Чёрная кошка Карельского фронта 3

3. Путь в авиацию.
Как и все дети  Лёня пошел в школу, в  которую ходил с удовольствием и учился хорошо. В Махачкале (так в 1921 году был переименован Порт-Петровск) на базе бывшей мужской гимназии была образована 1 -я школа семилетка.  Все предметы ему легко давались и одновременно с этим выявлялись и новые черты его характера.  Когда начались уроки рисования, то мальчику полюбились они сразу. Лучше других он мог точно определить пропорции предметов и изобразить их, ещё одним любимым предметом для него стала география.  Карты, нарисованные Лёней Гальченко, служили образцом для других учеников. 
Когда он перешел в седьмой класс, в городе был отделение ОСОАВИАХИМ.  Оно организовывало кружки, обучало молодёжь навыкам, которые могли пригодится в будущей взрослой жизни и в службе в армии. Молодежь сразу потянулась в создаваемые кружки.  Гальченко записался  сразу в два: планерный и стрелковый. В том и в другом занимался увлечённо, что не мешало ему овладевать школьными знаниями.
 Лозунг ОСОАВИАХИМа  «От модели - к планеру, от планера – на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек.
Толковый инструктор из лётчиков-механиков объяснял ребятам основы воздухоплавания, особенности направления воздушного потока и использование его для поддержания самолёта в воздухе. Под его руководством мастерили они планеры, а потом запускали  их, ревностно наблюдая, чей лучше держится в воздухе и дальше пролетит.  Занятия в кружке очень Леониду нравились. Он часами мог проводить за устройством модели, внимательно слушая советы руководителя кружка. Иногда он, взяв  свой планер, поднимался на гору Тарки-Тау. Это было любимое его место –  отсюда открывается отличный панорамный вид на Махачкалу, бирюзовые воды Каспия, Гимринский хребет, озеро Ак-Гель. Модель, запущенная  с неё, летела над зелеными склонами далеко и всё существо мальчишки парило в воздухе вместе с ней.   Мысль стать лётчиком не давала ему покоя. Самолёты теперь частенько пролетали в небе над Махачкалой, где был даже построен запасной аэродром для обслуживания авиалинии Сталинград-Баку-Тифлис.
По окончанию обучения в 7-летней школе, Леня по настоянию отца поступил в техникум. Это был  индустриально-строительный техникум, но его тянуло в небо. Громкие лозунги «Комсомольцы, на самолёт!», «Комсомол, овладевай авиационной техникой!» привлекали советских юношей в ряды курсантов авиационных училищ, которых манила романтика бескрайнего неба. В газетах начали публиковать списки с адресами летных училищ и условия приёма в них. Так он узнал о наборе в Краснодарскую школу сельхозавиации. Пройдя медкомиссию и сдав экзамены Леонид Гальченко был сразу туда зачислен.
В этой школе преподавали многие необходимые дисциплины, однако    она была еще только образована и была в процессе разворачивания своей работы. Затруднений в обучении было много, начиная от стеснённости  учебных классов и кончая отсутствием лётной техники, на которой должны были обучать летать учлётов (так называли тогда курсантов). Леонид написал письмо руководству Тульской школы гражданской авиации имени Краснознамённой Дальневосточной армии. Разрешение на перевод ему было дано, и он продолжил обучение уже там. Инструктором полётов в этом училище была в то время знаменитая впоследствии лётчица Валентина Гризодубова.
Уже в этом училище учлёт Гальченко сумел проявить смелость, находчивость и умение управлять воздушной техникой.    Однажды на учебном самолете «У—1» отказал мотор. А внизу город, люди. Да и самолеты в школе были наперечет. Было страшно -нет рядом инструктора, нет и парашюта. И все же он приземлился на одной из улиц Тулы, за что начальником училища ему была объявлена благодарность.
Когда учеба подходила к концу, в школу прибыл военный, набиравший для Сталинградской военной школы летчиков. Гальченко, конечно же, оказался первым в списке желающих.   До тридцать первого года в военные школы летчиков принимались только добровольцы. Теперь авиация стала массовой, и этот принцип приема уже не отвечал требованиям  времени. Поэтому было принято решение Центрального Комитета партии о партийно-комсомольской мобилизации.
Он написал заявление о призыве его в ряды военнослужащих РККА с просьбой направить на обучение  в 7-ю Сталинградская военно-авиационная школа им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Школа эта, созданная в 1930 году  готовила будущих истребителей. Полеты курсантов начались летом того же года на аэродроме Гумрак. Первым самостоятельно вылетел курсант Е. Я. Савицкий, будущий Дважды Герой Советского союза и Маршал Авиации СССР.
В училище будущих истребителей обучали лётному мастерству на разных типах самолётов. Готовили их в основном для полётов на  истребителях типа И-5 и И-16. Последние  только начинали осваивать ВВС РККА.
Истребитель И-16 конструкции Поликарпова был непрост в управлении, ошибок не прощал. Испытательные полёты на нём проводил знаменитый лётчик-испытатель Валерий Чкалов, после чего самолёт был запущен в серийное производство. Особенно внимательно относились к полётам на нём инструкторы училища. Уверенно летая на учебных самолётах У-2, Леонид на новой технике не сразу стал летать идеально.  Сев на спарку  УТ-1, которая, являясь основным учебным самолётом перед полётами на И-16,  была максимально приближена к нему, он понял, насколько сложнее ею управлять. 
Он сжимал ручку управления, а самолёт совсем не желал лететь точно по прямой. Он летел почти сам по себе, хотя учлёту казалось, что ручку он никуда не сдвигает ни на миллиметр, но самолёт то летел с креном, то рыскал с набором высоты...
Радиосвязи на спарке не было. Инструктор орал подсказки, иногда матом, вскоре Леонид уразумел, что ручку надо держать нежнее, а не давить её  так что, будь она,  к примеру, из початка кукурузы, уже из неё сок бы стекал по его пальцам. Однако, через полчаса полёта, у него самолёт уже сносно летел по прямой и тогда  ему захотелось ощутить возможности новой техники. Он начал допускать маневры, не предусмотренные на этом этапе лётного обучения. Тут он начал пробовать более сложные способы  управления, отдавая ручку на себя и  обратно, пытался совершить вираж. Самолёт судорожно отзывался на его движения и никак не исполнял желаемое. После посадки инструктор  высказал ему резкое недовольство: "Ты что творишь? - хмуро задал он вопрос, -Не пытайся, не поняв душу самолёта, заставлять его делать что-то не по программе. Это как  с верховой лошадью. Машину разобьёшь и сам убьёшься. Ты должен стать продолженьем своей машины, полюбить её и срастись с ней, тогда будешь кульбиты вытворять». Обучали инструкторы не только лётному делу: "Ты часто без толку крутишь головой во все стороны и поэтому не видишь земли, не умеешь переключать внимание от приборов  и не можешь сосредоточиться на главном, отвлекаешься на посадке. Это всё простительно новичку,  который боится в сторону посмотреть, опасаясь, что машина с курса уйдёт или в штопор свалится». Приходилось исправляться.   Гальченко  освоил самолёт и летал безупречно, выполняя на нём все фигуры.
В 1935 году Леонид Гальченко, после окончания школы был направлен к месту службы под Ленинград.  Служил он в 1-й Краснознаменной Ленинградской авиаэскадрилье на вооружении которого в то время были истребители И-5. Эскадрилья располагалась в Гатчине  именно в ней в своё время служил знаменитый лётчик Валерий Павлович Чкалов.
В Финская войне  застала Гальченко уже на Севере на должности флаг-штурмана 5-го смешанного авиаполка в звании старшего лейтенанта, когда их полк  перекинули в Лоухи. Участвуя в боевых действиях, Леонид Гальченко приобретал первый боевой опыт. Приходилось разрабатывать маршруты  для выполнения боевых заданий, сколачивать летчиков в боевые звенья, вылетать на воздушную разведку позиций противника, атаковать наземные цели.
Более пятидесяти боевых вылетов он совершил на своём И-15 бис во время финского конфликта, в том числе двадцать три – на штурмовку. Хоть и не пришлось Леониду Гальченко помериться силами с финскими пилотами в воздушных боях, тем не менее, после окончания боевых действий он, по совокупности личных заслуг, а также  «За храбрость, находчивость и умелые действия, проявленные в боях  с противником» был награжден орденом Красного Знамени.


Рецензии
Целеустремленный и настойчивый был парень.
Стал сталинским соколом.

Реймен   25.03.2023 20:47     Заявить о нарушении
Да, Вы правы. Вечная слава защитникам Родины.

Евгений Пекки   26.03.2023 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.