6. От Эдема до Инкубатора

   6. ОТ ЭДЕМА ДО ИНКУБАТОРА


   Среди опасностей немирной, недоброжелательной и голодной жизни возникла Мечта:
   «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…
   И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
   «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
   И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
   А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь».

   Неудивительно требование блаженного неведения Добра и Зла: вероятно, только в состоянии этого неведения можно пребывать в Раю. Отведав плоды с дерева познания Добра и Зла, человек лишился Рая: возрастающие до гипертрофированности желания начали превышать его возможности, а утоление таких желаний – тяжёлый труд.

   При всём высокомерном эгоцентризме, в сущности, человек решал те же задачи, что и его старшие братья, населившие Землю до него - в мире животных: прожить день сегодняшний.
   Но человек стремился в Эдем.
   Всё развитие цивилизации было направлено на увеличение комфорта человеческого существования.
   По прошествии тысячелетий, кое-где материальный комфорт был достигнут.

   Буколический Эдем не получился. Другими были строители. Другими были их цели.
   Поэтому был построен Инкубатор.

   Социум приобретает черты Инкубатора, когда бОльшая часть населения переселяется в города и получает готовую пищу с конвейера.   
   Инкубатор осуществил требование римских клиентов: «Хлеба и зрелищ!»
   Люди выполняют работу, преимущественно, по обслуживанию этого пищевого конвейера, не испытывая потребности становиться кем-то иным, чем они есть сейчас. Меняются только «хлеб и зрелища».

   Незаметно клиенты стали цыплятами этого Инкубатора, главная ценность которых – возможность употребить их в пищу. Может быть – не буквально. Но духовная ценность этих «цыплят» не просматривается: они нужны только для существования Инкубатора. Не зря же их там кормят.

   Культура Инкубатора замыкается в себе. И начинает подчиняться деградационным законам вида, переставшего быть открытой системой.

   Но не все в Инкубаторе - цыплята. Появляются «мутанты».
   Без хлеба они не обходятся, но зрелищем для них становится весь мир, в котором они живут. Этот мир - вокруг них и в них самих. Эти люди жадно вглядываются в него. Стены Инкубатора исчезают под их пристальными взглядами, и открывается мир, бОльший всего созданного желаниями, мыслью и руками человека.   
   При всей беспомощности мудреца в обществе, не видящем его мудрости, эти люди пытаются не подчиняться законам Инкубатора, стремятся жить в другой культуре, выходящей за пределы замкнувшегося круга потребительских ценностей культуры Инкубатора.

   Человек – это дальний твой, это ближний твой, это ты сам.
   Человек – это главная ценность в понятном ему мире.
   Человек и его судьба не могут быть объектами потребления.

   Мир, в котором живёт человек – тоже не объект потребления, но – среда его развития. Если этот мир – Инкубатор, развития человека уже не будет: стены Инкубатора замкнуты. Для развития нужен Эдем: мир, в котором заботы о хлебе насущном и удовлетворение вымышленных потребностей не отнимают все жизненные силы человека, а что-то остаётся ему на осознание себя, на возможность прожить жизнь самим собой и на осуществление стремления подняться выше себя сегодняшнего и расширить своё понимание мира.
 
   Необходимо выходить из Инкубатора в Эдем. Но Эдема нет на Земле. Не следует надеяться, что Господь опять сделает эту работу за вас: человек стал взрослым. Эдем придётся насадить самим. Так возникает потребность изменения привычного социума.

   Инкубатор сам не превратится в Эдем. История человечества последних восьми тысяч лет показала, что Инкубатор способен эволюционировать только в направлении повышения уровня потребления.

   И революционное разрушение Инкубатора не превратит его в Эдем.
   Клиенты-цыплята будут бродить по развалинам Инкубатора, не мысля себе жизни вне его. Их можно принудить строить Эдем. Но Эдем, построенный рабами, ни для кого не станет Раем.
   Да и не будет никакого Эдема, потому что, если внутри большинства из нас остаётся Инкубатор, то только его мы и способны построить заново.
   «Царствие Божие - внутри нас».
   Эти слова можно трактовать по-разному. И трактуют.
   Но люди с таким мироощущением способны «насадить Эдем», но для этого они должны образовать новый социум.
   Отшельники в затворах не ставили целью создание социумов – «спасались» индивидуально.
   Монастырские общины не могли образовать новых социумов из-за принадлежности к церквям, являвшимся институтами уже существующих  социумов.
 
   Новый социум видится переходом от социальной сегрегации к социальной сепарации.
   Сегрегация подразумевает подчинение одной части общества другой.
   Сепарация допускает свободное развитие каждого слоя общества без какого-либо подчинения, и их свободное взаимодействие между собой в силу взаимной необходимости.
   При этом, предполагается, что в таком обществе нет почвы для возникновения агрессивно-паразитических слоёв, и они не могут сформироваться, так как никому не нужны.

   Сепарированное общество является естественным состоянием человечества: люди всегда были разными.
   Любое сегодняшнее общество является сепарированным: «у каждого человека – своя компания».
   Но сегодняшнее (и «вчерашнее») общество является, при этом, сегрегированным, потому что один из его слоёв стремится подчинить своему пониманию и, в конечном счёте – своим интересам, существование остальных слоёв общества.   
   Главным источником противоречий является инертный человеческий эгоизм, с развитием общества ставший социальным.

   Это явление связано с архаическим представлением о том, что безопасности и благополучия можно достигнуть только сконцентрировав в своих руках власть и богатство. К этому стремятся люди, оказавшиеся в привилегированном положении.
   Поэтому социальное напряжение не спадает тысячелетия. Не одна цивилизация рухнула из-за этого напряжения.
   Одно это указывает на то, что в человеческом обществе конкуренция должна быть вытеснена сотрудничеством.
   Общества социального эгоизма не могут иметь будущего.


Рецензии
***«Царствие Божие - внутри нас».
Эти слова можно трактовать по-разному. И трактуют.***
Я трактую так: "царство" (верховенство) справедливости внутри нас. И эта трактовка совпадает с учением Христа, которое по сути является атеистическим и научным учением, завуалированным под религиозное откровение.

Сергей Ручкин   15.03.2023 19:16     Заявить о нарушении
Полагаю, что "Царствие Божие..." - это положительные потенциальные способности человека. Справедливость - одна из них. Если к ней стремятся - значит она ещё не реализована. Что мы и видим.

С уважением

Александр Гаврилов 7   16.03.2023 10:38   Заявить о нарушении