Кто сбил правнука Бисмарка?

30 августа 1942 года под Сталинградом был подбит немецкий истребитель Ме-109. Летчик произвел вынужденную посадку в районе Бекетовки на территории, занятой советскими войсками, и был взят в плен красноармейцами.

Вскоре к месту пленения немца подъехал на автомашине офицер-летчик. Это был Герой Советского Союза майор Л. Л. Шестаков, чей 9-й гвардейский истребительный авиационный полк базировался в это время на аэродроме Бекетовка.

Он отвёз пленного в свой полк, угостил его стаканом водки, после чего учинил немцу небольшой допрос. В ходе его выяснилось, что молодой 22-летний лейтенант граф Генрих фон Айнзидель – важная персона, адъютант 3-й группы 3-й истребительной эскадры «Удет».

К тому же один из лучших асов группы, имевший на счету 35 воздушных побед (в том числе 33 — над «Сталинскими соколами»!), за что буквально пять дней назад был награжден Германским золотым крестом.

Но самым сногсшибательным было признание немца в том, что он - младший из троих детей графа Герберта фон Айнзиделя и графини Ирены фон Бисмарк-Шёнхаузен. То есть, по материнской линии он приходился правнуком самому «железному канцлеру» Германской империи Отто фон Бисмарку!

Это произвело эффект разорвавшейся бомбы и об этом, разумеется, было сразу же доложено в вышестоящие инстанции.

Интересно также, что в дальнейшем фон Айнзидель без какого-либо принуждения согласился написать домой открытое письмо, в котором выразил сомнения в победе Германии в войне с СССР и напомнил слова своего великого прадеда: «Никогда не ходите войной на Россию».

Конечно, наши пропагандисты не могли оставить без внимания такой весьма показательный случай, поэтому не удивительно, что в советской прессе о правнуке Бисмарка упоминалось неоднократно.

Причём, наряду с достоверной информацией, было и много различных домыслов. Якобы, в прошлом он был адъютантом Гиммлера, а о его подвигах был проинформирован сам Гитлер.

Как пишется в одной нынешней статейке:
«Он хвалил молодого летчика за усердие в борьбе с врагами рейха и желание направиться на Восточный фронт в район Сталинграда. Благословляя летчика, фюрер напутствовал его: «Наведите порядок, граф, в небе над Сталинградом. Я верю, что вы это сделаете».

В ответ, якобы, расчувствовавшийся ас пообещал, что собьет 40 краснозвездных самолетов без единой пробоины в своем новейшем «Мессере».

А какой-то аффтар утверждает, что после того, как фон Айнзидель занялся антифашистской деятельностью, Гитлер, якобы, пообещал большое денежное вознаграждение тому, кто живым или мертвым доставит ему предателя. 

Разумеется, всё это — полная чушь, на которую не стоит обращать внимание.

Во всяком случае, лично меня интересует один-единственный вопрос: при каких обстоятельствах и кто именно сбил такую важную птицу, как этого потомка Бисмарка. Признаюсь, я уже давно, лет этак пятьдесят, бился над разгадкой этого вопроса. 

Поначалу всё было вроде бы ясно, так как в статьях и книгах прошлых лет, а теперь ещё и в интернете утверждается, что правнука Бисмарка сбил летчик 788-го истребительного авиационного полка 20-летний сержант Г. К. Гультяев.

Вот, например, что написано на сайте «Герои страны»:
«В одной из воздушных схваток над Бекетовкой в конце августа 1942 года, он 20-летний сержант, «завалил» фашистского аса графа Эйнзиделя, имевшего на счету 37 побед, который затем был взят в плен (до переброски в Сталинград, Эйнзидель сбил на Западном фронте более 30 английских самолетов, а за 5 дней боёв над Сталинградом - ещё 5 наших)».

Как видим, неизвестный автор кое-что явно переврал, впрочем, не будем судить его строго.

Хочу сказать, что Григорий Капитонович в дальнейшем был удостоен звания Героя Советского Союза. Проживал он со своей женой в Одессе и, в начале 1970-х годов, мне посчастливилось побывать у них в гостях.

Само собой разумеется, меня интересовали в первую очередь подробности того боя, в котором был сбит знатный немец. Григорий Капитонович охотно рассказывал мне всё, что помнил с военных времён. Однако самые важные подробности он, к сожалению, не знал.

По его словам, ему просто сообщили, что он сбил правнука Бисмарка. Но так ли это было в действительности, или немца сбил кто-то другой из его однополчан – сказать точно он не мог. Ведь, как он мне рассказывал, в том бою участвовали несколько летчиков его полка, причём некоторые были сами сбиты и погибли.

Однако в современной книге серьёзного исследователя М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов» не упоминается о каких-либо сбитых Гультяевым самолетах 30 августа 1942 года. Правда, в списке побед Гультяева указан один сбитый Ме-109, но не 30, а 20 августа. То есть, этот эпизод произошел до пленения фон Айнзиделя.

В общем, извините, Григорий Капитонович, но я вынужден исключить Вас из списка кандидатов на роль победителя правнука Бисмарка. А разбираться с тем, каким образом возникла эта легенда и кто был её автором, не стоит и пытаться. 

А по другой информации, правнука Бисмарка сбил командир 2-й эскадрильи 926-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Д. Черников, пилотировавший старенький И-153. Об этом сообщалось в прессе военных лет.

К примеру, в газете «Сталинский сокол» от 23.02.1943 репортер Ник. Богданов опубликовал статью, в которой, хоть и с явными ошибками, зато весьма патриотично был описан интересующий меня эпизод:

«...22 сентября 18 «Мессершмиттов» напали на нашу шестёрку, состоящую из трёх «И-16» и трех «чаек». Бой был над городом. Затаив дыхание, следили за ним жители. Ведь они знали наших летчиков в лицо, у многих были в городе и друзья и любимые девушки.

Наша шестерка разогнала «Мессершмиттов» да ещё одного сбила. Сбитый оказался ассом, да ещё не простым, а правнуком Бисмарка – графом Эйхенгаузеном.

Когда его взяли в плен, он очень огорчался.

– Не то, – говорит, мне обидно, что меня сбили, а то мне обидно, какой самолёт меня сбил... Ведь моя машина была самой новейшей марки...

Тут ему сказали, что сбил его старший лейтенант Черников, у которого хоть и машина была потише, да он действовал правильней.

– Вы, граф, старших не слушали, против заветов прадедушки пошли, который предупреждал потомков: не лезьте на Россию, худо будет. А наш Черников дедовские заветы уважал и бил вас по суворовскому принципу «русские прусских всегда бивали».

Кроме Черникова, в воздушном бою 30 августа принимал участие летчик той же 2-й эскадрильи 926-го авиаполка лейтенант И. П. Зюзин. Он тоже сбил один «Мессер». В своем докладе Зюзин написал следующее (орфография сохранена):
«При патрулировании над переправами в р-не ст. Бекетовка в составе 3-х самолетов И-153, 2 самолета И-16 в 17.00 на высоте 1000 м. встретили 4 самолета противника типа Ме-109ж-2, при воздушном бою снизились до высоты 200 м.
В результате воздушного боя мною сбит самолет противника типа Ме-109ж-2, который сел на живот на аэродром Бекетовка, летчик взят в плен».

Что ж, рапорт Зюзина выглядит вполне правдоподобным. 

Однако на громкую победу претендуют и летчики 2-й эскадрильи 629-го истребительного авиационного полка лейтенант Ф. Ф. Фёдоров и старшина Л. И. Ершов, которые в период 17.05 – 18.10 на истребителях И-16 тоже вылетали на прикрытие переправы через реку Волга в районе Бекетовки.

Они, как записано в «Журнале боевых действий» 629-го полка:
«В 17.45 на высоте 500 метров были атакованы двумя Ме-109ф. В результате воздушного боя был сбит один Ме-109, который упал в районе г. Сталинграда. Летчик выбросился на парашюте. Второй Ме-109 был подбит, сел на вынужденную посадку на аэродроме Бекетовка, летчик взят в плен». 

Интересно, что сам Фёдоров поддержал версию с участием Черникова:
«Был бой. Нас четверо и фашистов столько же. Пока занимался своим «Мессером», мой товарищ, лейтенант Черников, подбил своего. И так случилось, что я вышел на этого недобитого - он дымит, но летит. Прижал его к земле, хотел добить. Но вижу - выпускает шасси и летит к нашему аэродрому. Я не стал стрелять. Потом на аэродроме увидел немецкого лётчика. Оказалось, известный ас. Самолёт у него был именной - подарок от Геринга, с усиленным вооружением. Между прочим, пилот оказался правнуком «железного канцлера» Бисмарка. Может, и сейчас ещё жив...».

Поведал он это журналисту Сергею Пятковскому, который опубликовал интервью Героя Советского Союза Фёдора Фёдоровича Фёдорова в газете «Вечерний Минск» 8 мая 2003 года.

Свою версию произошедшего с родовитым немецким аристократом выдвигают и наши славные зенитчики. По их данным, он был сбит огнем 37-мм орудий 2-й батареи под командованием старшего лейтенанта А. П. Потапкина 93-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.

Случилось это в районе всё той же Бекетовки, когда над местом расположения дивизиона разгорелся воздушный бой с участием наших и вражеских истребителей. Об этом я прочитал в одном из номеров газеты «Красная Звезда» ещё в 70-е годы прошлого века. 

А бывший директор музея-панорамы «Сталинградская битва» в канун 75-летия победы на Волге уточнил, что правнука Бисмарка сбили 20-летние девчонки:
«Приземлившись на парашюте, он попросил показать, кто его сбил — ему показали расчет девушек-зенитчиц».

Свою лепту в историю фон Айнзиделя внёс и некий бравый танкист Иван Синчук, рассказавший забавную байку о своей перестрелке (!) с немецким летчиком и взятии его в плен.

Не удивлюсь, если в дальнейшем обнаружатся и другие претенденты на роль победителя правнука Бисмарка. Пора, однако, ставить точку в этом довольно запутанном деле. Причём, очень простым способом: надо только привести строки из воспоминаний самого графа Генриха фон Айнзиделя.

Вот как описан тот бой в его книге воспоминаний «Дневник искушения» («Tagebuch der Versuchung»), которую он подписал 23 сентября 1996 года и прислал мне в подарок:   

«Русские летели даже ниже, чем я думал, на уровне скалистого берега Волги, пикировали и делали петли вокруг нас. Потом они развернулись и направили свои самолеты нам прямо в лоб.

Перед нами тут же засверкали огоньки пулеметных очередей, и мы чуть не столкнулись с моим противником. После очередной такой дуэли я направил свой «Мессершмитт» вслед за одной из «Рат», из покрытых тканью крыльев которой мои выстрелы уже выбили довольно крупные куски.

И тут я вдруг почувствовал запах какой-то гари, исходивший со стороны винта. С правой стороны радиатора охлаждения потянулась струйка жидкости. Видно, его повредил попавший туда снаряд.

Я потянулся туда, где должен был находиться выключатель, но на моей машине старой модификации его не было предусмотрено. В полете на высоте примерно 700 метров я едва сумел преодолеть высоту Сарепта.

Из двигателя хлестали горячее масло и дым, поршни стучали все сильнее, и вот, наконец, громко лязгнув, винт машины застопорился.

Я попытался дотянуть до линии фронта. Мимо одна за другой пролетали миниатюрные машинки русских. Их выстрелы, как горох по крыше, застучали по стальному хвосту моего самолета.

Я наклонил голову и терзал рукоятку управления, пытаясь уйти с линии огня. Каждое такое движение означало очередную потерю высоты.

Вот по крыльям ударили зенитные снаряды. Отвалилась левая пушка. Машина падала.
Ценой неимоверных усилий мне в последний раз удалось выправить самолет и даже набрать немного высоты, но потом он вдруг ударился о землю, подпрыгнул на мгновение, а затем окончательно рухнул вниз, покатился по земле и, наконец, замер в ужасающей тишине.

Я дважды ударился головой о приборную панель. Полуоглушенный, я все же сумел сдвинуть назад фонарь кабины, который плотно заклинило, и спрыгнул на землю.
Со стороны русского запасного аэродрома, на краю которого я умудрился совершить посадку, в меня начали стрелять. Потом показались солдаты, которые быстро бежали в мою сторону. Я поднял руки.

С поднятыми руками я дожидался русских. Наконец мне удалось расстегнуть ремень с кобурой пистолета, и я вручил его первому же подошедшему русскому. Потом я снова поднял руки.

Не говоря ни слова, русский опустошил мои карманы: носовой платок, сигареты, бумажник, перчатки, — похоже, ему пригодится все это. В это время к нам подъехала машина, из которой выбрался офицер в летных меховых унтах»...

Офицером-летчиком был, конечно же, майор Шестаков, о котором я писал в начале статьи.

Что ж, из приведенного текста книги Генриха фон Айнзиделя хорошо видно, что по его самолету практически одновременно вели огонь, как истребители, так и зенитчики. Поэтому, вынужден признать, что определить, кто же конкретно сбил самолет правнука Бисмарка мне так и не удалось...


Рецензии
"После очередной такой дуэли я направил свой «Мессершмитт» вслед за одной из «Рат», из покрытых тканью крыльев которой мои выстрелы уже выбили довольно крупные куски", — пишет Айнзидель. Смущает только два противоречащих этому обстоятельства: 1. Обшивка крыла "Раты", он же И-16 металлическая, а не перкаль. 2. Из летчиков 629-го полка о победах над Ме-109 никто не заявил (были победы над Ю-88). С уважением,

Владислав Гуляев   05.04.2024 08:11     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Ну, насчёт обшивки крыла спорить не буду, а вот в «Журнале боевых действий» 629-го полка я лично прочитал, что: «В 17.45 на высоте 500 метров были атакованы двумя Ме-109ф. В результате воздушного боя был сбит один Ме-109, который упал в районе г. Сталинграда. Летчик выбросился на парашюте. Второй Ме-109 был подбит, сел на вынужденную посадку на аэродроме Бекетовка, летчик взят в плен».
С уважением,

Олег Каминский   05.04.2024 08:38   Заявить о нарушении
В журнале 102-й иад также отмечен бой истребителей 629-го иап в тот день с Ме-109, и даже то, что один летчик пленён, но ни Бурназян, ни Федоров с Ершовым о победах над "мессерами" не заявляют, во всяком случае в списках побед по М. Быкову они не значатся. Осталось только найти автора победы из 629-го полка и тема может быть закрыта

Владислав Гуляев   05.04.2024 12:08   Заявить о нарушении
Много ещё неразберихи в документах и в печатных изданиях. А я только озвучиваю данные, которые нахожу в них...

Олег Каминский   05.04.2024 14:19   Заявить о нарушении
"Я не стал стрелять. Потом на аэродроме увидел немецкого лётчика. Оказалось, известный ас. Самолёт у него был именной - подарок от Геринга, с усиленным вооружением. Между прочим, пилот оказался правнуком «железного канцлера» Бисмарка. Может, и сейчас ещё жив...», – Фëдоров Ф. Ф. честно пишет, что к победе над правнуком Бисмарка не имеет отношения, так давайте же обратимся к логике и отдадим победу Черникову. О чём в то время думали в штабах догадаться не сложно, если посмотреть на количественный и качественный состав ВВС, а были здесь представлены практически все истребители, выпускаемые Отечественной промышленностью, в т. ч. новейшие Ла-5, лендлизовские Харрикенйны и Томагавки. А сбили аса пара летчиков на устаревших Чайках. Ну и куда теперь девать все отчёты о непригодности устаревших бипланов с тканевой обшивкой крыла, вот и верь после этого официальным документам.

Владислав Гуляев   05.04.2024 16:24   Заявить о нарушении
В общем, тема ещё не закрыта.

Олег Каминский   05.04.2024 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.