Туман

                Т У М А Н

Туман, синеющий над чёрным полем
И солнце робкое на утреннем ветру.
Я безнадёжно этой жизнью болен
И потому когда-нибудь умру…
            Борис Скотневский

     Прочитала я эти строчки и на какие-то минутки мне показалось, что я вовсе не жила взрослой жизнью. Всё моё «Я» - там, в далёком детстве, в ранних утренниках, росных, туманных за селом. Не-ет, в те годы наш детский сон не берегли. «Долго спать – счастья не видать», и это были излюбленные слова чуть ли ни каждой старухи в нашем селе…
     А я иду, спотыкаюсь спросонья и думаю про себя: «Какое уж тут счастье и где оно?.. Холодно, туман над полем стелется, а полю этому конца и края нет. До тех рядков, которые тяпкой полоть надо, ещё дойти надо…»
     Но самая длинная дорога – это дорога домой, когда ноги уже не слушаются, а в поле ночевать страшно. Но был у меня и другой страх, ведь в селе, что старый, что малый в то время, все очень суеверными были. Да что там тогда, я и теперь с полной уверенностью сказать не смогу, где правда, а где вымысел. Слышала я от знающих людей, что туман в чистом поле не просто так стелется, это души усопших сельчан, которые жили до нас, пахали это поле, кормились им, по ночам выходят на поля и белым саваном укрывают дорогую им землю-матушку. Потому так холодно и зябко идти живому человеку сквозь туман. Скорей бы солнышко выглянуло, рассеяло космы тумана, радость в мир принесло. А грешные души  все по ярам да по склонам скитаются, змей и лягушек укрывают. От того люди по утрам спешат скорее за село, в чистое поле выйти. Там простор и воздух чище.
     А что до счастья, так старые люди правду говорили. Это ли ни счастье по тропинке росным лугом идти, а вокруг колокольчики цветут, белеют головки поседевших одуванчиков, скучает донник, клевер сладость в цветах своих копит и везде метёлки разных трав. Вроде как привычно было всё это для сельской детворы, а теперь я бы за счастье приняла всю эту красоту посмотреть. А что души усопших над полями, над лугами лёгким туманом парят, так в том их законное право, трудом и потом заработанное. Надо с добром в мире жить, чтоб потом лёгким туманом над землёю плыть! Так-то.

                ***

Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползёт туман и сердце леденит.
                Н. Заболоцкий «Голубиная книга»

     Слушая по радио или телевиденью прогноз погоды, мы вроде бы получаем полную информацию о том, что будет происходить по ту сторону наших окон. Будет мороз или жара, дождь или снег, ветер или метель, хоть каждый день неповторим, и всё случается по-разному, всё же, в конечном итоге, всё это случается из года в год – веками. Веками люди и не только люди, но и животные, растения, ощущают на себе такое необычное явление природы, как туман. О тумане, кто служит на морском, речном и воздушном флоте сообщают и даже обязательно. Нам, простым жителям городов и деревень, считают говорить не обязательно. Дескать, дым, смог, туман, хоть и вредные для здоровья живым существам, но… как-нибудь переживут. И мы терпим, куда же нам деваться.
     Когда туман накрывает наш посёлок, да так, что за туманом соседнего дома не видно, я долго стою у окна и пытаюсь убедить себя, что вроде бы ничего страшного в этой мутной субстанции нет. Машины появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Людей, собак видны только силуэты. Тоже ничего, ведь все люди – братья и угрозы для встречного прохожего не несут. А если случается такое, что с иным человеком век бы не встречалась, а тут встретилась, то можно сделать вид, что в тумане просто не разглядела. И такое бывает.
     Но был такой период в моей жизни, когда войти в туман я просто панически боялась. Есть люди с прямолинейным мышлением, а есть, но гораздо реже, у которых воображение настолько развито, что Бог знает, что ему может пригрезиться, и ведь поверишь в это, и даже внимания не обратишь на то, что эти страхи ты сам себе придумала и в душу себе впустила. Кому скажи, так ещё и пальцем у виска покрутит. Но покрутить-то легко, а как человеку жить в этой полусказке – полуяви, этого порой и врагу не пожелаешь. Винить себя, но в чём, в том, что такой родилась? Это всё равно, что судить человека за то, что он боится высоты. Сердце замирает или колотится так, что вот-вот выпрыгнет из груди. Попробуй, вразуми его, прикажи ему идти и не бояться, когда каждый шорох – как выстрел. Только тот, кому выпало по судьбе пройти подобное испытание, сможет поверить и почувствовать. И сколько раз мне отец ни говорил, что, мол, ничего таинственного в мире нет и всё это пустые россказни, я, в угоду ему кивала головой, а сама дрожала как осиновый лист, бледнела, и ноги меня не слушались. Чтоб, по мнению родителей, закалить мою волю, меня посылали с какими-то пустяшными поручениями на другой конец села. Отказаться невозможно и идти страшно. Это в городе можно идти по прямой дороге и не бояться, что споткнёшься. А мне приходилось ходить по тропинкам, как  по туннелю, где кроны деревьев смыкаются над головой. А если впереди клубится туман и плывёт мне навстречу?.. Или нужно перейти тропинкой через яр, глубоченный, пятиэтажка могла бы спрятаться в нём, подходишь к краю, а за краем – молоко. И в этом «молоке», как знать, можешь и на змею наступить… Даже если на ощупь пойдёшь, то как бы не отступиться…
     Туман многие люди считают безобидным. Безобидный он, если на него через стекло окон собственной квартиры смотреть. Действительность – угрожающе непредсказуемая, для взрослого человека, а каково это девчушке 8-9 лет? Если вы любящие родители, поберегите нервы своих детей… Они им ещё пригодятся в такой непредсказуемой жизни с чужими, безжалостными людьми. Родители, вы же самые близкие люди для своих детей. Обогрейте детей своих теплом ваших сердец. Вы им Богом для этого даны…

                ***


Рецензии