Но кто ударит тебя в правую щеку твою... - 14

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Мф. 5:38-44)


   От удара в щеку... до убийства.../   От ордалий... до бретерства...

Самые ранние письменные свидетельства о существовании ордалий, так называемых
"судов божьих", в Европе относятся к Vl-Vll векам. Вера во вмешательство свыше
в дела людские, в том числе и в судебной сфере, была присуща европейцам вплоть
до XV-XVIII веков, когда начали отмирать средневековые порядки. Тогда и появилась
в Европе особая порода людей - профессиональные бойцы, которые научились
зарабатывать на болезненном стремлении аристократов проучить своих обидчиков.

Во Франции их называли бретёрами(от франц. brette - шпага), в Италии -
спадаченами (от итал. spadaccino - мечник) и брави (от итал. brave - смелый).

С XIII века "суды божьи" в Европе начали терять популярность из соображений, что принцип "кто сильнее, тот и прав" противоречил христианскому учению: в 1215 году католическая церковь запретила священникам благословлять участников судебных
поединков. К этому давлению присоединилась и власть. В 1231 году все виды
"божьего суда" запретил император священной Римской империи Фридрих I. Новые
правила внедрялись медленно, но уже в XVI веке судебные поединки стали очень
редки.
Знать воспринимала запреты, как покушение на традиции, на достоинство человека благородного происхождения, однако сопротивляться она не могла. Ибо к этому
времени в мирной жизни монархи всё больше опирались на купцов и банкиров,
юристов и чиновников. Да и на поле брани пули аркебуз и ядра пушек,
направляемых простолюдинами, обесценили рыцарскую отвагу и искусство
обращения с холодным оружием.

Так или иначе обесценились все понятия о рыцарском благородстве, все рыцарские
кодексы с такими, казалось бы, высокодуховными принципами, основанными на
понятии справедливости... Но справедливости вовсе не Божьей, ибо заповедь "не убий"
для всех тех благородных рыцарей не существовала, потому как вся жизнь их была
сплошные войны. Причём, как правило, войны завоевательные. Войны, якобы во
имя и во славу Бога: понятия Божьего Суда и Божьей Справедливости нещадно
эксплуатировались лукавым. Ибо не может быть никакой Божьей справедливости там,
где главным делом жизни провозглашается убийство.
 
И вот эти рыцарские доблести бесстрашных рыцарей меча и шпаги, всё их
благородство, основанное на сословном неравенстве, на былых воинских победах...
всё летит псу под хвост?! И что же? Гордиться и кичиться как будто бы стало и
нечем?

БЛАГОРОДСТВО(Ожегов).  1. См. благородный. 
2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность. / Проявить благородство
в чем-нибудь.  3. Дворянское происхождение (устар.).
БЛАГОРОДНЫЙ(Ожегов).  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и
открытый. /Благородный человек. Благородный поступок. Благородные цели.
Благородное дело. 
2. Исключительный по своим качествам, изяществу. /Благородная простота линий. Благородная красота. 
3. полн.ф. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.)/ Из
благородных (сущ.) кто-нибудь.
4. полн.ф. Употребляется в составе различных терминов для обозначения чем-нибудь выделяющихся разрядов, пород. /Благородные металлы (золото, серебро, платина).
Благородные газы (то же, что инертные газы). (...)

Даже в среде самой аристократии влияние старых родов слабело. За верную службу
монархи наделяли титулами представителей городских верхов, которые размывали благородное сословие и противостояли феодалам.
Так, во Франции путь из буржуа в дворяне мог лежать через собрание нотаблей:
кроме аристократов это были священники, высшие чиновники; мэры городов, - периодически создаваемые королём для обсуждения важных государственных вопросов.

Подчиниться решению королевского судьи, признать равенство со вчерашним
лавочником - это казалось для многих дворян немыслимо оскорбительным унижением.
Обостренное чувство собственной значимости и стремление аристократов сохранить своё влияние породили дуэли. 

Власть монарха и государства могли возвысить человека в обществе или лишить
свободы, наградить богатством или превратить в нищего бродягу. Но ЧЕСТЬ
находилась вне пределов их власти. Поэтому конфликты среди дворян нередко
решались ими самостоятельно при помощи шпаги и кинжала. Повод мог быть любым,
как серьёзным, так и мелочным: спор о политике, неудачная шутка, случайное столкновение, карточный долг, соперничество за женщину...

ЧЕСТЬ(В.И.Даль) - 1.  Внутреннее нравственное достоинство человека; доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. /Человек с честью, незапятнанной
чести.(...)
2.  Условное светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое./ Честь
моя этим обижена. (...)
3.  Высокое звание, сан, чин, должность./ И временщик он, да высоко стоит,
в чести.(...)
4.  Внешнее доказательство обличия; почёт, почесть, почтение, чествовать, изъявление уважения, признание чьего превосходства.  (...)

В начале XVI века дуэль как бы ненароком преобразилась в "бой в кустах" или "бой
по-звериному" - так называли эту драку в Неаполитанском королевстве, где она
впервые появилась. На вызов нужно было отвечать немедленно: без какой бы то ни
было подготовки, без доспехов, без лишних свидетелей. Драться следовало насмерть, имеющимся при себе оружием, обычно это были шпага и кинжал. Нередко случалось,
что участники поединков защищали чужую честь или чужие коммерческие интересы.
Подручные брави разбирались между собой за глав богатых городских кланов.

Новый тип поединка без рыцарского снаряжения и рыцарских условностей привёл к возникновению фехтовальных школ. Проникнув вместе с итальянскими тренерами и
наёмными солдатами во Францию, во второй половине XVI века дуэли превратились
в эпидемию.

Во времена расцвета поединков на шпагах секунданты были участниками схваток, и
с каждой стороны могли драться по десять-двадцать человек. Победитель в одной
паре бросался помогать своим компаньонам.
Власти пытались искоренить дуэли вообще. Но особое их негодование вызывало
ремесло профессиональных дуэлянтов.
Это те самые бретёры, которые научились зарабатывать лезвием своего клинка. Поофессиональными дуэлянтами становились безземельные и обедневшие дворяне, обделенные наследством младшие сыновья аристократов... Были и мошенники, не
имевшие права на ношение шпаги, и наёмные убийцы, купившие офицерский патент: армейские звания официально продавались.

Преподаватели боя на шпагах, постоянные секунданты, знатоки обычаев и дуэльного
кодекса - вся их жизнь вращалась вокруг "сражений чести".
Популярность дуэлей породила немалый бретёрский рынок: за двадцать лет правления Генриха IV в поединках погибли до десяти тысяч французских дворян - больше чем
на полях войн за тот же период (1589-1610гг).

1 сентября 1679г. во Франции вышел королевский Эдикт, запрещающий бретёрам
сражаться за незнакомцев. Ведь в секунданты нередко брали первоклассных бойцов,
чтобы спрятаться за их спинами.

Время бретёров в основном закончилось после наполеоновских войн. С приходом эпохи Просвещения изменились не только времена, но и нравы. В XVIII веке дуэль стала   менее кровавой и скорее превратилась в некий ритуал. Зато государственная власть
более жёстко стала защищать свою монополию на насилие.
И ремесло профессионального дуэлянта утратило смысл.

На территории же Российской империи даже в XIX веке не сложился ещё единый
дуэльный кодекс.
Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России при Петре I. Правда, на практике эти законы
не применялись, да и дуэли в России до конца XVIII века были явлением достаточно
редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при
Екатерине II, которая была вынуждена даже издать "Манифест о поединках", предусматривающий за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и
раны приравнивались к уголовному преступлению. Не приветствовал дуэлянтов и
Николай I, отправляя их служить на Кавказ, а при смертельном исходе их лишали офицерского чина.

В России традиционно более популярны были поединки на пистолетах. Отчасти это
связано с относительной неразвитостью фехтовального дела по сравнению с Европой.
В послепетровской России шпага была принадлежностью мундира. Штатские надевали
мундир не так часто, а с фраком шпага не носилась. В некоторых ситуациях пара
дуэльных пистолетов для штатского, а тем более нигде не служившего, были таким
же символом чести, как и шпага для офицера.

К тому же стрелковое мастерство на дуэли имело значительно меньшее значение, чем мастерство фехтовальное. Драться на пистолетах мог практически любой дворянин.
Пистолеты уравнивали соперников в возрасте, физическом развитии, степени
тренированности. На первое место выступали случай и психологическая уравновешенность дуэлянта, не считая, как они полагали, промысла Божия.

Что касается бретёрства, если в Европе оно практически закончилось после наполеоновских войн, то в России как раз после Отечественной войны с Наполеоном 1812 года
настало время популярности отчаянных любителей дуэлей. Их тоже называли бретёрами,
хотя они не получали за убийства деньги. Как правило, это были герои,
прославившиеся своим бесстрашием на полях сражений с врагом. И в мирной жизни отчаянные головы, слывшие забияками и не знавшие удержу в стремлении учинять смертельные поединки, увлеклись дуэлями. Но это было не столько ремесло, как в
Европе, а скорее хобби.


Рецензии
Спасибо за публикации и обстоятельный анализ строк из Нового завета.
С новым годом. Здоровья Вам и творческих успехов.
С уважением,

Галина Шевцова   02.01.2022 08:59     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое! Да хранит Вас Господь! Здоровья Вам и успехов во всём, в творчестве в том числе!

Кузьмена-Яновская   02.01.2022 14:15   Заявить о нарушении