Реклама от пифии

Реклама от пифии

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:16-18).
Эта история произошла в Филиппах, столице римской провинции Македония. Апостол Павел со своими спутниками «прорубил окно в Европу» - Господь впервые направил его благовествовать на европейском континенте. И, казалось бы, такая удача: у Божьих служителей появилась неожиданная помощница, говорившая верные слова, только Павел почему-то не обрадовался, а вознегодовал. Может быть, он проявил излишнюю раздражительность? Ни в коем случае! Гнев апостола совершенно справедлив.
Для Господа важны не только верные слова, но и следующие факторы: 1) кто их говорит; 2) каким тоном он  произносит правильные речи; 3) с какой целью он это делает.
Ответ на первый же вопрос - «кто?» - снимает с Павла любые обвинения. В греческом оригинале служанка одержима духом Пифона (Питона). Согласно древнему мифу в городе Дельфы Аполлон победил огромного дракона Пифона. Там построили храм в его честь, и считалось, что главная жрица этого храма, которую ещё называли дельфийским оракулом, за соответствующую мзду предсказывала будущее. Об её способностях можно судить по одной трагикомической истории.
В 6 веке до Р. Х. правитель Лидии Крез вывел войска против персидского царя Кира. Две армии разделяла река Галис. Крез был богатейшим человеком своего времени. Он обратился за помощью к дельфийскому оракулу и получил ответ: «Если ты перейдешь реку, то погубишь великое царство». Крез перешёл реку и потерпел жестокое поражение. Ответ жрицы был верным в любом случае, так что она ничем не рисковала, а властитель Лидии из-за собственной глупости потерял царство.
Нынешние гадатели и лжепророки также любят загадочными и малопонятными фразами привлекать клиентов или очаровывать доверчивых прихожан. Во время Апостолов лжепророчиц называли пифиями, думая, что ими руководит провидческий дух Пифона. Так что наша служанка была во власти демона, и Павел не мог допустить, чтобы она рекламировала учеников Христовых. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10:21).
Второй вопрос: как пифия произносила слова о Господе? Апостол Павел со спутниками спокойно направлялся в молитвенный дом, а служанка следовала за ними и кричала. Она самовольно исполняла роль эдакого непрошенного глашатая. Павел пришёл в Филиппы, чтобы создать церковь. Уже появились первые плоды благовестия – семья торговки багряницей Лидии, а тут орущая пифия создаёт совершенно ненужную рекламу. Как-то я принимал участие в  концерте в иерусалимской гостинице для группы англоязычных туристов. Руководитель группы сразу признался, что это его жена-христианка просила устроить наш концерт, а сам он не любит Христа. И вдруг после выступления он вышел на сцену и закричал: «Вы слышали этих евреев, верующих в Иешуа? А теперь покайтесь! Немедленно покайтесь!» Сами понимаете, как он испортил все наши старания.
Бывает, что люди говорят правильные слова, но таким тоном, что лучше бы они их не произносили. Характерный пример – жена праведника Иова. Она сказала глубоко страдающему мужу в буквальном переводе с иврита: «Благослови Бога и умри» (Иов 2:9). Глагол «леварех» означает «благословлять». Отсюда «браха» - «благословение».  Тогда почему же Иов отвечает жене: «ты говоришь как одна из безумных»? Потому что она произнесла эти слова саркастически, перевернув их смысл с ног на голову. Филиппийская служанка искажала смысл правильных слов своими действиями. Она кричала «сии человеки - рабы Бога Всевышнего», обращая внимание на себя, а не на Господа. Хозяевам это было выгодно: источник их дохода ходит и голосит по городским улицам, она у всех на виду и на слуху, а значит, больше людей будут к ней обращаться, пополняя их карман.
Тем самым, мы отвечаем на третий вопрос: с какой целью произносились эти слова? С сатанинской, чтобы разрушить Благую весть. Иоанн Златоуст написал: «Потому демон и решил возвещать о делах Павла, чтобы устроить свои дела; снисходительностью Павла он бы воспользовался для погибели других». Иными словами, если бы апостол вовремя не остановил столь непрошенную рекламу, последствия могли быть непредсказуемы. Римские власти были вправе посчитать, что апостол и его спутники призывают к бунту против кесаря, которого они почитали главным богом. Для греческого населения Филипп всевышним богом являлся Зевс. Они бы решили, что пришельцы собираются строить новый храм в честь их божества. Евреи могли ошибочно подумать, что речь идёт о создании новой синагоги.
Поэтому Павел, изгоняя демона, ставит точку над «i». Он провозглашает: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». Служанка своим криком наверняка собрала толпу людей, и апостол при всех называет имя Господа: Иисус Христос! Пусть все знают, Кого он проповедует и чьим Именем изгоняет бесов. При этом важно отметить, каким терпением обладал служитель Божий. Он изгнал демона только по прошествии многих дней. Вероятно, он надеялся, что девушка успокоится, примет Спасителя сердцем своим, и дух Питона оставит её, уступив место Святому Духу. Увы, этого не произошло, только что созданной церкви грозила серьёзная опасность, и Павел принял единственно верное решение. Хозяева пифии потерпели тяжёлый урон и, как всякие стяжатели, решили отомстить.
«Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деяния 16:19-23).
Когда служанка рекламировала Павла и его спутников, хозяева держали рот на замке, так как с ростом её популярности росли их доходы. Зато теперь уж они высказывают все свои обиды. Кто всегда и во всём виноват? Конечно же, евреи. Об этом на редкость точно написал израильский поэт Игорь Губерман:
За всё на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
Вот и собственники пифии начинают обвинение со слов «сии люди, будучи Иудеями…». Или другой пример. Жена Потифара, потеряв надежду соблазнить Иосифа, жалуется мужу: «Раб Еврей, которого ты привёл к нам, приходил ко мне ругаться надо мною» (Бытие 39:17).
Между прочим, Павел и Сила не просто Иудеи, они также и Римляне, римские граждане. Почему они не отвечают на обвинения и молчат о таком важном факте? Ведь их тогда всего лишь попросили бы покинуть город, как это случилось позже. Получается, они сознательно пошли на избиение палками и заключение в темницу. Зачем? Дело в том, что апостолы ведомы Святым Духом. Они знают, что ещё не завершили свою миссию в Филиппах. Только после заточения, когда уверовали тюремный страж и его семья, они признались в римском подданстве, приняли извинения властей и  оставили город. Результатом их служения стало создание церкви в Филиппах. Так Павел и Сила «прорубили окно в Европу».
На пути служителей Христовых есть немало препятствий, и всякий раз Господь помогает преодолеть ту или иную преграду. Важно проявлять терпение и решительность, как у апостола Павла и других героев веры. А реклама от пифии и ей подобных нам не нужна.

Леонид Банчик


Рецензии