Христианские учёные о гуманизме

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ХРИСТИАНСКИЕ УЧЁНЫЕ О ГУМАНИЗМЕ».


Передо мной три работы учёных-христиан: «О христианском гуманизме» историка Георгия Федотова, написанная в 30-х годах 20 столетия, «Пути гуманизма» философа Николая Бердяева послевоенного периода и «Три речи о Достоевском» философа Владимира Соловьёва конца 19 века. Все трое пишут о кризисе и гибели гуманизма эпохи империализма и о единственном выходе для идеологии человечества в вере в Бога и христианской доктрине. Более менее интересны слова Бердяева, вполне справедливо замечающего, что гуманизм вошёл в стадию «раздвоения на Богочеловечество и человекобожество», видящего в истинном гуманизме приоритет «свободного духа» - одной из главных тем этого философа. «Достоинство человека предполагает существование Бога. В этом сущность всей жизненной диалектики гуманизма. Человек есть личность только в том случае, если он есть свободный дух, отражающий Высшее Бытие  философией».
Позволю себе не принимать всерьёз этого интеллигентского идеализма, твёрдо зная, что религия Божьего гуманизма – это истинная, несокрушимая наука (!), к сожалению, поздно, но призванная развеять в пух и прах материалистическую безбожную идеологию.

Все трое связывают кризис гуманизма с торжеством безчеловечного капиталистического строя с его вопиющим индивидуализмом. Нам сегодня такой вариант видится устаревшим в нашем уютно-пугающем информационным мире, давно уже вошедшем в стадию развитого империализма и поставившем гуманизм, новый, современный, освобождённый от религиозных наручников стараниями «религиозных гуманистов», своим фетишем. Это общество во многом напоминает «коммунизм» «города мастеров» учёных и техников, оно сытно и комфортно для бездуховных особей.

Когда дело у этих писателей (в меньшей степени –у Бердяева) доходит до  идеологии собственно христианского гуманизма (вне стола остались церковные идеологи, но я и их имею в виду!), разговор ограничивается всем известным человеколюбием и ценой спасения. Это – «прописные истины», укрывающие самый тяжёлый для христианина вопрос, казалось бы, такой  понятный для любого, знающего  главные Заповеди Любви.
Этот вопрос – любовь к себе…
Никто из христиан доселе не удосужился даже предположить, что Новый Завет полон подделок (смотри мою работу на проза точка ру), и соответственно этому Иисус никакой не Свет, не Слово, не Логос ( Подделка начала Евангелия от Иоанна), что Он мог ошибаться в Своём человечестве, и ошибся в попрании Второй Божьей заповеди («Отвергнись себя» и «Не люби души своей»). Так что кризис гуманизма, о котором так «просто» рассуждать, начался уже 2000 лет назад, и выхода из него найти невозможно, не приняв выше и нижесказанного и  не приняв Божьего гуманизма, столь очевидного для детей Божьих.
Люби себя! Будь собой! Возлюби душу свою и воспламени дух свой соучастием Свыше!

В словах Иисуса о Себе-камне видится печальный и величественный образ. Он громоздится на человеческом пути, препятствуя спасению инакому. Деятели Ренессанса, как и все известные гуманисты, смогли его обойти, Пико на слишком длинных ногах попробовал перешагнуть  и застрял на вершине, Эразм в темноте прокрался обходным путём, верные прыгают с трамплином и  постепенно превратились в маститых гимнастов. Оккультисты сбрасывают камень в яму и хоронят. Но кто-то догадался сделать из камня, продолбив ход, истинно Царские врата, превратить их в часовню, в приют от дождя и снега…
Таковы Божьи гуманисты.
Во славу Божию!

А. Михаил. 31 декабря 2021 года.


Рецензии