Крупный план бая
Свой дипломный фильм я снимал на киностудии «Казахфильм».
Наша съемочная группа выехала в киноэкспедицию в предгорья Ала-Тау. Там уже была выстроена декорация. Войлочные юрты кочевого аула среди безбрежных просторов высокогорных пастбищ, стада верблюдов и отары овец, на фоне утопающей в дымке заснеженной горной гряды выглядели экзотично и живописно одновременно.
Время пролетело быстро. Уже была отснята вся натурная часть фильма. Группа собиралась завершить экспедицию и вернуться в Алма-Ату для продолжения съемок в павильоне. Оставался один крупный план Бая – хозяина аула, на глазах которого караван верблюдов, навьюченный пожитками из разобранных юрт, покидает становище под натиском приближающегося отряда красных конармейцев.
Почти неделю мы просидели «на чемоданах» в горах, в ожидании актера, исполнявшего роль Бая. Актер этот был популярен в то время в кино и вечно был занят на съемках.
Наконец, нам сообщили, что он уже выехал из Алма-Аты и через некоторое время будет у нас на площадке.
Съемочная группа выстроилась на обочине дороги, всматриваясь в извилистую змейку горного серпантина. Всем очень хотелось поскорее отснять и уехать домой.
Внизу у подножия горного склона вдруг появилась небольшая точка. Это был долгожданный автобус с актером. Он натужно урчал, преодолевая крутой подъем. Вся съемочная группа с облегчением вздохнула.
Когда автобус подъехал к съемочной площадке, открылась дверь и из нее, буквально вывалился наш актер.
Он был, что называется, в «стельку» пьяный. Всем стало ясно, что съемок сегодня уже не будет.
Режиссера чуть не хватил инфаркт. Актер приехал к нам на один день. И вечером его уже надо было отправлять обратно.
Посовещавшись, группа, все-таки, решила съемку не отменять.
- Мы его посадим на коня и снимем крупно, - успокаивал себя режиссер. - План немой. Говорить ему ничего не надо. Как-нибудь выкрутимся.
Так и сделали.
Одели актера в байский тулуп, напялили на голову лисий малахай, загримировали и посадили на коня. Но Бай не держался в седле. Заваливался то в одну, то в другую сторону…
- Я знаю, что надо делать, - сказал реквизитор. – Мы подопрем его с четырех сторон деревянными пиками. На крупном плане это не будет видно.
Так и сделали.
Посадили актера на коня и снизу, с четырех сторон, подперли его бутафорскими пиками.
На этот раз Бай уже не падал, но голова его постоянно «клевала» вниз…
- Может быть, прикрепить ему какую-нибудь палку между малахаем и тулупом? – предложил второй режиссер. – Тогда голова его будет держаться ровно.
Так и сделали.
Закрепили на затылке у актера деревянное кнутовище.
Голова у него уже не клевала. Но глаза были закрыты. Актер уже давно беспробудно спал…
- Давайте ему откроем веки и приклеим их клеем для усов и бород, - предложила гримерша.
Так и сделали.
Бай сидел на коне, подпертый с четырех сторон пиками уже с открытыми глазами. Только взгляд у него был какой-то неестественный. Да и спящие глаза слезились от дневного света…
- Отлично! – пришел в бешеный восторг режиссер. – То, что надо! Этот взгляд отражает его психологическое состояние! Уходит в горы караван. Люди покидают насиженные места. Ему до слез обидно! В нем зреет ярость мщения! Он завтра соберет отряды басмачей и отомстит красноармейцам!
Приготовились к съемке. Стали репетировать. И тут выяснилась одна очень важная деталь. По сценарию Бай поднимает руку и машет уходящему вдаль каравану…
- Давайте я возьму его за локоть и помашу рукой, - предложил художник-декоратор. - На крупном плане этого не будет видно.
Так и сделали.
Разрезали на спине у Бая тулуп. Декоратор просунул в рукав свою руку, вцепился в локоть актера и помахал его рукой по команде режиссера…
- Спасибо всем, съемка окончена! – объявил в мегафон режиссер.
Актера переодели, погрузили в автобус и повезли в Алма-Ату.
В этот же день экспедиция наша была завершена и съемочная группа, наконец, отправилась домой.
P. S.
Крупный план Бая вошел в окончательный монтаж фильма, и никто из зрителей и членов худсовета не заметил подвоха. Только актер, потом никак не мог вспомнить подробности этой съемки.
Юрий Елхов
yelkhov@list.ru
Свидетельство о публикации №221123000086