Субботник на заводе зил

СУББОТНИК НА ЗАВОДЕ ЗиЛ.

 
Автомобильный завод ЗиЛ - это автоград в стольном граде. Огромная территория, множество производственных корпусов, площадка отгрузки готовой продукции. И свой маршрутный пассажирский транспорт на территории. Все это впечатляет своим гигантизмом.
В начале 80-х был я слушателем военной академии им. Дзержинского.
В одну из суббот, после занятий, на нашем курсе  было объявлено построение. На этом построении объявили, что все слушатели  3-го курса нашего второго факультета привлекаются к субботнику на знаменитом заводе ЗиЛ. Субботник так субботник, хоть как то разнообразил жизнь нашу. Одно нас расстраивало – остались мы без обеда. Да ладно, на службе такое частенько случается. Нам и раньше приходилось так субботничать на одной из плодо - овощных баз столицы. А тут работа предстоящая была более квалифицированная.  Рядом с академией, на Китайском проезде уже стояли в ожидании заводские автобусы. Поехали как туристы, только гида с нами не было. Ехали да столицу разглядывали. Мы, хоть и каждый день в академию ездили, а Москву то толком и не видели. В метро, кроме тоннелей да станционных перронов ничего и не было.
Довезли нас до ворот. На проходной нас уже ждали представители кузовного цеха, где нам предстояло поработать на сборке грузовиков ЗиЛ.  Пятьдесят офицеров через проходную быстренько прошли. Внутри завода была целая сеть пассажирского транспорта. В каждый цех ходил свой автобус. Все мы в один автобус не вместились. Поэтому и к месту работ попали не сразу. Цех оказался на предпоследнем этаже заводского корпуса. Поднимались туда на грузовом лифте.
Дежурный мастер цеха провел краткий инструктаж и распределил нас по рабочим местам. Нашему учебному отделению местом работ выпало в начале конвейера. Командир отделения и секретарь оказались самыми высокими, и предстояло им навешивать капоты. Был у нас и более высокий  офицер Блинов Игорь, да на тот момент он находился в наряде дежурным по факультету. Конвейерная цепь спускалась с верхнего этажа. Оттуда и поступали остекленные  кабины грузовика ЗиЛ. А все остальное предстояло устанавливать  участникам субботника да изредка встречающимся персоналом. Постоянных работников в цехе было немного. Главным образом здесь работали курсанты автошкол из различных городов и весей нашей Родины. Как раз одни уехали, а другие еще были в дороге к заводу. Вот нами и заткнули образовавшуюся брешь в производстве грузовиков.
А заканчивалась в глубине цеха там, где укомплектованную кабину ставили на шасси.
Заняли мы свое рабочее место в начале цепочки. Командир отделения капитан Парамонов Виктор Иванович и я – секретарь парторганизацию Свои примером должны были воодушевлять новоиспеченных сборщиков к ударному трудовому подвигу. На нашем участке стояли в несколько рядов разноцветные капоты, ящик с гайками и ящик с шайбами. Наша задача была невесить капот на капотную подвеску и закрепить его гайками. По готовности к работам личного состава запустили конвейер. Увидев, спускающуюся кабину подбирали капот по цвету, устанавливали его в верхнем положении на подвеску и быстро-быстро наживляли гайки по четыре штуки с каждой стороны. На спускающихся кабинах висели таблички с разными буквами: «С»-северный вариант, «А» - армия, «К» - колхоз, народное хозяйство. С пристальным вниманием работали  с первыми двумя. И спустя рукава - с третьей категорией. Изредка попадали гайки с браком – без резьбы. Чертыхнувшись, бросали их на пол. Каждые полчаса появлялась уборщица, сметала эти гайки в совок и… кидала их в ящик к остальным гайкам. На наши протесты не реагировала, заявляю, что имеет инструкцию от начальства о месте гаек на производстве. Таким образом, концентрация бракованных гаек в ящике возрастала, и темп сборки замедлялся.
Производственным процессом конвейера руководила ЭВМ М-6000, стоявшая  в отдельной остекленной изотермической кабине в цехе. В кабине той поддерживался строгий температурно-влажностный режим. Был там и дежурный электромеханик – программист. Увидев на подвеске конвейерной датчик, сообразили, что это датчик перегрузки. Проверили свое умозаключение, повиснув на кабине. Конвейер встал. Минут через десять, действиями дежурного специалиста, конвейер вновь заработал. Нашли мы на него управу. Притомившись, останавливали, и маленькая передышка восстанавливала наш тонус. Так мы и проработали до восьми часов вечера. Обычно, на субботниках, мы так и работали. Потом собирались и ехали по домам. Так и на этот раз, дождавшись перерыва, собрались все и попросили дежурного мастера доставить нас к проходной. Мастер очень удивился нашим намерениям, заявив, что на заводе так не работают и нужно доработать до конца смены. Мы же, в свою очередь заявили, что с утра ничего не ели, и кроме того нам ехать по домам нужно было на другой конец города, а общественный транспорт под нас подстраиваться не будет, а на такси ехать не можем по финансовым соображениям.
«Проблемы ваши сейчас решим» - пообещал мастер и отправился решать. А мы остались ждать. Конвейер не работал, так как остальные участники производственного процесса обедали. Вскоре пришел мастер и сообщил нам, что нас всех накормят за счет завода обедом, а после смены на двух вместительных автобусах доставят в Серебряный Бор, где большинство слушателей проживали.
Столовая заводская нас поразила своими масштабами и организацией. На мармитах стояли подносы с комплексными обедами. Специальные подносы из пластика имели алюминиевые вставки, на которых и размещались тарелки с горячим содержимым. То, что подавалось не подогретым, находилось на пластике. Замечательный обед был. Сытный и вкусный.
После обеда заработали на полную силу, и уже конвейер не останавливался. Кабины, одна за другой, уходили в цех. Останавливаясь на рабочих местах на определенное время. На одном рабочем месте в кабину клали узел рулевого управления, на другом закрепляли. Примечательно, что весь крепеж был одинаковым. Далее, по цепочке, моментными  пневмоключами все наживленные болты и гайки затягивались. В конце линии укомплектованная кабина свой вариант ходовой части и отправлялась уже по другому конвейеру на дальнейшую сборку. После приемки автомобиля контролерами машины на грузовом лифте опускались на нижние этажи, откуда отправлялись на обкатку.
В 24.00 конвейер остановился. И нас, как и обещали, на заводских автобусах отправили по домам. Некоторые слушатели жили в других районах города, и их высаживали на ближайших станциях метро. А всех остальных везли в Серебряный Бор, где компактно проживали мы на двух улицах – генерала Глаголева и Живописной.  Примечательно, что большинство улиц в том районе были с погонами: Маршалов Жукова, Тухачевского, генералов Берзарина и Карбышева, Народного Ополчения и других военачальников.
 Ехали мы по ночной Москве и любовались столицей. Многие из нас впервые видели ночную панораму столицы.  Дома встречали нас обеспокоенные жены. Они же не знали, куда мы все пропали в тот вечер. Сообщить им мы никак не могли. Телефонов квартирных  в военных домах не было. Очень терпеливые офицерские жены. Низкий им поклон.
А за наш ударный труд на субботниках город выделял ежегодно по паре-тройке служебных квартир нашей академии  в разных районах. Вот те, кого высаживали на ближайших станциях метро и жили в таких квартирах, заработанных слушателями ранних выпусков.

 
Глядя на фотографии останков  автогиганта понимаешь, что это с нашего молчаливого согласия  либераст- дерьмократы -отщепенцы КПСС (ельцинская п….братия) в угоду вашингтонскому обкому  развалили и распродали нашу великую страну, а попросту превратила все в базар, где все продается и ум, и честь, и совесть. Самодостаточная страна превращена в сырьевой придаток.
Москва  1982 г.                ЗАТО Звездный 2021 г.


Рецензии