Записки провинциального политтехнолога - 2

       ОТ ЧЕГО ПЛАКАЛ КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ

    Всякое бывало  за годы работы на выборах, начиная с  поселений, районов, областей, республики и кончая Государственной думой РФ, но такого, чтобы кандидат в депутаты плакал, читая о себе только что полученную из типографии газету, такого в моей практике никогда не случалось.
   А дело было так: к началу агитационной кампании на выборах депутатов муниципального совета самого крупного района области мы сдали в типографию очередной номер своей газеты «Новый рейтинг». Приехали вместе с кандидатом в  типографию, что в здании бывшего завода «Маяк», для получения тиража.  Кандидат остался во дворе в своей машине. Получив кипы газет, я отнес их  машину, а сам поднялся на третий этаж, чтобы переписать с диска  оригинал-макеты новой листовки кандидата для расклейки и местный дизайнер проверил, все ли соответствует их требованиям.
   Когда я вернулся к машине, открыл её дверь, то увидел, что мой кандидат, генеральный директор металлобазы  и сети автозаправок, человек зрелых лет, заметной  с уже сединой, держит газету и …плачет. Увидев меня, он стал смахивать слезы. Я обеспокоился и спросил:
   – Александр Михайлович, что-нибудь в газете не так? Ошибки какие-то?
   – Да, нет. Прочел своё неотправленное  письмо «Прости, отец». Ну, и написали вы, до слез меня довели.
   – Александр Михайлович, я же у  вас спросил: « А  родители ваши знают, что вы в такое нервное дело, как выборы втягиваетесь?». Вы ответили, что вашему отцу вашему 80 лет, и он больной. Ваши выборы его могут доконать. Чтобы  его не беспокоить, вы  не рискнули сказать, что пойдете на выборы.
   – Ну, да, - согласился Александр Михайлович.-  У него уже был один инфаркт.
   – Представьте, придет газета в дом вашего отца, а там уже ваше обращение к нему «Прости, отец» от вашего имени Сашенька. Лучше уж заранее сыну извиниться, чтобы у отца не было новой беды со здоровьем.
   – Так-то оно так. А дальше-то что?- спросил кандидат.
   – Думаю, что пожилые избиратели теперь будут беспокоиться о вашем отце, не случилось чего с ним. Значит, надо встретиться вам с ним , еще раз живьем извиниться, и подготовить от его имени ответное письмо и напечатать отдельной листовке, что он  благословляет  вас на выборы.
   – Значит, еще и листовка?
   – А как иначе? Люди будут ждать ответа после такого вашего письма в газете. Все должно быть как в хорошей драме завязка и развязка со счастливым концом..
   –  Откуда возьмется  хеппи-энд? Меня в районе мало, кто знает.
   –  Теперь узнает и не забудет вашего письма «Прости отец».  Таких обращений не бывало.

         ПИСЬМО «ПРОСТИ ОТЕЦ»
        (Неотправленное письмо сына)

     Газетный корреспондент меня спросил:
   – Родителям сообщили, что решили избираться районным депутатом?
   – Нет,- сказал я правду.
   –  А что так?
   –. Не хочу отца тревожить, - ответил я. - Мать умерла, а отцу уже за 80 лет. После инфаркта здоровье ухудшились.  Не хочу его беспокоить.  А вдруг не изберут меня – он будет переживать. Помню, он  за маму нервничал, когда её выбирали от колхоза на разные слеты передовиков ферм и партийные конференции.

   …Извини, отец, что на этой неделе не приезжал в тебе. Боюсь, что по лицу увидишь, в какое канительное дело я ввязался, начнешь расспрашивать, а я возьму да проболтаюсь. Врать ты меня не учил. Я тоже твоих внуков этому не учу. У них с правдой всё нормально.
   В общем, папа, я сказал корреспонденту, что при твоем здоровье знать о выборах  – это лишнее. С мальства  ты был пастухом – с зарей вставал, а закатом солнца ложился спать. И ничего – всё  было в  жизни как у людей: дом  поставил,  деревья   вырастил,  меня с братом Леней и сестрой Надей вырастил,  воспитал.
   Конечно, про выборы я сообщил бы  тебе потом, когда они закончатся. А пока приходится много ездить  по поселению,  с людьми встречаться. Им живется  гораздо хуже, чем  в телевизоре показывают,  особенно   таким, как ты, детям войны, которые пережили голод и холод в годы лихолетья. Вроде бы всё заслужили своим трудом настоящую заботу государства, а её не хватает.
   Надумал я идти на выборы потому, что в ноябре мне  50-лет стукнет. Чувствую, что пора принести землякам пользу. Не знаю, насколько народ поверит мне, что иду во власть, чтобы  поработать на  благо людей. Но исход выборов не ясен. Нас кандидатов 12 человек  на один мандат депутата. Если проиграю – значит не судьба быть депутатом.

    На этом письмо заканчиваю. Опять дела с утра до вечера Когда приедешь на мой пятидесятилетний юбилей, расскажу подробности  про выборы. Если победа будет – поздравишь. А проиграю – не ругай. Не всегда задуманное с  первого раза получается. Прости меня, отец.
                Твой Сашенька

 
    Вот такое письмо растрогало Александра Михайловича  до слез, хотя он из крепких мужиков. Возможно, что он представил перед своими глазами читающего письмо отца.
    После распространения газеты по поселению мы поехали с кандидатом к его отцу и за чашкой чая побеседовали, как он отнесся к смелому поступку сына. Разговор был обстоятельный, за жизнь. Он действительно переживал за исход выборов. Если проиграет сын, то авторитет может пойти в районе вниз, а если выиграет, то депутатская работа может помешать предпринимательским планам.
    На основе беседы мы подготовили ответ отца на обращение сына «Прости, отец» и отпечатали в типографии,агитаторы разнесли по почтовым ящикам избирательного округа.
   За несколько дней до выборов я проехал по крупным населенным пунктам поселения, чтобы узнать, как дошли до народа наши печатные материалы, расклеены плакаты. У жителей, с  которыми  довелось беседовать, я спрашивал:
  "Читали ли газеты, получили листовку, какие статьи запомнились?"
  А в газете было много разных статей об Александре Михайловиче как самостоятельном человеке,за которого ручаются известные в районе аграрии, главы поселений, представители правоохранительных органов, рассказ о нем  как многодетном отце, который для всех стал опорой.
    Люди чаще всего отвечали, что больше всего запомнилось обращение «Прости, отец», и ответное слово отца.

   P.S.   
   В понедельник стали известны итоги выборов. Напрасно переживал Александр Михайлович. Среди 12 кандидатов в районные депутаты он занял первое место, с заметным отрывом от конкурентов. 
   В муниципальном совете он стал заметной фигурой среди коллег. Они посоветовали ему идти и на следующие выборы по своему округу. Что он уже и сделал, поэтому проводить новую выборную компанию было легче. За  спиной Александра Михайловича уж появились значимые реальные дела,в том числе участие в строительстве культурно-спортивного комплекса. поэтому он вновь обошел серьезных конкурентов.И снова стал депутатом.


Рецензии