Улетела, как голубка

   Зинаида Ивановна.Так величали в Морках, а я с детства привыкла называть   тетя Зина. По рассказам  моих родителей, перед путешествием на Кавказ меня с сестренкой  Ларисой  оставили в деревне Малый Кулеял. Почему-то папа доверял своих детей старшей сестре Магдалине. Дочери Магдалины Зина и Люда занимались малышами. Тогда мне было три годика, а Ларисе полтора года. По рассказам Зины, больше времени  любила проводить  со мной, а сестренкой занималась одиннадцатилетняя Люда.
   Зинаида Ивановна родилась в семье колхозников 4 января 1947 года. Отец, Иван  Яковлевич Минов, работал в колхозе «Родина» бухгалтер- счетоводом, а мать, Магдалина Ивановна, родная старшая сестра моего отца Аркадия Букетова  - колхозница. Помню  ее родителей, и мы каждое лето  любили  приезжать в гости. Помню, тетя Магдалина ,я называла  Малюй кокай, всегда с радостью принимала у себя дома. Они жили не богато, но на столе всегда стояла банка свежего парного молока. Тетя утречком пекла в  деревенской печке   блины. Нальет в  большую  медную кружку  парного молока, а аромат свежеиспеченных блинов  доносился по всему  дому. Любили мы очень тетю Малюй.
  В многодетной семье росли  три мальчугана - Виталий, Рудик, Валерий и  три девочки - Зоя, Людмила и  Зина. Были еще тройняшки Лида, Люда, Соня, рожденные в трудные послевоенные годы, но судьбе угодно было им не выжить.
   Зинаида, или по-гречески «божественная дочь»,  была по старшинству второй, поэтому все тяготы  судьбы ей доставались. От природы она была  наделена силой к преодолению трудностей, трудолюбием. В жизни так и случилось.  С детства ей были даны старательность, упорство и требовательность. Она любыми путями достигала результата.
   По рассказам Зинаиды, многодетная семья жила бедно. Молодой девушке  и  хорошо одеваться хотелось. Окончив школу, уезжает в Волгоградскую область к тете Раисии, сестренке мамы. Приехав, тетя  с порога ей заявила: «Кормить не могу, устраивайся на работу». Поработав в  колхозе, приоделась, накопила денег  и обратно вернулась на родину. Поступила в педучилище. В это  же время знакомится с будущим супругом Иваном Лобановым из Сернурского района, который был на десять лет старше. Надев на руки молодой девчонке   золотые часы, она согласилась на замужество. Семья переезжает в село Корткерос в  далекую республику Коми. В 1968 году появляется дочь Елена, а через пять лет сын Александр. Супруг – архитектор-строитель, а Зинаида Ивановна учит ребятишек в школе и заочно учится в пединституте на математика. В школе  ученики ей дали прозвище «Зил». Как она любила рассказывать: «В дневнике учеников, поставив отметки, ставила подпись «ЗИЛ»  большими буквами. А мне даже нравилось. В жизни я все трудности  преодолевала трудолюбием, как мощная машина  «Зил».
  В середине восьмидесятых семья перебирается в Морки. Устроившись воспитательницей в СПТУ, вскоре получает семья квартиру. Но не всегда же работать воспитателем! Ее стремление работать в школе было выше сил. Как Зинаида любила повторять: «Мне нравится ответственная и сложная работа». Так она до пенсии работает завучем  и  продолжает обучать детей и в Моркинской средней школе №1.
  Какой я запомнила Зинаиду Ивановну? Умной, сильной духом, требовательной. Хотя и была иногда импульсивной, но умела острые грани  вовремя закруглять. Могла и поскандалить, выражая свое  тонкое чувство и доверяя интуиции. Любую информацию воспринимала, как пища к размышлению, анализу. Может и не всегда приходила к правильному выводу, но приходилось соглашаться.
   В последние годы обеих интересовала одна тематика. Это сохранить  наследие о нашем роде Этегена. Она гордилась нашим родом. При  этом она летала, как  будто крылья ее расправлялись.
  В последний приезд 9 января 2020 года  Зинаида Ивановна показала все вырезки  из газет, фотографии, делились  новой информацией. Была рада тому, что  мной выпущена книга «Помни своих». В то время намечалась к выпуску вторая книга  «Помни своих, и не только…» и ждала  продолжения третьей книги. В тот день я долго уговаривала написать историю  ее  трудной жизни, но она ответила: «Ирочка, я сама хочу написать подробно  о радостях и горестях моей жизни». Успела ли написать? Мне неизвестно.
  Зинаида Ивановна умерла в Москве 15 июля 2021 года. В этот день голубка подсела, постучалась в мое окошко и улетела. Из головы не выходила мысль: кто-то должен уйти?! Как будто со мной хотела поговорить!.. Еще при жизни    мечтала быть похороненной на родине, где покоятся ее родители и род Этегена. Так и есть. В наших сердцах останешься навсегда.


Рецензии