6. От Эдема до Инкубатора
Среди опасностей немирной, недоброжелательной и голодной жизни возникла Мечта:
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь».
Неудивительно требование блаженного неведения Добра и Зла: вероятно, только в состоянии этого неведения можно пребывать в Раю. Отведав плоды с дерева познания Добра и Зла, человек лишился Рая: возрастающие до гипертрофированности желания начали превышать его возможности, а утоление таких желаний – тяжёлый труд.
При всём высокомерном эгоцентризме, в сущности, человек решал те же задачи, что и его старшие братья, населившие Землю до него - в мире животных: прожить день сегодняшний.
Но человек стремился в Эдем.
Всё развитие цивилизации было направлено на увеличение комфорта человеческого существования.
По прошествии тысячелетий, кое-где материальный комфорт был достигнут.
Буколический Эдем не получился. Другими были строители. Другими были их цели.
Поэтому был построен Инкубатор.
Социум приобретает черты Инкубатора, когда бОльшая часть населения переселяется в города и получает готовую пищу с конвейера.
Инкубатор осуществил требование римских клиентов: «Хлеба и зрелищ!»
Люди выполняют работу, преимущественно, по обслуживанию этого пищевого конвейера, не испытывая потребности становиться кем-то иным, чем они есть сейчас. Меняются только «хлеб и зрелища».
Незаметно клиенты стали цыплятами этого Инкубатора, главная ценность которых – возможность употребить их в пищу. Может быть – не буквально. Но духовная ценность этих «цыплят» не просматривается: они нужны только для существования Инкубатора. Не зря же их там кормят.
Культура Инкубатора замыкается в себе. И начинает подчиняться деградационным законам вида, переставшего быть открытой системой.
Но не все в Инкубаторе - цыплята. Появляются «мутанты».
Без хлеба они не обходятся, но зрелищем для них становится весь мир, в котором они живут. Этот мир - вокруг них и в них самих. Эти люди жадно вглядываются в него. Стены Инкубатора исчезают под их пристальными взглядами, и открывается мир, бОльший всего созданного желаниями, мыслью и руками человека.
При всей беспомощности мудреца в обществе, не видящем его мудрости, эти люди пытаются не подчиняться законам Инкубатора, стремятся жить в другой культуре, выходящей за пределы замкнувшегося круга потребительских ценностей культуры Инкубатора.
Человек – это дальний твой, это ближний твой, это ты сам.
Человек – это главная ценность в понятном ему мире.
Человек и его судьба не могут быть объектами потребления.
Мир, в котором живёт человек – тоже не объект потребления, но – среда его развития. Если этот мир – Инкубатор, развития человека уже не будет: стены Инкубатора замкнуты. Для развития нужен Эдем: мир, в котором заботы о хлебе насущном и удовлетворение вымышленных потребностей не отнимают все жизненные силы человека, а что-то остаётся ему на осознание себя, на возможность прожить жизнь самим собой и на осуществление стремления подняться выше себя сегодняшнего и расширить своё понимание мира.
Необходимо выходить из Инкубатора в Эдем. Но Эдема нет на Земле. Не следует надеяться, что Господь опять сделает эту работу за вас: человек стал взрослым. Эдем придётся насадить самим. Так возникает потребность изменения привычного социума.
Инкубатор сам не превратится в Эдем. История человечества последних восьми тысяч лет показала, что Инкубатор способен эволюционировать только в направлении повышения уровня потребления.
И революционное разрушение Инкубатора не превратит его в Эдем.
Клиенты-цыплята будут бродить по развалинам Инкубатора, не мысля себе жизни вне его. Их можно принудить строить Эдем. Но Эдем, построенный рабами, ни для кого не станет Раем.
Да и не будет никакого Эдема, потому что, если внутри большинства из нас остаётся Инкубатор, то только его мы и способны построить заново.
«Царствие Божие - внутри нас».
Эти слова можно трактовать по-разному. И трактуют.
Но люди с таким мироощущением способны «насадить Эдем», но для этого они должны образовать новый социум.
Отшельники в затворах не ставили целью создание социумов – «спасались» индивидуально.
Монастырские общины не могли образовать новых социумов из-за принадлежности к церквям, являвшимся институтами уже существующих социумов.
Новый социум видится переходом от социальной сегрегации к социальной сепарации.
Сегрегация подразумевает подчинение одной части общества другой.
Сепарация допускает свободное развитие каждого слоя общества без какого-либо подчинения, и их свободное взаимодействие между собой в силу взаимной необходимости.
При этом, предполагается, что в таком обществе нет почвы для возникновения агрессивно-паразитических слоёв, и они не могут сформироваться, так как никому не нужны.
Сепарированное общество является естественным состоянием человечества: люди всегда были разными.
Любое сегодняшнее общество является сепарированным: «у каждого человека – своя компания».
Но сегодняшнее (и «вчерашнее») общество является, при этом, сегрегированным, потому что один из его слоёв стремится подчинить своему пониманию и, в конечном счёте – своим интересам, существование остальных слоёв общества.
Главным источником противоречий является инертный человеческий эгоизм, с развитием общества ставший социальным.
Это явление связано с архаическим представлением о том, что безопасности и благополучия можно достигнуть только сконцентрировав в своих руках власть и богатство. К этому стремятся люди, оказавшиеся в привилегированном положении.
Поэтому социальное напряжение не спадает тысячелетия. Не одна цивилизация рухнула из-за этого напряжения.
Одно это указывает на то, что в человеческом обществе конкуренция должна быть вытеснена сотрудничеством.
Общества социального эгоизма не могут иметь будущего.
Свидетельство о публикации №222010101415
Эти слова можно трактовать по-разному. И трактуют.***
Я трактую так: "царство" (верховенство) справедливости внутри нас. И эта трактовка совпадает с учением Христа, которое по сути является атеистическим и научным учением, завуалированным под религиозное откровение.
Сергей Ручкин 15.03.2023 19:16 Заявить о нарушении
С уважением
Александр Гаврилов 7 16.03.2023 10:38 Заявить о нарушении