Христа. В конечном счете человек должен искать спасения в себе самом. Христос выполнил Свою часть, но если человек не будет держать свою волю в узде и не будет поддерживать собственное покаяние, он погибнет. Таким образом, у арминианина есть основания хвалиться перед Богом: “Я выстоял, но другие этого не сделали. Я сделал правильный выбор. Я проявил свою волю праведно, но другие этого не сделали”. В такой системе Бог должен делиться Своей славой с грешным человеком. Последовательное арминианство - это не что иное, как отказ от спасения только по благодати. Во-вторых, если Бог не тот, кто хранит Своих святых, потому что такое сохранение нарушило бы свободную волю человека, то как же сохраняются святые на небесах? Арминианин должен признать, что либо Бог обладает силой изменить природу и волю человека на небесах, чтобы сделать человека неспособным грешить, либо что в вечном состоянии возможно второе падение или восстание человека против Бога. Если Бог способен контролировать волю человека на небесах и сохранять искупленных вечно, почему Он не способен или не желает сохранить Своих дорогих детей для их короткого пребывания на земле? В-третьих, как арминианин должен иметь мир и не беспокоиться (ср. Мф. 6:25 и далее; Фил. 4:6-7), когда его вечная судьба зависит от его слабой, греховной воли? Учитывая тот факт, что вероучительное и этическое отступничество довольно распространено в наши дни, можно было бы подумать, что застенчивый арминианин либо погряз бы в гордыне уверенности в себе, либо был бы сражен нервным срывом. “Для меня такая доктрина таит в себе ужасы, которые заставили бы меня навсегда отказаться от нее и которые наполнили бы меня постоянными и невыразимыми недоумениями. Одного ощущения, что я пересекаю беспокойное и опасное море жизни, зависящее для моей окончательной безопасности от действий моей собственной коварной природы, было достаточно, чтобы наполнить меня постоянной тревогой” Но утешьтесь, дорогой христианин: арминианство не соответствует Писанию! Божья любовь не может потерпеть неудачу.
Чтобы понять, как Бог сохранил Свой народ, нужно сначала изучить отрывки, в которых конкретно говорится о сохранении святых - о том, что никто из тех, кто принадлежит Христу, не может погибнуть. Нами будут рассмотрены различные доктрины, поддерживающие настойчивость, затем будут опровергнуты возражения против настойчивости.

Логические доказательства из других доктрин

Учение о стойкости святых не только прямо преподается в Священном Писании, но и логически вытекает из других библейских доктрин. Далее следует краткое рассмотрение некоторых доктрин, которые имеют прямое отношение к Божьему сохранению избранных.
1. Верховенство Бога

Многие уже рассмотренные отрывки, доказывающие сохранение Богом Своего народа, показывают, что именно суверенная сила Бога защищает Его овец. Если кто-то принимает библейское учение о Божьем суверенитете, то он должен принять сохранение святых или отвергнуть Божью любовь к избранным. Поскольку Библия учит, что Бог управляет человеческим сердцем (Притч. 16:1; 19:21; 21:1; Иис.Нав 11:19-20; Исх. 10:1, 20; Откр. 17:17; и т.д.) и всеми обстоятельствами и событиями, которые происходят в жизни верующего, то из этого логически следует, что верующий мог отступить от веры только в том случае, если Бог хотел, чтобы он отступил.
Арминианин, который не признает абсолютного контроля Бога над человеческим сердцем, все еще не может избежать этой логической дилеммы, поскольку арминиане все еще верят, что Бог обладает совершенным предвидением всех событий. Арминианин признал бы, что Бог знает точное время, когда христианин собирается отступить, и конкретные события, которые приведут к отступничеству христианина. Если Бог любит Своих детей бесконечно больше, чем земной отец любит или мог бы любить, почему бы Ему не забрать верующего домой до того, как он отступит? Не лучше ли умереть от сердечного приступа, аневризмы головного мозга или автомобильной аварии, чем провести вечность в аду? Кроме того, почему Бог позволил одному из Своих любимых детей вступить в обстоятельства жизни, которые, как Он знал, приведут к вечной погибели? Арминианин может избежать этого аргумента, только выбрав один из трех различных вариантов, все из которых явно небиблейские. Первый вариант заключается в том, что Бог знает будущее, но бессилен вмешиваться в человеческие дела. Этот вариант -старая ересь деизма. Второй вариант заключается в том, что Божье знание ограничено, в частности, временем. Другими словами, Бог не несет ответственности, потому что Он не знает будущего. Эта точка зрения настолько очевидно еретична, что ни один настоящий христианин даже не стал бы ее рассматривать. Третий вариант заключается в том, что Бог суверенен и безошибочно знает будущее, но на самом деле не любит Своих детей. Ему все равно, если они отвергнут веру и отправятся в ад. Проблема с этой точкой зрения заключается в том, что Библия учит, что Бог любит Свой народ совершенной, бесконечной и вечной любовью. Идея о том, что Бог послал Своего единородного Сына страдать, подвергаться пыткам и умереть мучительной смертью на кресте за человека, а затем даже не потрудился защитить этого человека (как если бы Бог был нелюбящим и небрежным Отцом), граничит с богохульством.

2. Божий завет любви к избранным

Библия учит, что Божья любовь к избранным не меняется и не может быть уничтожена. Именно Божья любовь к избранным послала Иисуса Христа на крест и гарантирует, что Он не позволит никому из Своих детей погибнуть. “Да, Я возлюбил вас вечной любовью; поэтому с любовью и добротой Я привлек вас” (Иер. 31:3). Этот отрывок намекает, “что любовь - это то, что было от вечности, его привлечение или приведение их в обращенное состояние является результатом этого, из этого следует, что эта вечная любовь совпадает с Его вечной целью или замыслом спасти их. Теперь, если существует такая вечная цель, связанная с их спасением, это обязательно [подразумевает] их стойкость.
Апостол Павел говорит, что ничто сотворенное не может отделить избранных от Божьей любви. Это, очевидно, включает в себя человеческую волю (если только кто-то не верит в небиблейское представление о вечном предсуществовании душ). Павел писал: “Если Бог за нас, кто может быть против нас? Тот, Кто не пощадил Своего Собственного Сына, но предал Его за всех нас, как Он не может вместе с Ним также даром дать нам все? Кто предъявит обвинение избранным Богом? Это Бог оправдывает.... Кто отделит нас от любви Христовой? Будет ли скорбь, или бедствие, или преследование, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Ибо я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая-либо другая сотворенная вещь не смогут отделить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.. 8:31-33, 35, 38-39). “Апостол был исчерпывающим в списке, который он дает, и причина в том, чтобы установить универсальность. Но это заключительное отрицание сделано для того, чтобы не оставить никакой лазейки - ни одно существо или вещь во всем царстве сотворенной реальности не исключены”. Таким образом, избранные находятся в полной безопасности. Божья любовь к ним не может уменьшиться, прекратиться или превратиться в ненависть.
Нужно понять, что Божья любовь ни от чего не зависит в избранных. Это любовь, которая проистекает из самой природы Бога и направлена на недостойных, злых, непривлекательных людей. “В этом была любовь, не в том, что мы любили Бога, но в том, что Он возлюбил нас и послал Своего Сына умилостивить за наши грехи” (1 Ин. 4:10). Единственная причина, по которой “мы любим Его”, заключается в том, что “Он первый возлюбил нас” (1 Ин. 4:19). Павел говорит в Рим.8:29, что те, кого Бог предвидел или “возлюбил заранее”, предопределены к вечной жизни. Они призваны, оправданы и прославлены. Эта неразрывная цепь в спасении верующего проистекает из любви и сострадания Отца. Павел говорит “об отличительной любви, которая предопределяет к определенной цели - соответствию образу Своего Сына. Еф. 1:4-5 имеет тот же итог. Бог избрал народ во Христе и в любви предопределил этих людей к усыновлению через Иисуса Христа”. Если Божья любовь к избранным исходит от Самого Бога и вечна и неизменна, логически следует, что она не может потерпеть неудачу. Если Его избранная и сохраняющая любовь зависела от чего-либо внутри творения, то спасение по благодати умерло, и у христиан есть основания хвалиться.

3. Доктрина избрания

Доктрина индивидуального избрания не означает, что определенные люди просто получают какие-то внешние привилегии, или что некоторые люди, вероятно, будут спасены, или что определенные люди, которые сотрудничают с влиянием Духа и упорствуют, будут спасены, но что определенное, фиксированное число людей избирается для вечной жизни “по благоволению Его воли” (Еф. 1:5). “Это избрание к концу, то есть ко спасению. Осуществляя это, Бог наделяет верующих такими влияниями, как Святой Дух, которые побуждают их не только принять Христа, но и упорствовать до конца и быть спасенными до конца”. Избранные будут возрождены (Еф. 2:5), оправданы (Рим. 8:30), святы и непорочны (Еф. 1:4), приняты в семью Божью (Еф. 1:5) и прославлены (Рим. 8:30).
Это правда, что в избранной нации, такой как Израиль, есть те, кто спасен, и те, кто не верит, но индивидуальное избрание в жизнь означает, что 100% избранных Богом попадут на небеса. Павел сказал об избранных в Израиле: “Бог не отверг Свой народ, который Он предузнал... в настоящее время есть остаток в соответствии с избранием благодати.… Израиль не получил того, чего он ищет; но избранные получили это, а остальные ожесточились” (Рим. 11:2, 5, 7). Иоанн писал: “Все, что дает мне Отец, придет ко Мне, и того, кто придет ко Мне, Я ни в коем случае не изгоню“ (Ин. 6: 37). Тимофею Павел написал: “Бог спас нас и призвал нас святым призванием не по нашим делам, но в соответствии со Своей целью и благодатью, которая была дана нам во Христе Иисусе до начала времен” (2 Тим. 1:9, ср. Рим. 9:10-23; Еф. 1:3-12; Деян.13:48). Павел сказал, что избранные - это “сосуды милосердия, которые Он заранее приготовил для славы” (Рим. 9:23). Конец избранных - это слава, а не разрушение.

4. Работа Святого Духа в верующих
Изучение работы Святого Духа в верующих докажет, что возрожденные Святым Духом, в которых Он обитает, не могут полностью отпасть и погибнуть. Библейское понимание возрождения ведет к библейскому взгляду на стойкость. Апостол Иоанн писал: “Всякий, кто родился от Бога, не грешит [настоящее непрерывное время]...потому что он родился от Бога " (1 Ин. 3:9). “Ибо все, что рождено от Бога, побеждает мир” (1 Ин. 5:4). Петр сказал, что христиане “родились свыше не от тленного [тленного] семени, но от нетленного” (1 Пет. 1:23). Если принцип новой жизни в верующем нетленен, побеждает мир и мешает ему продолжать жить греховной жизнью, то разве не логично сделать вывод, что настоящие христиане не могут отступить или не достичь спасения? Говоря о Святом Духе, Иоанн писал: “Вы от Бога, дети мои, и победили их, потому что Тот, кто в вас, больше того, кто в мире” (1 Ин. 4:4). Мэтью Генри пишет: “Мы рождены от Бога, научены Богом, помазаны Богом и поэтому защищены от заразных смертельных заблуждений. У Бога есть свои избранные, которые не будут соблазнены до смерти.... Дух Божий обитает в вас, и этот Дух могущественнее людей или бесов”.
Возрождение - это суверенное действие Святого Духа на сердце человека (или на всю человеческую природу), в котором душа становится духовно живой и постоянно ориентированной в направлении, охраняемом Богом. Духовная жизнь, переданная в возрождении, бессмертна. Поскольку возрождение - это суверенное действие Святого Духа на человека, в котором человек не сотрудничает (оно не инициируется актом воли), только Святой Дух может возродить человека. Более того, даже если бы человек мог возродить себя, он никогда бы этого не сделал, ибо лишь у возрожденного человека есть сердце из плоти, которое любит Иисуса Христа. Поэтому те, кто утверждает, что настоящий христианин может отступить, должны также логически утверждать, что Святой Дух отнимает у верующих сердце из плоти и заменяет его каменным сердцем. Такая мысль абсурдна и порочна.
Согласно Писанию, возрождение происходит во всех тех, кто соединен со Христом в Его жизни, смерти и воскресении (Еф. 2:5-7). Вера и покаяние естественным образом проистекают из возрожденного сердца и поэтому в Писании называются дарами Божьими (Деян. 5:31; 11:18; Еф. 2:8; Фил. 1:29). Если вера является даром Божьим и не возникает автономно в человеческом сердце, то логически следует, что Богу пришлось бы удалить эту веру, чтобы верующий отступил. Библия заявляет, что Бог не оставит Свой народ, которого Он любил прежде (Евр. 5:13; Ин. 10:28, 29; 11:26; и т.д.). “Точно так же из этого следует, что если человек не спасен, проявляя свою собственную [автономно созданную] веру, он не может быть потерян, прекратив ее проявлять. Опять же, это не просто логическое продолжение без поддержки Писания, ибо Писание ясно говорит нам, что избрание означает Божий выбор индивида, а не выбор индивидом Бога (Ин. 15:16); и Бог не таков, чтобы Он мог изменить свое мнение (Чис. 23:19)”.
Библия учит, что Святой Дух запечатлевает верующих. “Вы были запечатлены Святым Духом обетования, Который является залогом нашего наследия до искупления приобретенного владения, во славу Его славы” (Еф. 1:13-14). Если верующие запечатлены Святым Духом и им гарантировано наследство, они не могут потерять свое спасение. В Еф.4:30 Павел пишет: “И не огорчайте Святого Духа Божьего, которым вы были запечатлены в день искупления”. Гордон Кларк пишет: “Он запечатывает нас "до дня искупления". До или в течение дня искупления. Здесь мы имеем кальвинистское учение о стойкости святых. Тот или иной человек на скамье может быть запечатан, а может и не быть запечатан; но если он был запечатан, он не будет окончательно потерян. Возрождение - это действие раз и навсегда. Мы не спасаемся за завтраком, не теряемся в полдень и не рождаемся заново вечером. Фраза”день искупления "в этом отрывке, очевидно, не является днем нашего возрождения, но днем полного искупления, искупления тела из могилы и искупления от греха, которые всегда будут влиять на нас в нашей нынешней жизни" .
В Послании к Римлянам Павел учил, что пребывание Духа “обеспечивает не только жизнь души, но и высшую и славную жизнь тела” “Но если Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, обитает в вас, Тот, Кто воскресил Христа из мертвых, также оживит ваши смертные тела через Своего Духа, Который обитает в вас” (Рим. 8:11). “Наши души будут жить в счастье и славе, потому что они обновлены; и наши тела тоже будут воскрешены во славе, потому что они являются храмами Святого Духа. Тогда в самом широком смысле верно, что быть в Духе - значит быть уверенным в жизни и мире”. Иметь пребывающего в нас Духа Божьего - значит обладать жизнью вечной.

5. Действенность искупительного дела Христа

Библия учит, что искупительная работа Христа обеспечивает спасение Его народа. “Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их” (Мф. 1:21). Все библейские термины, описывающие искупительную смерть Христа, делают невозможной арминианскую идею неопределенного условного искупления: искупление означает, что вся вина за каждый грех навсегда устранена; умилостивление означает, что справедливый гнев Бога против греха навсегда снят; выкуп или искупление относится к тому факту, что Христос заплатил цену в полном объеме; примирение означает, что вражда между Богом и грешником была устранена. Верующий грешник оправдан. Его грехи были вменены Христу на кресте, и совершенная праведность Христа была вменена ему. Верующий соединен со Христом в Его жизни, смерти и воскресении. Верующие находятся “не под законом, но под благодатью” (Рим. 6:14). Они “мертвы для закона” (Рим. 7:4), “мертвы для греха” (Рим. 6:2) и “освобождены от греха” (Рим. 6:2). Если цена была уплачена полностью, если вся вина за грех снята, и если человек облачен в совершенную праведность Христа, то как он может попасть в ад? Это явно невозможно.
Это, однако, не означает, что люди могут претендовать на оправдание и жить как черти, ибо союз со Христом в Его смерти и воскресении также обеспечивает их спасение от власти греха. Верующие будут освящены. Они определенно одержат победу над привычными образцами греха. “Наш ветхий человек был распят вместе с Ним, чтобы избавиться от тела греха, чтобы мы больше не были рабами греха.... Но теперь, освободившись от греха и став рабами Божьими, вы имеете свой плод святости и конец, жизнь вечную” (Рим. 6:6, 22). Если верующий совершенен перед Богом благодаря Христу, а также имеет окончательное освящение в силу союза с Ним, то, очевидно, он не может отступить. “Господь совершит то, что касается меня. Милость Твоя, Господи, пребудет вовеки” (Пс. 138:8). “Он увидит страдания Своей души и будет удовлетворен” (Ис. 53:11).

6. Завет искупления

Завет искупления относится к соглашению, заключенному Лицами Троицы до сотворения Вселенной относительно спасения избранных. Отец избрал народ во Христе (Еф. 1:4) и согласился отдать его Сыну в награду за Его послушание и страдания. Сын согласился прийти на землю, чтобы выполнить все обязательства по закону перед избранными Своей безгрешной жизнью и жертвенной смертью. Святой Дух согласился применить совершенную работу Христа по искуплению к избранным. “Христос говорит об обетованиях, данных Ему до Его пришествия, и неоднократно ссылается на поручение, которое Он получил от Отца (Иоан. 5:30, 43; 6:38-40; 17:4-12). И в Рим. 5:12-21 и I Кор. 15:22 Он явно рассматривается как Представитель и Глава завета. Христос подчеркнул, что Он пришел исполнить волю Отца. Библия также учит, что как Богочеловеческий Посредник Он получит награду за Свое совершенное послушание. “Более того, в Иоан. 17:5 Христос требует награды, а в Иоан. 17:6, 9, 24 (ср. также Фил. 2:9-11) Он говорит о Своем народе и Своей будущей славе как о награде, данной Ему Отцом.
Идея о том, что Отец обещал Сыну избранных в качестве дара, делает невозможным учение о том, что истинные верующие могут вечно погибать. Кастенс пишет: “Утверждение Самого Господа: "Отец Мой, который дал их Мне" (Иоан. 10: 29), является отправной точкой. Тот факт, что мы являемся даром Отца Сыну, обстоятельство, которое подразумевает, что мы каким-то особым образом принадлежим Богу еще до того, как приходим к Сыну, постоянно подтверждается Самим Господом. По-видимому, это является отправной точкой его особого интереса к тому, что действительно является "Молитвой Господней" в Иоан.17 (особенно ст. 6). И то, что мы являемся дарами Отца Сыну, снова и снова повторяется в Евангелии от Иоанна: 6:37, 44, 65; 10:28, 29; 17:2, 6, 9, 11, 12, 24; и во многих других местах. Ни один даритель не может сделать подарок из того, что ему еще не принадлежит. И мыслимо ли, чтобы Бог мог дать Сыну такой подарок, если он не будет дан навечно? Иисус сказал: "Такова воля Отца [по-гречески здесь сильное слово телема, означающее намерение], пославшего Меня, чтобы из всех, кого Он дал Мне, Я ничего не потерял, но все воскресил бы в последний день” (Ин. 6:39). “Если бы Христос потерял некоторых из тех, кого дал Ему Отец, Он не смог бы исполнить волю Божью (Иоан. 6:32, 39)”.

Дополнительные аргументы в пользу стойкости

В Писании приводится ряд дополнительных причин, подтверждающих доктрину о стойкости святых:
1. Библия учит, что христиане могут быть полностью уверены в своем спасении (Евр. 3:14; 6:11; 10:22; 2 Пет. 1:10).Если бы верующие могли в любой момент потерять свое спасение, у христиан никогда не было бы такой уверенности.
2. Писание говорит, что верующие соединены со Христом и являются причастниками Его Духа. Этот союз не может быть разрушен, ибо он основан на вечной, неизменной, избранной любви Бога. Этот союз означает, что до тех пор, пока жив Христос, будут жить и верующие. Они - часть Его тела.
3. Слово Божье учит, что Христос ходатайствует как Первосвященник за Свой народ (Ин. 17:9-26). Поскольку ходатайственные молитвы Христа за избранных всегда действенны (Ин. 11:42; Евр. 7:25), ни одна из Его собственных молитв никогда не может быть потеряна.
4. Иисус обещал, что из всех, кто придет к Нему, ни один не будет оставлен или отвергнут (Ин. 6:37; Евр.. 13:5, 6).
5. Иллюстрации и метафоры, используемые в Библии для описания настоящих верующих, учат постоянству. ”Святых даже в этом мире сравнивают с деревом, которое не увядает (Пс. 1:3); с кедрами, которые цветут на горе Ливан (Пс. 92:12); с горой Сион, которую нельзя сдвинуть, но которая пребывает вечно (Пс. 125:)1; и с домом, построенным на скале (Мтф.7:24). Господь с ними в их старости (Ис. 46:4), и является их проводником даже до смерти (Пс. 48:14), так что они не могут быть полностью и окончательно потеряны”. Учитывая обилие библейских свидетельств в пользу сохранения Богом Своего народа, поразительно, что доктрина отвергается многими современными евангелистами.

Возражения против доктрины стойкости

1. Это приводит к беспечности, лени и безнравственности

Очевидное и наиболее распространенное возражение против доктрины настойчивости состоит в том, что если людей учить, что они не могут потерять свое спасение, они будут вести жизнь, характеризующуюся безнравственностью. Люди говорят: “Если верующий не может потерять свое спасение, зачем ему беспокоиться о средствах благодати? Почему он должен упорно трудиться над самоанализом и личным освящением?” Чтобы ответить на эти вопросы, следует сначала отметить разницу между доктриной о стойкости святых и популярной фундаменталистско-евангельской доктриной “вечной безопасности”. Хотя многие евангелисты верят, что истинные христиане могут потерять свое спасение, есть ряд людей, которые учат, что христиане не могут потерять его. Однако они учат, что, как только человек “принимает Христа“, он не может потерять свое спасение, независимо от того, как он себя ведет. Эта интерпретация вечной безопасности возникла из диспенсационного учения о том, что человек может принять Христа как Спасителя, не принимая Его как Господа; что покаяние является доктриной, относящейся к старому еврейскому устроению закона и не применимой к церкви нового завета (что является скобкой в Божьем плане). Согласно этой точке зрения, человек, “принявший решение за Христа”, мог вести образ жизни, связанный с блудом, пьянством, воровством, убийством и т.д., И при этом ему было гарантировано место на небесах. Это “плотская христианская” ересь. Апостол Павел определяет плотского человека как верующего, имеющего сектантский дух в церкви, а не человека, который отказался покаяться и подчиниться Христу как Господу. Этот взгляд на вечную безопасность никогда не следует путать с библейской доктриной стойкости.
Доктрина настойчивости очень серьезно относится ко всем библейским заповедям о бдительности, послушании, освящении и святости. Библия учит, что все оправданные также будут освящены. Христос спасает Свой народ не только от вины за грех, но и от его силы. Союз со Христом влечет за собой как прощение грехов, так и образ жизни, характеризующийся святостью. Джон Мюррей писал: “Совершенно неправильно говорить, что верующий находится в безопасности совершенно независимо от его последующей греховной и неверной жизни. Истина заключается в том, что вера в Иисуса Христа всегда соответствует жизни святости и верности. И поэтому никогда не следует думать о верующем независимо от плодов веры и святости. Сказать, что верующий в безопасности, какова бы ни была степень его пристрастия ко греху в его последующей жизни, значит абстрагировать веру во Христа от самого ее определения, и это служит тому злоупотреблению, которое превращает благодать Божью в похоть. Учение о настойчивости - это учение о том, что верующие упорствуют; нельзя слишком сильно подчеркивать, что это настойчивость святых. И это означает, что святые, те, кто соединен со Христом действенным призывом Отца и пребывает в Святом Духе, будут упорствовать до конца. Если они упорствуют, они терпят, они продолжают. Дело вовсе не в том, что они будут спасены независимо от их настойчивости или их продолжения, но в том, что они, несомненно, будут упорствовать. Следовательно, их безопасность неотделима от их настойчивости. Разве это не то, что сказал Иисус? ”Тот, кто претерпит до конца, будет спасен".
Диспенсационалистская доктрина вечной безопасности основана на ошибочном понимании взаимосвязи между оправданием и освящением. Утверждается, что любое требование святости со стороны верующего для настойчивости - это сочетание веры и дел для достижения вечной жизни. Кальвинистов обвиняют в том, что они отвергают оправдание как раз и навсегда акт Божий в пользу оправдания с помощью процесса, который предполагает настойчивость.Такая интерпретация позиции кальвинистов совершенно не соответствует действительности. Следуя Священным Писаниям, кальвинисты учат, что оправдание - это раз и навсегда судебный акт Бога, который не может быть отменен и никогда не должен повторяться. Но как только человек оправдан, он сразу же начинает целожизненный процесс освящения. Освящение и возрастание в святости и настойчивости ни на йоту не способствуют спасению человека. Однако, если человек утверждает, что он христианин, но не освящен и не упорствует, то этот человек никогда не был настоящим христианином. Он никогда не был рожден свыше или оправдан. Он был лицемером, лжеисповедующим, у которого было лишь голое интеллектуальное согласие с некоторыми предложениями, но который никогда по-настоящему не верил в Иисуса Христа для спасения. “Недостаточно исповедовать Христа. Вы должны действительно и действительно обладать Христом как вашим личным Господом и Спасителем, чтобы быть по-настоящему спасенными”. Тот же Иисус, который проповедовал оправдание только верой (Ин. 5:24; Лк. 18:9-14; 23:43), также сказал: “Вы узнаете их по плодам их” (Мф. 7: 16). Павел сказал: “Тем не менее, прочное основание Божье стоит, имея эту печать: "Господь знает тех, кто принадлежит Ему", и "Пусть каждый, кто называет имя Христа, удалится от беззакония’" (2 Тим. 2:19).
Обвинение в том, что настойчивость ведет к беспечности и лени, свидетельствует о незнании взаимосвязи между предопределением и личной ответственностью. Бог предопределяет цель, но также и средства для достижения цели. Более того, хотя Бог контролирует “все, что происходит”, человек является действительным вторичным агентом и полностью отвечает за свои действия. Писание приводит много примеров благочестивых людей, которым было сказано, что произойдет в будущем; и все же эти же самые люди были чрезвычайно усердны в достижении этой обещанной цели. “Иисус Навин, хотя и был уверен, что ни один человек не сможет устоять перед ним, но все его враги должны быть побеждены им; это не сделало его беспечным и не помешало ему принять все надлежащие меры предосторожности против своих врагов и использовать все средства для достижения победы над ними. Езекия, хотя он был уверен в своем выздоровлении от своего расстройства; однако это не помешало ни ему, ни пророку, который заверил его в этом, использовать надлежащие средства для излечения от этого: и хотя апостол Павел был уверен в спасении жизней всех, кто находился на корабле, все же он направил их к надлежащим средствам их сохранения; и сказал им, что, если они не останутся на корабле, они не смогут спастись; и, следуя этому его совету, хотя и потерпели кораблекрушение, все они благополучно добрались до берега”.

2. Это не может быть согласовано с предостережениями против отступничества

Другое возражение против настойчивости состоит в том, что, поскольку Библия полна предостережений против отступничества и неверия, опасность отпадения не может быть воображаемой, но должна быть вполне реальной. Кроме того, разве не много примеров верующих, которые отступили (например, царь Саул, Иуда Искариот, Гименей, Александр, Филет и Димас)?
Нельзя отрицать, что Библия полна увещеваний повиноваться и упорствовать, а также предостережений против отступничества. Существует множество отрывков " если”. “Тогда Иисус сказал тем иудеям, которые поверили Ему:” Если вы пребудете в слове Моем, то вы действительно Мои ученики" (Ин. 8: 31). “И вы когда-то были отчуждены и врагами в своем разуме из-за злых дел, но теперь Он примирился в теле Своей плоти через смерть, чтобы представить вас святыми, непорочными и безупречными в Его глазах - если вы действительно продолжаете верить, основательно и твердо, и не отступаете от надежды на Евангелие, которое вы слышали” (Кол. 1:21-23). “Ибо мы стали причастниками Христа, если будем твердо держаться начала нашей уверенности до конца” (Евр. 3:14; ср. Ин. 15:6, 7, 10, 14; Евр. 2:1-3; 1 Кор. 15:1-2).
Иисус говорил о тех, кто терпит лишь некоторое время (Мф. 13:21), и о тех, кто бесплоден из-за обольщения богатством (Мф. 13:22). Апостол Павел сказал: “Не будьте высокомерны, но бойтесь. Ибо если Бог не пощадил естественные ветви, то, возможно, Он не пощадит и вас. Поэтому подумайте о благости и суровости Бога: о тех, кто падает, - суровость; но по отношению к вам - благость, если вы продолжаете пребывать в Его благости. В противном случае вы также будете отрезаны” (Рим. 11:21-22). Павел сказал Тимофею: “Ими ты можешь вести добрую войну, имея веру и чистую совесть, которую некоторые отвергли, потому что вера потерпела кораблекрушение” (1 Тим. 1:18-19). “Теперь Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступят от веры, прислушиваясь к обманчивым духам и учениям демонов” (1 Тим. 4:1). В своем втором письме к Тимофею Павел пишет: “Если мы устоим, то и мы будем царствовать с Ним. Если мы отвергнем Его, Он также отвергнет нас.... Гименей и Филет...сбились с пути истины, говоря, что воскресение уже прошло; и они ниспровергают веру некоторых” (2 Тим. 2:12, 13, 17, 18).
Автор Послания к Евреям также сделал суровые предупреждения. “Ибо невозможно для тех, кто когда-то был просветленным, и вкусил добрый небесный дар, и стал причастниками Святого Духа, и вкусил доброе слово Божье и силы грядущего века, если они отпадут, возобновить их снова покаянием, так как они снова распинают для себя Сына Божьего и подвергают Его открытому позору” (Евр. 6:4-6). “Ибо если мы сознательно грешим после того, как получили знание истины, больше не остается жертвы за грехи” (Евр. 10:26). Автор говорил о “необходимости терпения” (10:30). Израильтяне, которые не устояли, но не уверовали и ослушались и, таким образом, пали в пустыне, изложены как предупреждение Церкви Нового завета (ср. Евр. 3:16-4:6; 1 Кор. 10:1-12). После той же иллюстрации Павел написал: “Поэтому пусть тот, кто думает, что стоит, остерегается, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12).
Петр предупредил церковь об опасности лжеучителей. “Но были и лжепророки среди людей, так же как будут лжеучители среди вас, которые тайно будут вносить разрушительные ереси, даже отрицая Господа, который купил их, и навлекут на себя быструю гибель. И многие пойдут по их разрушительным путям, из-за которых путь истины будет поруган” (2 Пет. 2:1-2). Петр даже говорил о тех, кто избежал скверны мира через познание Христа, а затем вернулся к своим старым нечестивым путям. Он говорит, что для них было бы лучше, если бы они никогда не знали пути праведности (2 Пет. 2:20-22).
Арминианин просто цитирует эти и другие связанные с ними отрывки и говорит, что очевидно, что верующие могут отпасть и действительно отпадают от веры. Но если настоящие христиане могут полностью отпасть, то разве не противоречат многие устоявшиеся доктрины (например, искупление, Божий суверенитет, безусловное избрание, непреодолимая благодать, Божья любовь к избранным, завет искупления и т. д.)? Арминиане на самом деле не считает эти другие доктрины проблемой, поскольку они уже извратили и извратили их, чтобы вписать в свою систему, которая возвышает свободную волю человека как окончательное средство спасения. Но как насчет многочисленных отрывков, которые ясно учат, что настоящие верующие не могут полностью отпасть? Арминиане либо игнорируют эти отрывки, либо настаивают на том, что они должны быть согласованы с теми, которые, как они утверждают, учат, что истинные верующие могут отступить и отправиться в ад. Отрывки о сохранении и настойчивости следует интерпретировать так, как будто они обусловлены автономной свободной человеческой волей, даже если они кажутся безусловными. Другими словами, простой смысл отрывков "сохранение-упорство" должен быть изменен, чтобы вписаться в арминианскую парадигму.
Но, возразит арминианин, разве кальвинист не изменяет ясный смысл отрывков, в которых говорится об отпадении христиан? Разве он не втискивает эти отрывки в свою богословскую систему? Прежде чем ответить на возражение арминиан, следует рассмотреть несколько вопросов толкования. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что Писание не может противоречить самому себе. Библия не может учить тому, что настоящие верующие никогда не могут полностью отпасть, а также учить тому, что подлинные христиане могут отступить. Во-вторых, всякий раз, когда кто-то сталкивается с трудным отрывком или некоторыми отрывками, которые, по-видимому, противоречат другим отрывкам, следует использовать более четкие отрывки для интерпретации менее ясных. В-третьих, если есть отрывки, которые, по-видимому, противоречат другим отрывкам, следует изучить другие связанные с ними доктрины, чтобы определить, какая интерпретация лучше всего согласуется с Писанием в целом.
Если следовать этим процедурам, то нужно принять доктрину сохранения святых и отвергнуть арминианское представление о том, что истинные верующие могут впасть в немилость. Во-первых, отрывки, которые учат сохранению святых, не могли бы быть более ясными. Когда Иисус говорит, что ни один из Его народа не может погибнуть (Ин. 6:39; 10:27-29), как это может означать, что некоторые из Его людей погибнут? Арминианские пассажи легко объяснимы. На самом деле, Писание ясно говорит, что те, кто отступают от веры, никогда не были настоящими христианами с самого начала. Во-вторых, если настоящие овцы могут превратиться в козлов и отправиться в ад, то несколько важнейших христианских доктрин ошибочны. Даже от доктрины спасения только по благодати пришлось бы отказаться в пользу синергетического метода спасения. Человек должен был бы спасти себя через евангельское послушание.
Священные Писания объясняют отпадение исповедующих христианство не с точки зрения того, что настоящие христиане теряют свое спасение, а с точки зрения того, что ложная вера или неверие становятся очевидными. Иоанн писал: “Они вышли от нас, но они не были от нас; ибо, если бы они были от нас, они остались бы с нами; но они вышли, чтобы проявиться, что никто из них не был от нас” (1 Ин. 2:19). Иоанн говорит, что эти отступники никогда не были “из нас". Они никогда не были настоящими верующими. Они никогда по-настоящему не принадлежали Христу или невидимой Церкви. “Их присутствие в видимой церкви было временным, потому что они потерпели неудачу в своем упорстве. Если бы они были членами невидимой Церкви, они остались бы с телом верующих”. Иоанн также говорит, что настоящие верующие имеют помазание от Святого Духа и, следовательно, не могут быть обмануты проклятыми ересями; они останутся во Христе (1 Иоан. 2:21, 27).
Когда автор Послания к Евреям описывал израильтян, которые отступили в пустыне, которые не вошли в землю обетованную из-за непослушания (Евр. 4:6), он сказал, что их проблема заключалась в том, что они не верили (Евр. 3:19). В притче о сеятеле (Мф. 13:3-23; Мк. 4:1-20) Иисус описал четыре типа почвы, на которую упало доброе семя Евангелия, но только добрая земля принесла плод. Только возрожденное сердце обладало истинной спасительной верой. У остальных троих была фальшивая вера. Когда Павел сказал, что естественные ветви оливкового дерева были обломаны (т. е. национальный Израиль), он конкретно сказал, что они были разорваны из-за неверия (Рим. 11:20). Изучение отрывков, часто цитируемых арминианами, показывает, что те, кто отступил, имели преимущества внешних евангельских привилегий как члены видимой церкви, но они никогда не возрождались и никогда не имели истинной спасительной веры. Ни в одном из отрывков, в которых обсуждаются отступники, не говорится, что они были возрождены, оправданы или усыновлены.
Кальвинизм никогда не отрицал возможности и реальности отступничества людей и их отлучения от видимой церкви, ибо видимая церковь состоит из истинных верующих и лицемеров, пшеницы и плевел, овец и козлов избранных и неизбранных. Есть много людей, которые исповедуют веру во Христа, крестятся, принимают участие в вечере Господней, сидят под проповедью слова и внешне изменяют свою жизнь, но с течением времени оказываются обманутыми лицемерами. Однако это обычное явление не доказывает, что истинные верующие могут отпасть. Кроме того, поскольку никто не знает человеческого сердца, к каждому в видимой церкви следует относиться как к истинному верующему, пока он не докажет обратное.
Когда апостол Петр говорит о лжеучителях, которые отступают и возвращаются в мир, он не говорит, что Христос снял вину с их грехов, но что они на время “избежали скверны мира” (2 Пет. 2:20). То есть у них была внешняя реформа поведения, основанная на том, что они знали о Евангелии. Петр указывает, что эти учителя никогда по-настоящему не возрождались. Он говорит: “Но это случилось с ними согласно истинной пословице: ‘собака возвращается к собственной блевотине", и "свинья, умывшись, валяется в грязи’" (2 Пет. 2:22). Собака и свинья действуют в соответствии со своей природой. Можно вымыть свинью и сделать ее чистой, но свинья есть свинья. Он вернется к тому, чтобы барахтаться в отвратительной грязи, потому что это то, что делают свиньи. Аналогичным образом, отступники, которые возвращаются к своему прежнему образу жизни, доказывают, что они никогда не были возрождены Святым Духом, потому что их природа никогда не менялась. “Если бы мы могли увидеть истинные мотивы их сердец, мы бы обнаружили, что они никогда не были воодушевлны истинной любовью к Богу. Все это время они были козлами, а не овцами, хищными волками, а не кроткими ягнятами”.
Возможно, Писание, наиболее часто используемое арминианами для доказательства отступничества истинных верующих, - это Послание к Евреям 6:4-6. Хотя это трудный отрывок, краткое рассмотрение его в контексте докажет, что он не поддерживает позицию арминиан и не противоречит остальной части Священного Писания. Проблема, с которой имел дело автор Послания к Евреям, касалась евреев, которые на некоторое время присоединились к христианскому собранию, а затем вернулись к фарисейскому иудаизму. Говорят, что они “заново распинают Сына Божьего и подвергают Его открытому позору” (6:6). Вернувшись к фарисейской религии, эти евреи полностью отреклись от Иисуса Христа; они объединили свои силы с теми, кто преследовал Церковь - религиозными лидерами, ответственными за арест, пытки и казнь Христа. Примечательно, что автор Послания к Евреям называет этих отступников не “нами” или даже “вами”, а “теми”. Обратите также внимание, что, как только заканчивается раздел, посвященный этим отступникам, автор устанавливает контраст между реальным и поддельным: “Но, возлюбленные, мы уверены в лучших вещах, касающихся вас, вещах, которые сопровождают спасение” (ст. 9).
Когда автор говорит, что эти отступники “когда-то были просвещенными” (ст. 4), он просто имеет в виду, что они были обучены евангельскому учению. У них было в лучшем случае интеллектуальное понимание Евангелия. Они “вкусили от небесного дара” (ст. 4). Гилл писал: “Вкушение Его, противостоит поеданию Его плоти и питью Его крови, что свойственно истинным верующим, которые питаются им, внутренне принимают его и питаются им; в то время как лицемеры и формалисты, лишь познавшие Его на вкус, имеют поверхностное знание о Нем и не стремятся [вкусить] Его дальше”. Эта интерпретация становится очевидной, если учесть, что эти иудейские отступники “вновь прибегли к старой системе жертвоприношений и, таким образом, продемонстрировали отсутствие какой-либо спасительной веры и какого-либо истинного понимания роли Господа Иисуса как агнца Божьего”.
Но что имел в виду автор, когда сказал: “...и стали причастниками Святого Духа” (ст. 4)? Это, вероятно, означает, что эти исповедующие люди имели возможность участвовать в чудесных действиях Святого Духа, распространенных на церковных службах в течение первого поколения верующих. Греческое слово “причастники” можно перевести как “разделяющие”. Эти лжеученые видели исцеления, слышали пророчества и т.д. Пинк писал: “Следует отметить, что греческое слово "причастники" здесь отличается от того, которое используется в Кол.1:12 и 2 Пет.а 1:4, где имеются в виду настоящие христиане. Слово здесь просто означает "спутники", имея в виду то, что является внешним, а не внутренним.... Эти отступники никогда не были”рождены от Духа "(Иоан. 3:6), еще меньше их тела были Его "храмами" (I Кор. 6:19).
То, что автор Послания к Евреям в этой части Писания не учит, что настоящие христиане могут полностью отпасть, также очевидно из следующего. Во-первых, Церкви говорят, что невозможно обновить тех, кто отпадает “снова к покаянию, так как они снова распинают для себя Сына Божьего и подвергают Его явному позору” (ст. 6). Это не может относиться к христианам, которые впадают в тяжкие грехи, поскольку в Новом Завете приводятся примеры верующих, которые пали и были восстановлены (например, Петр и кающийся Коринфянин, 2 Кор. 2:5-10). Это относится к исповедовавшим людям, которые полностью отвергают доктрины христианства и, таким образом, называют Христа лжецом, самозванцем. Если бы человек был членом церкви, вкусил причастие, вкусил слово Божье, а затем вернулся в иудаизм, или ислам, или индуизм, он бы открыто опозорил Христа. Может ли настоящий христианин богохульствовать над Иисусом, плевать Ему в лицо и называть Его самозванцем? Конечно, нет! Павел писал: “Никто, говорящий Духом Божьим, не называет Иисуса проклятым” (1 Кор. 12:3). “Назвать его анафемой - значит объявить и признать, что он был справедливо распят как проклятый человек, как общественный вредитель. Это было сделано этими людьми, которые перешли к евреям в знак одобрения того, что они сделали против Него”.
Во-вторых, иллюстрация в конце раздела об отступничестве (Евр. 6:7 и далее) подтверждает толкование того, что отступники никогда не были истинными верующими. Дождь, падающий на землю, - это образный способ описания слова Божьего, которому учат группу людей. Эти люди имеют преимущество сидеть под благодатью. Но среди тех, кто слышит это слово, есть два совершенно разных ответа. Одна группа людей приносит полезные плоды (ст. 7), в то время как другая производит шипы и шиповник, “конец которых сожжение” (ст. 8). Иисус сказал: “Вы узнаете их по их плодам. Собирают ли мужчины виноград с терновых кустов или инжир с чертополоха? Тем не менее, каждое хорошее дерево приносит хорошие плоды, но плохое дерево приносит плохие плоды. Хорошее дерево не может приносить плохие плоды, как и плохое дерево не может приносить хорошие плоды. Каждое дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. Поэтому по плодам их вы узнаете их” (Мф. 7:16-20). Причина, по которой некоторые люди приносят плохие плоды, заключается в том, что они никогда не возрождались. Они плохие. “То, что рождено от плоти, есть плоть, а то, что рождено от Духа, есть дух” (Ин. 3:6). С другой стороны, те, кто возрождается, не могут приносить плохие плоды. “Всякий, рожденный от Бога, не грешит, ибо семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что он рожден от Бога” (1 Ин. 3:9).
Но если христиане не могут отпасть или отступить, почему против этого так много предостережений? Хотя Библия учит, что Бог верен и сохранит Свой народ, это не означает, что Бог делает это помимо использования вторичных причин. Предупреждения и угрозы, содержащиеся в Новом Завете, используются Святым Духом, чтобы побудить верующих к большему усердию, бдительности, усилиям и верности Богу. Стойк ость - это настойчивость в святости и вере. Беркувер пишет: “Ибо что поражает в Священных Писаниях, так это то, что отрывки, касающиеся стойкости Божьей верности, и отрывки с предостережениями неразделимы. Мы не встречаем ни одного отрывка, который позволил бы кому-либо принять неизменность благодати Божьей во Христе как должное.... Продолжение Божьей благодати не может быть связано с принятием вещей как должное или с пассивностью” “Мы верим и молимся, зная, что наше сохранение полностью зависит от верности Божьему завету, в то же время стремясь к святости, как если бы наше упорство полностью зависело от нашей собственной верности Господу”. Когда христианин изучает отрывки, в которых говорится о страшных последствиях отвержения Христа, мучениях озера огненного, судном дне и Божьих молниях гнева на нечестивых в истории, он должен быть еще более прилежным, чтобы убедиться в своем призвании и избрании (2 Пет. 1:10). Гилл соглашается: “Эти запреты на грех и побуждения к святости используются Духом Божьим как средство настойчивости; и поэтому они рассматриваются добрыми людьми. И было бы абсурдно и иррационально судить иначе; ибо может ли человек верить, что он будет упорствовать до конца, и все же предаваться греху, как если бы он решил не упорствовать? и ничто не может быть более сильным побуждением к святости и праведности, чем абсолютные и безусловные обетования Бога Своему народу; и твердая уверенность, данная им в том, что они являются детьми Божьими и искупленными Агнцем”.
Предостережения о том, чтобы упорствовать и усердно трудиться над освящением, служат многим целям. Во-первых, они выступают в качестве явных предупреждений и осуждения тем, кто отступает и отрезан от видимой Церкви. Бог счел нужным дать особые предупреждения тем, кто исповедует истинную религию, а затем отходит от нее. Во-вторых, когда истинные верующие отступают и впадают в тяжкие грехи, они должны потерять всякую уверенность в спасении. Эти отрывки, касающиеся отступничества, должны вселить ужас в сердца всех отступников. Эти страхи используются не только для того, чтобы удержать верующих от отпадения, но и для того, чтобы загнать заблудших овец обратно в стадо. В-третьих, эти угрозы стоят как сержант над своими войсками, призывая их к усердию во время великой войны. Христианская жизнь не статична. Испытания, искушения и битвы жизни нуждаются в таких трезвых наставлениях. В-четвертых, это призыв к смирению и молитве. Поскольку именно Бог позволяет Своему народу упорствовать, мы постоянно обращаемся к Нему и Его обетованиям. Тот факт, что христианам обещан успех, должен сделать их еще более трезвыми и прилежными.


Рецензии