Мишка-слон

Люблю подолгу смотреть на течение реки. Зрелище завораживающее! Сижу на берегу с удочкой и любуюсь водной гладью. Поплавок оказывает на меня гипнотическое воздействие, а на душе светло и спокойно. Так спокойно бывает только здесь – около воды. Да, я не только заядлый охотник, но и рыбак…

Вода движется непрерывно мимо и устремляется вдаль, унося с собой мои мысли, тревоги и сомнения. Вода уносит заодно и секунды моей жизни. Уносит и непрерывно складывает их в минуты, часы, дни и года. И вернуть их уже невозможно, как невозможно повернуть течение этой реки вспять. Но ведь так и должно быть всегда – это закон природы.

Но иногда, сидя с удочкой на берегу, не хочется ни о чем думать. Просто смотришь на движение воды - и все. Мысли тоже становятся ненужными, мешающими  любоваться красотой природы. В эти минуты я начинаю ощущать себя неотъемлемой частью этого таежного мира.

Иногда в такие мгновения кажется, что сидеть вот так - на берегу,  неподвижно - можно целую вечность, а мир людей – это просто приснившийся несуразный сон. Но оживший вдруг поплавок начинает тебя настойчиво возвращать к реальности, и  в голову вновь врывается хоровод самых разных мыслей и чувств.  Ты снова полноценный человек.

Сколько столетий она здесь течет – эта таежная река? Понятно, что много, но меньше не становится. Неиссякаемые источники питают эту реку. Люди жили на ее берегах с очень давних времен. Жили и уходили, жили и уходили в вечность. А река все течет и течет. И будет дальше течь. Теперь вот и мы проживаем годы своей жизни на ее берегах. И она дарит нам свою неброскую таежную красоту и неизбывную задумчивость.
Она помнит всех. Запомнит и нас с нашими радостями и горестями, с каждодневной суетой и уединениями на ее берегах. Именно такое уединение на ее берегу я сегодня себе устроил. Меня эта река, наверно, тоже запомнит? А почему нет?! Конечно, запомнит – память у нее отменная. Да меня запомнить, в сущности, несложно - с моими-то вывертами и  колдобинами характера. Неугомонный непоседа – вот и весь тут сказ.

Красивая река, что и говорить. Да, здесь она  не очень широкая – метров  семьдесят, не больше. Но разве это главное? Главное, что она есть в моей жизни и в жизнях других жителей этого поселка. И протекает  она не только через  тайгу, но и через наши души. И зовут эту таежную красавицу – Весляна.

Единого мнения по поводу названия реки нет. По одной  из версий считается. Что  такое название река получила из-за веселого журчания под веслами лодочников. В переводе с местного наречия «Весляна» - веселая река, а также весельная, то есть по ней плавали лодки и плоты при помощи весел.

Я и сам несколько раз сплавлялся на веслах вниз по течению – притягательное занятие. И что интересно, - за каждым поворотом русла реки ты  в душе ждешь чего-то особенного. Например, завораживающий вид таежных далей или что-нибудь еще необычное.

 Я хорошо знаю Весляну вплоть до впадения ее в Каму, но почему-то каждый раз, выходя к ней на встречу, ловлю себя на мысли, что она  мной совсем не изведана и что она  какая-то другая – не та, какой я ее видел в предыдущий раз.
И рыбное разнообразие здесь тоже присутствует. Водится: щука, подуст, плотва, лещ, язь, окунь, голавль, пескарь, ерш, налим, хариус, елец, а иногда можно поймать и стерлядку.

Сегодня я на рыбалке не один – компанию мне составил Мишка-слон. Это мой давнишний друг. На друзей мне везет, да и в целом на хороших людей по жизни. Про таких, как Мишка, говорят – рубаха-парень.  Человек с открытой душой,  всегда обязательный и надежный. 

Особенно мне в нем нравится  такое человеческое качество, как  немедленная отзывчивость на чужие проблемы и беды.  Если он вдруг узнал, что мне  срочно нужна помощь, – не ждет особого приглашения, вот он уже на пороге со словами:
- Встречай, хозяин, подмога тебе пришла! Прошу обозначить фронт работ.
Из-за этого как-то неловко становилось. И я, с виноватой улыбкой разводя руками, отвечал:
- Спасибо тебе,  Миха, конечно, большое, но у тебя и свои дела есть наверняка. Ты вот так зараз все бросил и прибежал! Обременяю я тебя своими проблемами, получается!
- Мои дела всегда могут подождать, ведь я парень расторопный. За день успеваю больше, чем любой другой человек. Поэтому вполне могу оказать тебе параллельно  посильную помощь. И помощь другу никогда не бывает обременительной. Ты же сам часто любишь повторять:  сам погибай, а товарища выручай. Вот я и выручаю, а как же иначе?!

Приставка слон приклеилась к Мишке в поселке за его драчливость и задиристость. Пока трезвый – пример для подражания, но пропустил две-три рюмки - и «поехал» куролесить. Ну, вот тянет его подраться под хмельком, и все тут. Настоящий вологодский парень!

Маленький, неказистый мужичонка в такие минуты в собственных глазах становился былинным богатырем. И        бросался-таки на некоторых здоровенных односельчан. Но в  компании это никого не злило, а скорее наоборот - вызывало дружный смех. Мужики обычно его начинали урезонивать, успокаивать, но не всегда это получалось.

На прошлой неделе у моего соседа Василия был день рождения. Сибиряк, настоящий богатырь! Рост 195, косая сажень в плечах, кулачищи о-го-го! На это торжество был приглашен и Мишка-слон. Праздновали хорошо, все было душевно, но  через час Мишка завел свою любимую пластинку. Глядя озорными, прищуренными глазами  на Василия, он  заговорщически сказал:
- Думаешь, ты самый сильный? Фигушки! Это ты только с виду гора-человек, а если проверить, то очень даже может статься, что ты обычный слабак.  Ну вот держи неподвижно на столе руку, а я попробую ее  сдвинуть. Ты только  взаправду напряги ее, как будто она приросла к столу, – хочется узнать  твою истинную силу.

Василий,  глядя на приставучего  Мишку, расхохотался и сквозь смех дружелюбно сказал:
- Эка ты хватил, братец! Чтобы эту руку сейчас сдвинуть с места, таких, как ты, нужно еще человек семь – не меньше, а ты тут один вздумал натужничать. Так и надорваться  недолго однако.

Но Мишка не унимался. Он вцепился двумя руками в здоровенную руку Василия и стал ее тянуть на себя – кряхтя и повторяя, как заклинание, одну фразу:
- Я всех сильней, я всех сильней!

Василий от этого еще больше расхохотался и попытался отмахнуться от упрямого спорщика, но вологодский парень не унимался. Он стал пытаться рывками сдвинуть упрямую руку, но все тщетно.

- Да погодь ты, Мишка, погодь! Что толку-то в дурной силе? Каждая сила должна идти впрок, на пользу. Давай лучше поступим по-другому – отпусти  пока мою руку.
Василий встал, – вытянул руку на уровне плеча и с добродушной улыбкой сказал Мишке:
-  Цепляйся обеими руками за мою ладонь.
Мишка ухватился, как сказал Василий, и ладонь  богатыря сжалась, крепко ухватив Мишкины кисти рук. Он приподнял руку к потолку вместе с Мишкой, а затем еще и еще, еще и еще – используя Мишку вместо двухпудовой гири. Это выглядело очень комично – маленький мужичок болтался  на могучей руке Василия, опускаясь и поднимаясь, и  нервно повторял:
- Отпусти, медведь, отпусти – я не спортивный  инвентарь, а человек! Ишь, чого выдумал!

Вся компания смеялась – только Мишка все больше и больше выходил из себя. Он всячески пытался  высвободиться, но это ему никак не удавалось. Василий, видя, что забияка выходит из себя, прекратил «тренировку». Схватив крепко Мишку за плечи и пристально глядя ему в глаза, богатырь  примирительным голосом сказал:
-  Ну, ты че, Миха?!  Ну не злись – мы же здесь все свои. Почудить немного тоже надо, чтобы было что вспомнить, а ты и не серчай. Мы же друзья как-никак! Я сильнее физически, а ты своей речистостью любого за пояс заткнешь. А какие ты умеешь говорить задушевные тосты – просто радость для души. Все мы разные, но каждый силен своей особливостью или, иначе сказать, своей изюминкой. А посему, Миха, скажи-ка нам задушевный тост,         чтобы было в нем в достатке радости и добра. Ну, давай! Если не ты, то никто!

Мишка от таких слов успокоился, озорные огоньки ухарства в глазах пригасли, и он, немного смущаясь от только что услышанной похвалы, сказал:
- Ну вот еще тоже, нашел Цицерона! Я ведь простой парнишка, как говорят в народе - от сохи. А по речистости мне до Иваныча далеко – он в поселке первый острослов.  Ну ладно, раз  нужно сказать тост, скажу.

Мишка вышел на середину комнаты,  расправил плечи, отвел  гордо немного назад голову и приготовился говорить.  Он смотрел задумчивыми глазами в сторону окна, за которым  простиралась таежная даль  с  уплывающим за нее закатным оранжево-пурпурным солнцем. Сцепив кисти рук – наверно, от нахлынувшего волнения, начал говорить:
- Как тучи на небосводе
В иные летят края,
Так чаще все с каждым годом
В незримую даль уходят
Товарищи и друзья…
То хмурятся, то улыбаются,
То грустно сострят порой,
И словно бы в трюм спускаются,
Прощально махнув рукой…
Но разве не ясно людям,
Что век наш — всего мгновение.
И как там судьба ни судит,
Разлука недолгой будет -
Одно же мы поколение.
И как ни мила дорога,
А где-то сорвется вниз.
И мало еще иль много —
Попробуй-ка разберись!
И хочется до заката
Всем тем, кто еще вокруг,
Вдруг тихо сказать: « Ребята,
Припомним-ка все, что свято,
И сдвинем плотнее круг!
Мы мечемся, суетимся,
Черт знает с кем чару пьем,
Душой иногда мельчимся,
На друга подчас плюем.
И сами порой не рады,
И знаем (ведь совесть есть),
Что черствость страшнее яда,
Что как-то иначе надо,
Да тупо мешает спесь.
А было б верней и легче
Бить словом лишь подлеца,
А с другом все чаще встречи,
А с другом все жарче речи
И в сплаве одном сердца!
Ведь часто, когда черствеешь
И дружбу зазря задел,
Вот думаешь, что сумеешь,
Исправишь еще, успеешь,
А выйдет, что не успел.
Легко ль наносить обиды,
Чтоб после набраться сил
И где-то на панихиде
Ходить с благородным видом,
Что истинным другом был?!
Да, после, как на пожарище,
Сгоревшего не вернуть.
Не лучше ль, друзья-товарищи,
Избрать помудрее путь?!
Такой, где и слово крепче,
И радость теплей из глаз,
И дали светлей и резче,
И даже прощаться легче
В свой самый последний час!!!»

В комнате воцарилась тишина. Мишка, озираясь с немного виноватым выражением лица и как бы оправдываясь, сказал:
- Сначала хотел своими словами, но  в тот момент  на ум пришли  стихи известного советского поэта  Эдуарда Асадова и сразу захотелось их прочитать. Как он здорово про дружбу написал, ведь правда?!

Все дружно захлопали, выкрикивая:  молодчина, мастак говорить! Василий вскочил, обнял Мишку и с восторгом в голосе громко сказал:
- А говорил: не Цацарон! Этот, как ты говоришь, Цацарон  рядом с тобой просто отдыхает! Ай, как  ведь душевно прочитал – порадовал ты нас, братец, порадовал. Настоящий оратор из народа!

Вот такой противоречивый человек составлял мне сегодня компанию на рыбалке. Он тоже заядлый охотник и рыбак. На рыбалке, как я, любит помолчать, подумать о чем-то своем. Михаил  час назад по отмели перешел на небольшой островок  и там удил рыбу, как и я, задумчиво глядя на свой поплавок.

Мне что-то вдруг захотелось  закурить. Хотя почему вдруг? Предыдущую папиросу я выкурил час назад – самое время затянуться вновь. Пагубная привычка, но ничего не поделаешь – тянет  посмолить,  и все тут. В юности пристрастился - и вот никак не брошу, а может, пока просто сильно  не захотел бросить. Ладно, все равно когда-нибудь брошу.

Я сейчас еще и варю уху, параллельно с ловом рыбы. Это еще одно  наше  пристрастие. Варим мы уху по очереди – сегодня мой черед.  Делаем мы это  по-разному, и постоянно спорим на предмет того, какой рецепт ее приготовления идеальный. Здесь наши взгляды  диаметрально противоположны.  Он - любитель  многочисленных приправ и всяких там вкусовых добавок, а я считаю, в ухе главное - неповторимый, наваристый рыбный бульон. А все остальное должно быть в предельно ограниченном количестве. Я, кроме трех картошин, одной луковицы и морковины, часто больше ничего не кладу в котел. Ну, в крайнем случае, три- четыре зернышка черного перца и один лавровый лист - все!  А Мишка чего только туда не  сует – я про себя это часто называю месивом, но вслух это слово, конечно же, не произношу – обида будет до небес. Он  часто любит добавлять в уху и 50 – 100 граммов водки. Мол, это придает особую изюминку ухе, но я считаю это лукавством, стремлением самого себя удивить.

При приготовлении ухи он любит, чтобы я ему в этом помогал, ну, например, порезал кольцами лук, а также  помидоры, петрушку, чеснок и т.д. При этом он  начинает рассказывать, какими видами ухи его в жизни угощали  и какая в каждом из этих рецептов была изюминка.
 
А я люблю  готовить уху в полном уединении – в это священнодейство никто не должен вмешиваться. Не люблю каждый этап приготовления ухи  выверять по часам. Нет! Здесь должно присутствовать только внутреннее наитие.  Чувствуешь себя в эти минуты средневековым алхимиком – волшебство, да и только. Вот поэтому Мишка сейчас удил рыбу на островке – это чтобы мне не мешать варить уху. Молодец – настоящий друг!

Так, процесс приготовления ухи находится в срединной стадии. Сухие ветки под котлом уже догорают, пойду под ближайшими березами еще насобираю. И я направился через большую поляну к ближайшей березе собрать немного хвороста.  Вдруг я услышал за своей спиной  приглушенный стукаток – как-будто кто-то быстро стучал по земле колотушкой. Поворачиваю голову назад и вижу несущегося на меня изо всей прыти огромного дикого кабана. Я машинально делаю шаг влево с тропинки, и это меня спасает от сильнейшего удара,  но своим торчащим клыком он меня все же зацепил по касательной. Ногу в области бедра пронзила острая боль. Глянув на место удара, я неприятно удивился – плотную  ткань штанины как будто рассекло ножом. Рана тоже была приличной.

Кабан не убежал дальше в лес, как обычно в таких случаях бывает после атаки, а остановился в конце поляны. Развернувшись ко мне, он снова приготовился к агрессии. Я понял, что у этого кабана с человеком  свои особые счеты. В трех шагах от меня  росла высокая старая береза. Я бросился к ней и, подпрыгнув, ухватился за толстую ветку. В этот момент я вновь услышал за спиной  стукаток – это была новая атака кабана. Я резко  подтянулся, и это спасло меня от очередного мощного удара. Повернув голову в сторону Мишки, я закричал:
-   Миха, выручай, секач напал!

Мишка, увидев меня в таком необычном положении, все сразу понял. Бросив удочку, он бросился по отмели ко мне на помощь. Выхватив из лодки большое деревянное весло, он  помчался прямиком на кабана. Но кабана  не испугал вид бегущего на него  маленького мужичонки, и он тоже бросился навстречу моему другу – лобовая атака. Мишка, подняв над собой весло, изо всей силы закричал: « Знай наших!»
За секунду до столкновения на голову кабана обрушилось Мишкино весло. Удар был такой силы, что весло разломилось на две части, хотя сделано было из березы, а Мишка в последнюю секунду ушел немного правее от линии столкновения. Кабан взвыл от боли и по инерции  промчался еще несколько метров. Он стоял и мотал в разные стороны головой, как будто пытался освободиться от вонзившейся в его голову боли. Затем, еще раз глянув в нашу сторону, побежал, покачиваясь из стороны в сторону, в  глубь леса.

Я спрыгнул на землю. Вся штанина была в крови. Подбежавший Мишка, тяжело дыша,  с азартом в глазах сказал:
- Вот это я понимаю - приключение. Ведь никто в поселке не поверит, что все так и было.
- Еще как поверит! Вот смотри, какое доказательство на моей правой ноге.
Я повернулся к Мишке правым боком.
- Вот это да! Жестко он тебя подрезал, как будто ножом полоснул. Чертяка, а не кабан! Да тебя нужно срочно вести  в больницу.
- Да  ладно, не надо суетиться. Дай хоть сначала обнять своего спасителя!
- Можно подумать, что ты не сделал бы то же самое, если бы мне угрожала опасность.
- Конечно бы сделал! И ведь, согласись, большое счастье  иметь в жизни  настоящего, преданного друга!
- Согласен!


Рецензии