Прокофьев секрет исчезнувших дневников

«И на Западе, и в России, прокофьевскую оперу традиционно рассматривают под углом ее политически окрашенного сюжета, автоматически предполагая, что великий композитор продал душу Сталину, чтобы спасти себя от репрессий» ("Файнэншл Таймс").

В 1914 году в Петербурге кубинский консул Рауль Хосе Капабланка давал сеанс одновременной игры в шахматы. Сергей Прокофьев проиграл. Первый приз на этом турнире получил знаменитый шахматист и доктор математики Ласкер. На банкете после турнира, отдавая дань шахматному таланту Прокофьева, все поздравляли его с окончанием консерватории. «Я не знаю, как Вы играете на рояле, - сказал тогда Ласкер,- но мне приятно, что премию композитора Рубинштейна получил шахматист».

Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии, где его отец, агроном по специальности, почти в течение тридцати лет управлял обширным степным имением. Будущий композитор очень рано проявил признаки музыкальности и уже в возрасте пяти с половиной лет сочинил «Индийский галоп». В шесть лет он уже сам записал свою музыку - несколько коротких пьес для фортепиано в две и в четыре руки. В восьмилетнем возрасте, под впечатлением «Князя Игоря», «Фауста» и «Спящей красавицы», слышанных им во время поездки в Москву, он сочинил оперу «Великан» на собственный сюжет, разученную и исполненную самим автором и его двоюродными братьями.

Будучи на гастролях в Париже он получил такое уведомление из РСФСР: "Дорогой Сергей Сергеевич, к сожалению, мы должны уведомить вас о том, что ваш баул утерян". Русский композитор Прокофьев прочитал это письмо 16 декабря 1922 года и отказался возвращаться домой.

Оригинал партитуры его сложнейшего Второго концерта для фортепьяно, многочисленные произведения ранних лет, письма к отцу, фотографии, воспоминания о его любимых шахматных турнирах: все это было «утеряно». Но, самое главное, пропали и дневники, которые он писал с 1906 года.

"Что меня больше всего расстраивает, – писал он из Соединенных Штатов, куда он перебрался, – так это пропажа дневников. Это настоящая трагедия, потому что в них было много интересного". Это была его последняя зима в Петербурге, и на страницах дневника он плотным мелким каллиграфическим почерком писал о профессиональных неудачах, о любовных историях, о перепалках с чиновниками.

В середине 1930-х Сергей Прокофьев окончательно возвратился из эмиграции, в которой он провел 16 лет. Композитор искренне верил, что делает правильный выбор. Прокофьев страдал на чужбине и не раз говорил, что может по-настоящему писать музыку только "дома".

Вернувшись, он пережил новый удивительный творческий подъем. Первая же его работа - балет "Ромео и Джульетта" - как нельзя лучше отражает настроения, которые переживал в ту пору композитор.
 
Момент его переезда в СССР совпал с активизацией репрессий. Были арестованы многие деятели искусства, сотрудничавшие с Прокофьевым, в том числе его близкий друг Всеволод Мейерхольд. Позднее была арестована и его жена - Лина. "Пташка", так Прокофьев называл свою жену, попала в клетку в качестве заложницы.
 
Не обошла стороной композитора и кампания по борьбе с формализмом. По Москве ходили шутки - "нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете".

Намеки на благосклонность со стороны властей почувствовались лишь к середине 1940-х. В этот период Прокофьев удостоился шести Сталинских премий за четыре года. "Важно было растопить лед, кажется, он тронулся", - писал Прокофьеву его друг композитор Николай Мясковский.
 
Однако потепление длилось недолго. В 1948 году Прокофьев вновь был причислен к "антинародному формалистическому направлению". В опалу попала опера "Война и мир".

Британская фирма грамзаписи Chandos, переиздала старую - более чем 40-летней давности - запись практически забытой оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Британская музыкальная критика считает вновь обнаруженную оперу забытым шедевром великого композитора. Написанная  в 1948 году еще при Сталине опера вспоминалась разве что как источник насмешек и анекдотов: "Ползет...шишку съест, опять ползет".
В наше время по разным причинам - искусство соцреализма постепенно реабилитируется. Достаточно вспомнить огромные ретроспективные выставки, огромную популярность советской киноклассики, да и безумный успех телепрограмм "Старые песни о главном". Классическая же музыка той поры, даже музыка признанных во всем мире композиторов, долгие годы оставалась в забвении.
 
Несколько лет назад Валерий Гергиев на сцене Мариинского театра впервые после огромного перерыва поставил оперу Прокофьева "Семен Котко". Критики очень высоко оценили прокофьевскую оперу о начисто теперь забытом герое гражданской войны.
И хотя Алексея Маресьева и повесть Бориса Полевого в России помнят все же намного больше, чем Семена Котко, основанной на этом сюжете опере Прокофьева повезло гораздо меньше - ни спектаклей, ни записей не было уже много десятилетий. Тот же Гергиев, правда, вспомнил об опере и в июне нынешнего года после многолетнего перерыва вернул ее к жизни на сцене возглавляемой им Мариинки, хоть и в концертном исполнении.
 
Британская фирма Chandos, вознамерившаяся выпустить забытый опус, вынуждена была обратиться к записи, сделанной артистами Большого театра свыше 40 лет назад - еще в 1960 году. Ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России она с тех пор не издавалась, и единственную существовавшую до переиздания Chandos версию на старых пластинках "Мелодии" давно уже отыскать практически невозможно.

Не склонная ни к ностальгическим сантиментам, ни к симпатии к советской идеологии, "Файнэншл таймс" считает вновь опубликованную запись безусловным шедевром. И на Западе, и в России, пишет газета, прокофьевскую оперу традиционно рассматривают под углом ее политически окрашенного сюжета, автоматически предполагая, что великий композитор продал душу Сталину, чтобы спасти себя от репрессий. Кстати, по зловещей иронии судьбы, Сергей Прокофьев умер в один день cо Сталиным 5 марта 1953 года и смерть великого композитора осталась, по сути, никем незамеченной.
 
На самом деле, напоминает музыкальный критик "Файнэншл таймс", слушая сегодня баховские кантаты, мы мало задумываемся об их религиозном содержании. Музыка выходит за границы слов и выражает глубокую человечность. Точно так же через полвека мы сможем слушать "Повесть о настоящем человеке" - как высокое и глубокое проявление человеческих чувств.

В 2003 году, как известно, осуществлена постановка оперы Прокофьева «Петя и волк». В записи этой музыкальной сказки приняли участие Михаил Горбачев и Билл Клинтон. Проект организован по инициативе Российского национального оркестра и обладателя премии Грэмми дирижера Кента Нагано. "Мы выбрали бывших политиков, обладающих большим талантом рассказчиков", - заявил Нагано.
 
Помогать рассказывать эту сказку, которую многие годы учителя использовали для обучения детей умению различать музыкальные инструменты, будет французская актриса Софи Лорен. "Мы думаем, что было бы интересно увидеть эту историю глазами волка. Он живет в лесу, но лес исчезает, и это приводит его в отчаяние", - говорит Нагано. Михаил Горбачев особенно доволен тем, что постановка затрагивает тему охраны окружающей среды. Деньги, полученные от продажи дисков с записью, он направит на развитие Зеленого креста - природоохранной организации, которую сам создал в 1993 году. Клинтон передаст свою выручку в Международный фонд борьбы со СПИДом, чей попечительский совет он возглавляет.
 
***

Однако дневники Прокофьева не были потеряны. Они были найдены коммунистическим режимом после смерти композитора и хранились в секретном государственном архиве до тех пор, пока сын Святослав и внук Сергей не попросили разрешения перепечатать их.
Трехтомник так и называется - "Сергей Прокофьев. Дневник (1907 -1933)". Paris, sprkfv, 2002, 812 с., 892 с., 61 с.

Первый том (1907-1918) рассказывает о юности Прокофьева, его учении в Санкт- Петербургской консерватории, о путешествии в США через Сибирь и Японию.
Второй (1919 -1933) - о первых шагах композитора на Западе, концертах в Америке и Европе, о работе вместе с Дягилевым в Париже и о семейной жизни во Франции. Третий том посвящен редким, не публиковавшимся ранее фотографиям из семейного архива.

В предисловии к изданию Святослав Прокофьев, занимавшийся изданием книги, пишет: "Мой отец широко известен благодаря своим симфониям, операм, балетам, сонатам и концертам. Известна также его переписка со многими выдающимися деятелями 20 века. Но другая часть его гения до сих пор остается в тени - он был также тонким, наблюдательным и ироничным писателем с прекрасным чувством юмора. Он продолжал писать дневники и короткие рассказы в течение многих лет. Первые строки дневника написаны в 16 лет, но, однажды найдя свой знаменитый "прокофьевский" стиль, он сохраняет его до последней страницы".
 
Дневник раскрывает вкусы и интересы композитора. К примеру, Прокофьев отлично играл в шахматы. Он играл и дружил с самим Капабланкой. Другой его страстью была философия. Он часто обсуждал работы Шопенгауэра и Канта со своим другом Максом Шмидтовым. Сергей Прокофьев, имевший явную склонность к писательству, вел дневник почти ежедневно на протяжении двадцати с лишним лет.

Дневник, помимо размышлений, воспоминаний и дорожных впечатлений гениального композитора, даёт ответ (?) на вопрос: почему же все-таки композитор решил вернуться в СССР тогда, в опасном 1936 году.


Рецензии