Христианские святыни баварского Регенсбурга

Фото: Алтарь Св. Креста в  Stiftskirche St. Johann  в Регенсбурге. Внизу расположены  два горизонтальных  реликвария с мощами апостолов Петра (слева) и  Павла (справа)

(От автора: содержание статьи обновлено и дополнено 1 января 2022 года).

В тихие воды Дуная вот уже много веков смотрятся готические шпили собора Святого Петра (Домского собора), высокие башни и красные пологие крыши средневековых построек Регенсбурга. Любуясь с Каменного моста красивой панорамой древнего города, расположенного в изгибе Дуная, там, где впадает в него река Реген, замечаешь, что особенно в зимнее время эпитет «голубой» никак не подходит к цвету дунайской волны, омывающей массивные опоры знаменитого моста. Построенный в 1135–1146 гг., мост являлся когда-то символом благосостояния этого богатого германского города, имевшего торговые связи с Венецией, Парижем и Киевом.

История Регенсбурга,  получившего в наше время от ЮНЕСКО статус объекта всемирного культурного наследия, начинается за несколько столетий до Рождества Христова: здесь, на правом берегу Дуная, располагалось небольшое кельтское поселение. Во второй половине I века по РХ в устьях рек Наб и Реген римлянами было возведено пограничное укрепление. Во время войны с маркоманами в поселении на Дунае была главная квартира императора Марка Аврелия, который с окончанием военных действий распорядился о сооружении здесь лагеря римских легионеров Regina Castra – лагерь у реки Регина. По данным историков, здесь находился 3-й Италийский легион, насчитывающий около 6 тыс. воинов. В VI веке город сделался резиденцией первых баварских герцогов, в IX веке – главным городом восточно-франкской империи каролингов, а в Х веке – столицей Баварского герцогства.

Издавна на красном фоне герба города изображались два скрещенных серебряных ключа – атрибуты покровителя Регенсбурга  святого апостола Петра, которому посвящен главный собор города. Христианство пришло в этот придунайский район на три с лишним столетия позже, чем в западные немецкие земли. Одним из первых христианских проповедников в Регенсбурге был святой Эрхард, прибывший в город приблизительно в 680–690-е годы. Епископство же в Регенсбурге официально было основано в 739 году, и связано это событие с именем священномученика Бонифация, архиепископа Майнцского, просветителя Германии. Св. Бонифацию (672/675 – 754), которого в Германии называют «апостолом немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою миссионерскую деятельность и на территорию Баварии, основав здесь полдюжины монастырей и учредив шесть новых епископских кафедр. Из истории Регенсбурга известно, что в 845 г. здесь крестились 14 чешских принцев, что будто бы положило начало обращению в христианство чехов.

В 870 г. в Регенсбурге после конфликта с германским духовенством состоялся суд над равноапостольным Мефодием, после чего он был заключен в тюрьму. В I-м тысячелетии в Регенсбурге жили известные святые, просиявшие не только в немецких, но и в других европейских землях. Прежде всего следует вспомнить святых епископов Эрхарда, Вольфганга и Эммерама, прославивших своей миссионерской деятельностью христианский Регенсбург. Хотя мощи святителей находятся ныне в разных городских церквях, но храмы эти расположены не так уж и далеко друг от друга, так что, предприняв небольшую пешую прогулку по исторической части города, можно увидеть и эти, и другие христианские реликвии Регенсбурга.

В центре города, рядом с епископским дворцом, на улице Нидермюнстергассе (Niedermuenstergasse) 3, находится основанная в 1154 г. церковь, называемая Нидермюнстеркирхе. Здесь в изготовленном в 1866 г. реликварии покоятся мощи франкского святителя Эрхарда, епископа Регенсбургского. Глава святого хранится в специальной серебряной капсуле, выполненной местными ювелирами в 1653 г. На реликварии – надпись «Святой Эрхард – епископ и почитаемый покровитель диоцеза». Выгравирована и строка обращенной к нему молитвы: «Моли Бога о нас и обо всех верных, приходящих к тебе». День его памяти отмечается 8 января.

Житийных сведений о св. Эрхарде сохранилось совсем немного. Известно, что родом он был из южной Франции. Незадолго до конца VII столетия он стал монахом в Эльзасе, где основал монастырь. В одной эльзасской легенде святой Эрхард упомянут как епископ, излечивший от слепоты святую Одилию Хоэнбургскую, что подтверждает и ее житие. Около 680–690 гг. св. Эрхард прибыл с епископской миссией ко двору баварских герцогов Агилольфингеров в Регенсбург и действовал здесь как проповедник христианства в Баварии при дворе герцога Теодона II. Дата смерти св. Эрхарда точно не установлена. Он скончался в Регенсбурге приблизительно в 717 г., хотя другие источники называют и 700 г., и был погребен в крипте Нидермюнстеркирхе. Папа Римский Лев IX 8 октября 1052 г. причислил святителя Эрхарда к лику святых. Издавна в Баварии к святому Эрхарду обращаются те, кто страдает слепотой и головными болями. По преданию, этого святого считали своим покровителем и регенсбургские мастера башмачного дела.

Бенедиктинское аббатство Св. Эммерама находится в южной части города; здания аббатства составляют ныне единое целое с дворцовым комплексом известной в Германии герцогской семьи Турн-и-Таксис. Здесь, в расположенной на площади Еммерама, 3 (Emmeramsplatz 3 ) в  трехнефной базилике романского стиля  в честь Св. Еммерама, хранятся выполненные в готическом стиле скульптурные изображения епископов Эммерама и Вольфганга, а также и реликварий с мощами святого Эммерама, франкского епископа (другие его имена – Эммеран, Хальмарам, Хаймрамми), умершего в 680 г. (по другим данным – в 652 или 715 гг.).

Имя епископа Эммерама относится, наряду с именами святых Корбиниана и Руперта, к числу самых известных «баварских апостолов». Житие святого Эммерама написано в 770 г. Фрайзингским епископом Арбео (765–783). Эммерам происходил из земли франков. Родился в начале VII века в Пуатье , получил хорошее образование и принял сначала священнический, а позже и епископский сан. Эммерам покинул родину для проповеди христианства аварам, жившим на территории современной Венгрии. Его путь в земли аваров лежал через Регенсбург, где святителя с большими почестями принял герцог Теодон, уговорив остаться в городе на Дунае. Известно, что, прибыв в Баварию, Эммерам сразу же дал согласие миссионерствовать в этой стране, так как среди баварцев христианство еще не вполне утвердилось. Помимо дела проповеди, св. Эммерам искоренял языческие обычаи, основывал церкви в Регенсбурге и его окрестностях. За три года что он провел в городе, св. Эммерам стяжал себе почет среди верующих баварцев.

После смерти покровительствовавшего ему Пипина Геристальского св. Эммерам отправился в Рим. В это же самое время дочь герцога баварского Теодона I Ута обвинила Эммерама в том, что он ее обольстил, и ее брат Лантрерт (в других источниках – Ландфрид) жестоко расправился со святителем, подкараулив его на старой «римской» дороге между Зальцбургом и Аугсбургом По преданию, сопровождавшие святителя в дороге Виталис и Вольфлет попытались как можно быстрее доставить истерзанного епископа в Ашхайм, но по дороге в это местечко Эммерам скончался. Его смерть случилась в Кляйнхельдорфе (сегодня – Фельдкирхен, район Мюнхена), где в память мученичества святого установлена часовня. Другая часовня – на месте первого захоронения св. Эммерама – находится в Ашхайме. Здесь останки святого пребывали 40 дней, в продолжение которых непрестанно лил дождь.

Невиновность св. Эммерама вскоре была установлена, и герцог Теодон решил перенести его останки в Регенсбург. Это поручение выполнил епископ Гаубальд, торжественно похоронивший останки в монастыре святого Георгия, а позже, в 740 г., они были перезахоронены в специально построенной для этого церкви. Со временем вокруг этой церкви возникло знаменитое и давшее Баварии многих святых монахов и подвижников бенедиктинское аббатство святого Эммерама. Из истории аббатства известно, что в 1642 г. церковь Св. Эммерама сильно пострадала от пожара, однако останков святого огонь не коснулся. На поклонение к Св. Эммераму, память которого отмечается 22 сентября, приезжали и приезжают многие известные деятели культуры Германии, среди них был и писатель Томас Манн, поведавший об этом в своем романе «Избранник».

В базилике Св. Эммерама в позолоченном реликварии, изготовленном в 1877 г. мастерами-ювелирами Регенсбурга, хранятся и мощи св. Вольфганга. Известно, что будущий святитель Вольфганг родился в 924 г. в Пфуллингене под Ройтлингеном (Северная Швабия). Учился в монастырской школе Райхенау, что на Боденском озере, а потом продолжил обучение в школе при Вюрцбургском соборе. В 956 г. последовал к епископу Генриху в Трир, где до 964 г. был учителем, а позже стал деканом Домского собора. Отсюда Вольфганг удалился в бенедиктинское аббатство Айнзидельн (Эйнзидельн, ныне в Швейцарии), где в 965 г. принял монашеский постриг. Здесь же в 968 г. он был рукоположен во пресвитера, преподавал в монастырской школе. В 971 г. Вольфганг отправился с миссионерскими целями в Венгрию. Епископ Пилгрим из Пассау возвел его в сан епископа. В 972 г. германский император Оттон I назначил Вольфганга на епископскую кафедру в Регенсбург, где святитель прослужил около двух лет. Епископ Вольфганг выступал за строгое соблюдение аскетических норм общежительства монахов и каноников. Важным шагом в его миссионерской деятельности стало отделение от Регенсбурга епископства Праги.

31 октября 994 г. епископ Вольфганг во время поездки неожиданно скончался в Пуппингене под Эфердингом, недалеко от Линца (территория современной Австрии). В 1052 г. канонизирован папой Львом IX. В базилике Св. Эммерама имеются захоронения блаженного монаха Рамвольда, прибывшего в 900 г. из Трира и подвизавшегося в Регенсбурге до своей кончины в 1000 (или 1001) г. Кроме того, в больших застекленных саркофагах базилики можно видеть останки «катакомбных святых» Максимиана и Кальцедония (Calcidonis) из Римских катакомб, чьи жития их неивестны.

В бенедиктинском аббатстве Св. Эммерама нашли свое последнее упокоение: блаженный Гаубальд (700   – 761), первый епископ  Регенсбурга; блаженная Эмма Баварская (808— 876), cупруга короля Восточно-Франкского королевства Людовика II Немецкого; блаженный Вольфлек, епископ Регенсбургский  (894–930);  блаженный Рамоальд (Ramwod, Ramuold или Ramwold; ок. 900 или 975  – ок. 1000 или 1001), бывший настоятель монастыря, который в то же время не был епископом Регенсбурга; блаженная Аурелия – отшельница, житие которой неизвестно; св. Аурелия Регенсбургская († 1027), почитаемая в Католической церкви. По легенде она была дочерью франкского герцога и французского короля Гюго Капета (ок. 940 – ок. 996).

Одна из великих христианских святынь Регенсбурга – чудотворный образ Божией Матери первой четверти XIII века – находится в приделе церкви, называемой Старая капелла (Stiftskirche Unserer Lieben Frau zur Alten Kapelle), что на площади Альтер Корнмаркт (Alter Kornmarkt). Сама церковь, считающаяся сегодня и самой старой церковью Баварии, стоит на фундаменте более древней романской часовни, относящейся к периоду правления каролингов. По данным местных историков, на этой площади когда-то располагалась префектура римского лагеря Castra Regina. Основание первой церкви датируется 700 г. – временем правления герцога Теодона II. Через 302 г. церковь была переделана Генрихом II, а в 1747 г. ее декорировали в стиле рококо. Позже здание церкви несколько раз реконструировалось, но в нем сохранились уникальные лепные украшения работы Антона Ландеса. Последняя реставрация церкви прошла в 1992–2002 г.х.

По данным церковной летописи, 14 февраля 1014 г. папа Римский Бенедикт VIII подарил ценную византийскую икону с изображением Пресвятой Девы герцогу Генриху II во время его коронования в Риме. Это событие – получение герцогом в дар древней иконы – запечатлено на одной из больших росписей потолка капеллы. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что изображенная на фреске икона-дар совершенно отличается от той, что сегодня хранится в церкви. Герцог Генрих II по возвращении из Рима решил передать бесценный подарок общине верующих Старой капеллы, откуда при невыясненных обстоятельствах это сокровище бесследно исчезло (когда это случилось – неизвестно). По другой версии, древняя икона из-за плохого хранения пришла в негодность. В память о том, что в церкви когда-то была эта великая святыня, духовенство Старой капеллы заказало новую икону, написанную в византийском стиле в начале ХIII века предположительно в Южной Германии. Эту икону специалисты относят к типу икон, называемому «Dexiokratusa», ибо Богомладенец находится на руках у Богоматери с правой стороны. Икона Заступницы человечества Царицы Небесной находилась в основной церкви. Однажды (это случилось во второй половине XVII века) по молитвам неких родителей перед иконой прозрел их слепорожденный малыш. О явленном иконой чуде тотчас узнали верующие Баварии и соседних с нею Венгрии и Чехии. К иконе в Регенсбург потянулись паломники. В 1694 г. икону перенесли в бывшую Якобскапеллу. Во времена секуляризации в 1810 г. икона попала в галерею дворца Шляйсхайм под Мюнхеном, откуда она позже была перенесена в Баварский Национальный музей Мюнхена. В 1862 г. епископ Игнатиус фон Сенестрей добился возвращения чудотворной иконы в Регенсбург, где она 27 апреля 1864 г. была торжественно установлена в приделе Старой капеллы, переименованном в Gnadenkapelle.

В воспоминание о том, что чудотворная икона когда-то находилась в основной церкви, был сделан с нее уменьшенный список, находящийся ныне на вершине правой колонны главного алтаря. Ценные христианские реликвии хранятся в музее-сокровищнице Домского собора, который является одним из лучших образцов немецкой готики в Германии и главным памятником готической архитектуры в Баварии. Собор занимает территорию Porta Praetoria (Северные ворота старого римского форта), выбранную в 739 г. св. Бонифацием под строительство резиденции епископов. Старый собор, построенный в VIII–IX вв., дважды горел дотла и дважды вновь восстанавливался в 1156 и 1172 гг.

Строительство готического собора, украшающего теперь город, началось в 1275 и завершено в 1684 г.; две 105-метровых ажурных башни были закончены в 1869 г.

В музее-сокровищнице Домского собора выставлены следующие экспонаты:

1.Переносной алтарь (ок.1180 г.), изготовленный в романском стиле в Кельне.
2.Реликварий в форме ларца  (14 век), находившийся ранее в алтаре.
3.Деревянный греческий крест-мощевик (XVIII в.), изготовленный на Cвятой Горе Афон специально для первого короля Греции Оттона I, в жилах которого текла баварская кровь. Мощей ныне в кресте-мощевике  нет.
4.Украшенный драгоценными камнями золотой крест короля Чехии (Богемии) Оттокара II (1233-1278).  В нем имеется частица Святого Креста. На  поверхности золотого креста  - аметисты, рубины, сапфиры и гранаты. Изготовлен  предположительно  между 1261–1278 гг. в Праге(?).
5.Крест-реликварий  ( ок.1250 г.) с частицей креста, на котором был распят апостол Андрей. Реликварий выполнен из серебра с позолотой, украшен кристаллами и филигранью.
6.Украшенный горным хрусталем переносной бронзовый крест, изготовленный в XII столетии в Швабии.
7.Реликварий в форме бабочки (ок.1310 г.). Изготовлен в Париже из серебра. На его поверхности – позолота и эмаль.
8.Pax-Tafel (пластина для поклонения и лобызания) с различными реликвиями.
9.Pax-Tafel (пластина для поклонения и лобызания) с частицей мощей католического святого Иогана Непомуцкого. Изготовлена предположительно в 1739 году в Праге.
10.Реликварий в форме ларца с золотым крестом. На нем  три овальных изображения Иисуса Христа, апостола Петра и апостола Павла.
11.Крест-реликварий из серебра с позолотой, украшенный горным хрусталем (2- половина 15 в.), основание его изготовлено в 19 веке.
12.Реликварий в форме руки. Неизвестно, чьи мощи  в нем находились.
13.Позолоченный реликварий в форме статуэтки  св. Себастьяна, выполненный в 1505 году регенсбургскими мастерами. В реликварии хранится часть мощей св. мученика Севастиана Медиоланского, Римского († ок. 287).
В витринах можно увидеть красиво расшитую фелонь (1050), гребень из слоновой кости (XI в.), ахатовую (или сардоликовую) плошку (XII в.), а также позолоченный «Кубок Вольфганга», изготовленный в Южной Германии в 1250–1260 гг. Выставлены и три венецианских серебряных флакона для масла (XIII в.).

В сокровищнице с середины XVII века хранились в золотом реликварии  фальсифицированные мощи (часть правой кисти без перста) святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского († 407). «Мощи» в 1652 г. подарены главой аббатства Ибург архиепископу-курфюрсту Вильгельму фон Вартенбергу. В том же году ценная реликвия оказалась в сокровищнице Домского собора. Впервые эти  мощи-фальсификат представили верующим для поклонения только в 2002 г. Эксперты сомневались в подлинности этих мощей. В Мюнхене, в "Камере реликвий" Музея Резиденции также имеются мощи (десница)святителя Иоанна Златоуста.
В настоящее время  (2021 г.) фальсифицированные мощи изъяты  из сокровищницы. Этот реликварий с «мощами» видели в ризнице мюнхенской греческой церкви Всех Святых, расположенной возле  Северного кладбища баварской столицы.

В боковом алтаре Св. Креста  (слева от входа) в расположенной перед главным входом  в Домский собор  Stiftskirche St. Johann  вмонтированы два горизонтальных  реликвария с мощами апостолов Петра (слева) и  Павла (справа). В этой же церкви хранится и другая ценная для католиков реликвия - ампула с кровью Римского папы Иоанна Павла II, причисленного к лику святых.

…Прощаясь с городом, еще раз приходишь к Дунаю, останавливаешься на вновь отреставрированном трехсотметровом Каменном мосту, называемом в народе «мостом между Западом и Востоком».  В Средние века мост  считался чудом инженерной мысли. Городские летописцы отмечают, что в течение восьми столетий Каменный мост был в Регенсбурге единственным мостом через Дунай.   Специалисты называют его  самым старым мостом из сохранившихся на территории Германии. Он стал образцом-моделью для многих других европейских мостов, в частности знаменитого Карлова моста в Праге.

Смотришь с моста на речную гладь Дуная, на отраженную в воде разноцветную панораму старой части города и ловишь себя на мысли, что, вероятно, придется еще раз приехать сюда, чтобы по весне  или летом увидеть «голубой Дунай» и более глубже познать историю и ощутить величие Регенсбурга, хранящего многие значимые для Баварии христианские святыни.

(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015;  с. 145 -155. Ныне текст дополнен новыми материалами - 2022 г.)


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий!
Очень интересный рассказ о прекрасных сокровищах, отражающих веру людей в Господа Бога. Люди и должны строить, делать кресты, алтари, писать иконы и многое другое для храмов. Религиозных конфессий много, но они не должны разъединять народы. В Библии говорится: Бог един. На самом деле, рознь есть и из-за различия конфессий. Что печально.
Хорошо, что во время Второй мировой войны не был разрушен древний Каменный мост, о котором Вы с такой нежностью рассказали.
Всего доброго!

Лариса Прошина-Бутенко   01.01.2022 21:51     Заявить о нарушении