Жертва Капитала

          Второй курс института, советское время, перед нами лежат огромные толстые книги «Капитала» Карла Маркса, да еще в 4 томах или 7 книгах и надо по ним в понедельник сдавать зачет по политэкономии. Когда мы  открыли I том, то поняли, что это произведение написано тяжелым языком и читать его просто трудно неспециалистам (даже в царской России цензура не стала его запрещать), видимо, наш интеллектуальный уровень для этого эпохального труда оказался крайне низок. К тому же мы не экономисты, а гуманитарии и уверены, что он вряд ли когда-нибудь  нам вообще пригодится. При этом на улице май, погода стоит великолепная, в выходные у нас запланирован футбольный матч, затем едем на дачу на пикник на свежем воздухе на берегу озера, какой уж тут Карл Маркс.    
          Решение созрело мгновенно, в пятницу нашли какую-то краткую научно-популярную брошюру на несколько листов с тезисным изложением, размножили ее, прекрасная вещь оказалась!
          Раздали  ребятам,  все были благодарны. Протягиваем один экземпляр Виталику, он с жаром пресекает нашу попытку, показав на брошюру, с презрением произносит: «Это для колхозников!». Как потом уже выяснилось, сам он сидел по ночам с «Капиталом», взял максимально точный перевод на русский язык всех 4 томов и  штудировал его основательно. Кто-то ему сказал, что в нашей стране мало кто вообще прочитал этот монументальный труд от начала до конца, в том числе и наши известные экономисты, «поэтому у нас в экономике кругом такой застой». По характеру он был человек спокойный, рассудительный и надо сказать основательный, видимо, решил разобраться и найти истину.
          Пока ехали на футбол, а потом на дачу народ между делом штудировал брошюру, все-таки люди сознательные, надо же как-то готовиться.               
          В понедельник зачет мы все-таки сдали, не блестяще конечно, но брошюры хватило. Тут же узнаем, что Виталика экстренно госпитализировали  накануне из общежития в психиатрическую больницу, до экзамена он так и не дошел. В начале даже не придали этому значение, подумаешь человек переутомился и немного не рассчитал свои силы. Решили, что, наверное, ему надо отдохнуть и просто восстановиться.   
          Все попытки связаться с ним успеха не принесли, врачи лечили его несколько месяцев, он таким образом пропустил всю весеннюю сессию, летом и мы разъехались на каникулы. По приезду узнаем, что эти эскулапы  выкатили ему такой диагноз, что из института его сразу поспешно отчислили и отправили вместе с сопровождающим домой. При этом они не обратили внимания, что человек-то пострадал из-за своего желания глубоко вникнуть в проблемы марксизма-ленинизма и коммунизма, а не из-за какой-нибудь белой горячки или ножевой драки в пивной.
          Грустная история, причину нам не сказали, на народ разделился, кто-то возложил вину за это исключительно на Карла Маркса и его «Капитал», кто-то на врачей. Комсорг курса даже полез в политику заявив, что так мы «коммунизм никогда так не построим, если наиболее перспективные молодые кадры медики будут сбивать на взлете и останутся одни приспособленцы» (камень в наш огород).  
          Действительно странно получилось, обычно учащихся у нас отчисляли за неуспеваемость, либо за серьезные правонарушения, получившие широкий общественный резонанс.
          Во всяком случае с тех пор студенты решили от этих психиатров держаться как можно дальше и в случае каких-либо проверок и диспансеризации лишнего им не болтать. Мало ли что потом напишут.
          А «Капитал» продолжает жить своей жизнью и сегодня, не смотря ни на что. В «Интернете» масса предложений по покупке этой книги, в том числе и  шикарные дорогие издания, предназначенные уже в качестве подарка, видимо, кому-то его дарят.   


Рецензии
Раритет вскгда будет в цене!

Вадим Светашов   12.03.2024 17:46     Заявить о нарушении
Главное уметь правильно им пользоваться. С уважением, Платон Владимиров

Платон Владимиров   13.03.2024 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.