Образование

       До Октябрьской революции две трети населения Российской империи, по данным словаря Брокгауза и Ефрона, не умели читать и писать. Пушкина при жизни, например, прочли не более десяти тысяч человек, Толстого – около пятидесяти тысяч, Тургенева – порядка семидесяти пяти тысяч читателей, из них более трети были французы. (На Прозе.ру есть, наверное, сотни литераторов, страницы которых посетили свыше ста тысяч граждан. О чем это свидетельствует? Ни о чем!) Коротко говоря, о рассвете русской литературы девятнадцатого столетия мы приблизительно узнали в преддверии Второй мировой войны.

       Настоящее высшее образование в Москве до недавнего времени можно было получить в четырех-пяти московских вузах, в двух-трех петербургских, возможно, в Томском университете, может быть, кое-где еще. Большинство людей, имеющих дипломы, даже не представляют себе, что означает получить высшее образование. Это, прежде всего, означает ничему не верить на сто процентов, подвергать любое утверждение здоровому сомнению. Изречение Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» имеет в виду следующее: человечеству известно менее десятой части тайн реального мира, скорее всего, даже меньше; основами любой науки являются аксиомы – такие вехи или формулировки, с которых можно начать изучение предмета, представляющегося ученику статичным, хотя вселенную и всё, из чего она состоит, нужно рассматривать исключительно в динамике.

       Никаких безапелляционных истин не существует: например, геометрия Пифагора и геометрия Лобачевского правдоподобно описывают пространство. Только и всего! Иными словами, мы можем до некоторой степени приблизиться к абсолюту, но достигнуть его мы не способны, поскольку он «не стоит на месте».

       Научные представления с годами, а тем более с веками серьезно меняются: раньше Земля казалась плоской, сегодня она представляется шарообразной, но сторонники прежнего мнения сохраняются до сих пор. Главное же заключается в том, что и те, и другие взгляды можно использовать при определенных расчетах, а при определенных – нельзя. Когда-нибудь и теория относительности Альберта Эйнштейна не будет соответствовать новейшим исследованиям.

       Большинство индивидов бравируют своей фактической безграмотностью, они всячески убеждают себя и нас в том, что живут в мире, где всё ясно и понятно. Негодовать на них бессмысленно. Каждый выбирает для себя то, что ему наиболее подходит. Разнообразие – двигатель прогресса. Другое дело, что стричь всех под одну гребенку, презирать оппонента – путь к деградации.

31.12.2021


Рецензии