Провидец и смелый человек Геннадий Рождественский

90 лет со дня рождения выдающегося дирижёра, народного артиста СССР, пианиста, композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля.
(Рассказывает Владимир Чижик – известный трубач, легенда советского джаза)

«Был обыкновенный репетиционный день. Время обеденного перерыва.
«Ребята, сейчас небольшое собрание», - вдруг объявил нам Жора Гаранян. Собрание так собрание. Ничего зловещего в этом слове и в том, как оно было сказано, я не услышал.
В действительности, именно оно разделило мою жизнь на две части.
Захожу в помещение для собраний и вижу: стоит стол, как для президиума. Во главе сидит директор фирмы «Мелодия», начальник отдела кадров фирмы и два незнакомых мне человека - как потом выяснилось, представители КГБ.
Слово дали Жоре Гараняну, который вышел с написанным текстом и начал читать.
Я, честно говоря, не сразу вник, о чем и о ком речь. А речь шла обо мне…
«До нас дошли сведения, что наш коллега Владимир Чижик собирается уезжать на постоянное место жительство в Израиль, тем самым он сильно подставляет наш коллектив.

Все сидящие в зале притихли — вот это да… Бомба!
За Гараняном на сцену выходили другие музыканты - тоже с заготовленной речью в руках. И пошло, и поехало…
Некоторые пробовали меня защищать: ну как же так, мы о таком не слышали, у него отец-фронтовик, он человек обеспеченный, квартиру трёхкомнатную купил, жениться собирается… Но их голос не был услышан – его, собственно, и не хотели услышать. Я сидел как прибитый гвоздями к полу. Всё вокруг плыло, я не мог поверить в происходящее.
На этом чудовищном оговоре собрание и закончилось. В воздухе повисла бессмысленная, безрезультатная пауза...
Я выбежал на улицу и устремился к телефону-автомату.
Позвонил моему дорогому Геннадию Николаевичу Рождественскому. «Приезжайте срочно ко мне», - сразу сказал он.

Сажусь в свой «Жигулёнок» и мчусь. Мне нужен совет, как жить дальше.
… При входе в квартиру чувствовался приятный запах из кухни. Узнав, что я еду в гости, мама Геннадия Николаевича, Наталья Петровна, накрывала на стол.…
Когда-то, будучи на гастролях в Японии, мы купили два кимоно, и мой халат хранился на кухне у Рождественских.
Когда я приходил к ним в гости, мы их надевали. Такая смешная и красивая была у нас традиция.

… Рассказываю суть событий. «Володенька, срочно увольняйтесь сами и не ждите, чтобы они вас уволили», - сказал Рождественский.
Один из парадоксов советской системы состоял в том, что для отъезда на ПМЖ в Израиль ОВИРу нужна была характеристика с места работы. Характеристика для изменника родины? Зачем? Если там будет написано «Ударник коммунистического труда» - выпускают, а если «негодяй и тунеядец» - не отпускают. Так, что ли?..
«Через пару дней, - сказал мне Геннадий Николаевич, я лечу в Лос-Анджелес на премьеру «Петя и Волк» Сергея Прокофьева. Я Вам оттуда организую приглашение на ПМЖ в Америку.
Так оно и произошло.

Спустя годы, будучи в Москве, я помирился с Георгием Гараняном и другими коллегами, участвовавшими в травле. Бог им всем судья!
А спас меня в тот день, определил мою дальнейшую судьбу Геннадий Николаевич Рождественский – уверенная в себе личность, порядочный человек, надежный друг.

Провидец и смелый человек Геннадий Рождественский

«Хочу рассказать о премьере Первой симфонии тогда молодого композитора Альфреда Шнитке в 1974 году.
По идеологическим законам того времени это произведение было запрещено.
Многие дирижёры в СССР хотели записать и пытались включить в свой репертуар Первую симфонию Альфреда, но худсоветы запрещали им это сделать...
Геннадий Николаевич понимал значимость музыки Шнитке, видел в нем гениального композитора. Он втайне договорился с директором Горьковской филармонии, что тот предоставит площадку и оркестр для исполнения симфонии (были и тогда рисковые люди). В музыкальных кругах Москвы было известно об этом событии - но это были разговоры «на кухне».
Ночью поезд, заполненный меломанами, диссидентами от мира музыки тронулся… В этом же поезде ехали и мы джаз-группой - музыканты из ансамбля «Мелодия»: Г. Гаранян, А. Зубов, А. Бахолдин и я (в симфонии требовалась джазовая окраска и было много сольных мест). С нами - крупнейший дирижёр и смелый человек Геннадий Рождественский.
Нигде в Горьком об этом концерте не объявлялось. Ни одной афиши - только «сарафанное радио».
Утром была репетиция, и уже весь город шумел о событии. Вечером состоялся концерт. Это было самое первое исполнение симфонии никому не известного композитора А. Шнитке. Зал филармонии был набит до отказа, было много конной милиции. Непонятно – кого и от кого она охраняла?

Концерт прошёл с большим успехом. В зале кто-то записывал исполнение. Может, это были люди из КГБ… Не знаю. Ни телевидения, ни радио не было. Ночью, после концерта, мы, одухотворенные проделанным, возвращались в Москву. По «Голосу Америки» почти сразу рассказали об этом концерте. А симфония попала в число полузапрещенных произведений. Только в 1986 году она была исполнена в Москве.
Сегодня Альфред Шнитке – классик».

Б. Турчинский
Дек. 2021


Рецензии