Море Кошмаров

Я вышел из шлюзового отсека пересадочного селегнологического терминала T, и сел в приготовленный для меня старый одноместный глайдер. В числе прочих селенологов, моей задачей была работа на перспективной прокладке тоннеля к линзе Б13 что лежала под одним из кратеров южного полюса со странным для русского уха названием - Кохер. Терминал находился всего в двухста километрах к северу, мне потребовалось буквально четверть часа, чтобы туда добраться. Строения и посадочные огни базы я увидел издалека, аккуратно посадил глайдер в ангар, и вышел из кабины. В ангаре меня уже ждал Дэвис, американский селенолог, который собственно и заведовал работой базы, экипаж которой составлял семь человек, проживающих в небольшом куполе рядом с ангаром по гермокоридору. Дэвис говорил с сильным акцентом, язык он знал довольно бегло.
-Приветствую на Кохере, -Толстяк потряс мою руку широко улыбаясь, -У меня есть что тебе показать.
-Добрый день, хорошо, -ответил я, ощущая силу сжатия моей ладони. Дэвис занимался пауэрлифтингом когда-то.
-Ну, если нужен отдых после перелета, только скажи, условия у нас спартанские, ну мы тут и не на отдыхе. Собственно, мы в сотне метров от линзы, нужна твоя оценка. До льда мы добуримся примерно через сутки.
-Ну отдых особо нет, Давай сразу к делу?

Мы прошли к дверям тоннеля, прошли внутренний шлюз, одели легкие скафандры, и затем оказались в трубе.
Труба была похожа на те, что использовали когда-то в строительстве метро, только блоки обкладки стен были не бетонными, а из полимера, причем прокладка была герметична настолько, что в крайнем случае, в таком коридоре можно было дышать без скафандра, но это не разрешалось, ибо в воздухе, несмотря на постоянно работающие баронасосы, постоянно висела взвесь реголита, вызывающего «лунные» бронхиты.
-Ну.., вот мы и дома. Дом милый дом. -сказал Девис, с каким-то нескрываемым трепетом, -Что скажете?
Я посмотрел длинную прямую шахту, длинной наверное в километр, и диаметром метров в десять, по потолком маленькие точечные светильники. В самом конце едва виднелся работающий щит.
-Предоставьте мне результаты сейсмопрофилей и составы пород, есть аномалии?
Дэвис поежился
-Да, это будет интересно, есть горячая точка недалеко от линзы, мы опасаемся, что магма в состоянии проникнуть в линзу, либо, пробить шахту, сам понимаешь, придется драпать отсюда сверкая пальцами.
-Пятками, -поправил я.
-Да, -улыбнулся под гермошлемом Дэвис, -Забавные у вас поговорки.
Мы прошли до самого работающего щита, где нашли весь состав, селенологи и инженеры приветствовали меня. Здесь же, недалеко от работающего щита, стояла импровизированная лаборатория, разложенные образцы полученных пород - керны, налитая в банки жидкость. Щит грохотал так, что работающие люди не разговаривали вообще, ибо вряд ли можно бы было услышать друг друга. Я напомню, в трубе было давление как на уровне моря.
Я посмотрел банку на просвет. Судя по всему, это была растопленная вода из маленьких кусочков льда, которые были вкраплены в базальтовую породу. Вода была мутно-желтого оттенка, с маслянистыми пятнами. Но это была настоящая вода, и после отчисти, ее вполне можно было использовать. Собственно, ради воды селенологи и рыли лунную твердь, ибо тут, на глубине примерно в сто метров под кратером, находилась та самая линза Б13.
Это была гигантская сплюснутая структура, поперечником до ста километров, заполненная веществом, замедляющий сейсмоволны особым образом. Конечно, же это был лед, маленькие спутники этой линзы уже разрабатывались, из недр луны здесь было извлечено много тысяч тонн льда. После разработки принципиально новых механизмов сейсмологии и новых приборов, оказалось, что все тела солнечной системы, на которых побывал человек, имеют в своих недрах множество неоднородных включений, причем уровень разрешения был таковым, что можно было обнаружить неоднородности размером в сотню метров. На Земле, таким образом, были обнаружены многочисленные месторождения руды и нефти, превышающие по размерам все добытые человечеством вместе взятые (правда, до них оказалось проблематично добраться). А на Луне, в основном, обнаруживались огромные пространства, заполненные льдом. То, что в глубине Луны много воды в виде льда высказывался еще Эриксон в начале пятидесятых годов XXI века, но первые линзы нашли лишь в начале XXII века. Вода оказалась не пригодной для питья, однако, после очистки, она применялась везде, в том числе для топлива для кислородных генераторов научных станций. 
Я сразу же принялся за работу. Систематизируя и анализируя найденные образцы, пролетел целый день. Мне удалось еще поспать какое-то время в основном здании, когда Дэвис радостно разбудил меня, сообщив, что они наконец-то добрались до основной линзы.
Когда я дошел до щита, он уже метров на двадцать продвинулся в ледяную толщу, ученые вовсю анализировали  получаемые образцы, Дэвис сидел в кабине щита, управляя процессом бурения вручную.
-А, Ваня вот и вы, -Видите, это лед!
Я кивнул, затем, подошел к стене и провел рукой по свежему спилу, он был шершавый и холодный, тонкий скафандр давал возможность пощупать чтобы то ни было. Здесь не было радиации, поэтому жесткий скафандр был просто не нужен.
-Что по анализам? -спросил я подходя в одному из Селенологв, который рассматривал спектрограмму
-Обычный грязный лунный лед. Однако есть свои особенности, например, пузырьки метана, углекислоты, неожиданно что они окажутся во льду в таких количествах, А так, да, лед загрязнен реголитом, в нем много изотопов, которые не встречаются, опять же в таких количествах  на луне. Кроме того..
Внезапно, пол под ногами закачался, лед пошел крупной трещиной, в которые неожиданно влетели облака пара, коридор сильно наклонился вперед, и буровой щит пополз по появившемся уклону вниз. Я успел лишь чудом спрыгнуть на плотную скалу, за мной спрыгнули остальные люди, Дэвис в последний момент выскочил из кабины, когда  вся массивная туша щита провалилась куда-то вниз, оставив за собой лишь черную, зияющую дыру, из которой в трубу повалил густой пар. Через мгновение раздался удар, видимо, машина упала на дно. Судя по всему, в линзе была полость, странно, что ее было не видно на сейсмограммах.
Я помог Дэвису подняться на ноги, мы стояли и смотрели на дыру
-Там что, воздух?? -Задыхался Дэвис, -Откуда там воздух?
Один из селенологов показал газоанализатор
-Шестнадцать процентов кислорода, восемьдесят азота, и около четырех - водяной пар, давление полторы атмосферы, и еще.. температура воздуха три градуса по Цельсию!
-Щит подает признаки жизни? Что с камер? -спросил я
Мы посмотрели на мониторы, камеры щита показывали только темноту, с налетавшими на слабые фонари клочья пара
-Какого размера чертова пещера? -Воскликнул Дэвис, - пойду, схожу за лебедкой.
Пока мы ждали, и смотрели на дыру, кто-то из Селенологов сказал, что слышит оттуда какие-то звуки, действительно, было хорошо все слышно, в пещере была своя атмосфера, но снимать скафандры мы не рискнули
Наконец, Дэвис приволок лебедку, мы установили ее и Дэвис первым, спустился в дыру.
-Пока ничего такого не вижу - говорил он по радио -Спускаюсь, ледяные стены, дна не видно, а нет, погодите, вижу упавший щит, да, ему пришел конец, печально. хм на дне вода, жидкая, видимо, растаявший лед. Все, я на дне, спускайтесь. Щит лежит метрах в пяти от меня, как поднимать будем не знаю, ладно, пока нужно посмотреть, что мы нашли.
Мы спустились по одному, лебедка помогла тянуть не больше сотни килограмм на земле, но рисковать не стали. Я спускался последним, наконец мои ноги опустились по колено в воду.
Пещера была огромна. Все  что можно было увидеть - это слабое свечение дыры, габаритные огни лебедки наверху, а еще стену пещеры. Фонари не могли добить не до потолка пещеры, ни до конца, она была огромна, вода выглядела так, будто мы были на озере, или даже море. Дул ветер, прямо из глубин пещеры.
Я посмотрел в мутную воду и увидел что там что-то плавает
-Дэвис, в воде что-то живое
Дэвис уже вовсю брал пробы мутной воды.
-Черт побери, мы станем богатыми, я не знаю, что это, похоже на каких-то желтых рачков, и их тысячи, - вслух комментировал селенолог, набирая одну за другой пробирки.
Я же смотрел на медленно набегающие волны подлунного озера.
-Ну пройдем немного вглубь? Нужно определить размеры пространства.
-Не думаю, что это разумно, сказал я, -Лучший вариант оповестить Землю о находке и самим ничего не предпринимать
-Да брось бы, -Дэвис ухмыльнулся, -Это же революция в науке! На Луне есть жизнь!
И вдруг, краем глаза буквально, я увидел какие-то отблески в темноте далеко впереди. Что-то отражало свет фонарей
-Там что-то есть, -сказал я и начал медленно отходить к канату лебедки
-Вижу, -ответил Дэвис вглядываясь в темноту и светя туда фонарем, видимо край пещеры отражает, или что-то еще. А что там еще может быть? Луна мертва!

И тут, из сумрачного пара, с невероятной  скоростью, вылетела полупрозрачная лента, толщиной в ладонь, и как жгутом, обвилась вокруг ноги одного из селенологов и подняло высоко над водой, тот сдавлено вскрикнул, и повис вниз головой на мгновение, а затем, лента с человеком так же молниеносно исчезла в клубах пара.
-Щупальце! Кричал другой селенолог, -Его схватило щупальце!
Его ждала та же судьба, из тьмы появлялись новые щупальца, хватали людей, и утаскивали в темноту, крики их через какое-то время затихали вдали. Дэвис вытащил штатный рельсотрон и начал палить по щупальцам и просто в туман, первое точное попадание отсекло небольшой кусок и в момент, весь набор тянувшихся к нам щупалец резко исчез в темноте, откуда опять послышались ужасные крики людей, и я даже различил просьбы, как мне показалось - не стрелять. Через секунду все стихло, Дэвис целился в темноту, ожидая, что оттуда вылетит очередная порция щупалец. Однако вместо них, все пещера заходила ходуном, раздался какой-то глухой рев, будто десятки слонов затрубили и затопали ногами, и в свете наших фонарей показалась огромная, титанических размеров, до самого тридцатиметрового потолка, желеобразная масса, состоящая, казалось из тех самых мутно-белых щупалец. А затем, я увидел в недрах колоссального клубка - остатки ученых, именно остатки, кровавые, разорванные в ошметки тела. Монстр похоже просто переваривал их внутри как какое-то простейшее переваривает бактерию.
 
Чудовище сократило расстояние до нас и я смог рассмотреть его поближе. Тысячи прозрачных щупалец росли из огромного, такого же желейного тела, которое с трудом придвигалось к нам, я не увидел глаз, ушей, каких либо органов чувств, и похоже, ему они были не нужны, скорее всего, он определял добычу по запаху или иным способом, и делал это безошибочно.
Монстр снова вытянул щупальца в нашу сторону, Дэвис выстрелил  в глубь слоевища чудовища, на что оно отдернуло отростки, однако, сам выстрел его не только не убил, но подействовал не более, чем раздражающе, десятки жгутов вновь метнулись к Дэвису и ко мне.
-Беги - крикнул Дэвис, продолжая отстреливать уже обвившиеся вокруг него щупальца, -Я его отвлеку. Все равно лебедка двоих не вытянет сразу.

Ужас был такой, что я не стал даже спорить, схватил за канат лебедки и включил программу подъема, и пока кабель тащил меня вверх, к проходу, я смотрел вниз, видя, как Дэвис сражался с монстром, отстреливая все новые и новые конечности, что тварь протягивала к нему. Наконец, я смог вылезли в ледяной тоннель, ноги мои разъезжались, я что было сил побежал по трубе прохода, сбивая оставшиеся столы с оборудованием, пробиваясь к спасительному выходу. В какой-то момент я оглянулся назад, посмотрел через плечо и думая, надеясь, что Дэвис все же поднялся за мной, но вместо этого увидел что монстр, или точнее, один из его очень толстых выростов, смог залезть наверх, и теперь довольно шустро загребая щупальцами, полз за мной.

Я побежал к выходу из тоннеля, залетел как угорелый в шлюз, когда с той стороны, чудовище, уже высаживало дверь. И в какой-то момент, ему удалось сломать засов, но я уже бежал по пустым жилым помещениям, слышал как буквально за моей спиной рушатся перекрытия базы, как падает мебель, гибкие щупальца хлестали воздух рядом со шлемом моего скафандра. Мне удалось забежать во внешний шлюз, и закрыть за собой двери, и затем выскочить прямо на поверхность Луны. Легкий скафандр не давал возможности находиться на поверхности Луны дольше часа, однако, в моей голове сейчас было лишь одно желание - спастись.

Я отбежал шагов уже на пятьдесят, оглянулся.

Во внешнюю дверь, прямо в вечный Лунный холод, в последних лучах почти зашедшего солнца, пролезла часть туши, выдрав с собой раму шлюза, но к моей радости, прямо на глазах уродливая желейная масса начала мутнеть и стремительно замедляться, видимо, вакуум и космический холод делал свое дело, превращая наполненное по-большей части, несомненно, водой, чудовище в огромный ледяной кристалл. Сквозь грунт под своими ногами я ощутил мощные толчки, и упал на колени. С дальнего склона кратера стали откалываться и падать внутрь чаши громадные глыбы, размером с небоскреб а то и больше, поднимая в черное звездное небо тонны реголитовой пыли, рокот падения камней, ощущаемый мною через ноги, перемежался со звуком, похожим на трубные рев, звук этот шел через скафандр от камня, а по камню, откуда-то из самих недр Луны.

Я вскочил на ноги и что есть прыти, насколько позволял мой скафандр, рванул к не разрушенному еще пока ангару, где стоял мой глайдер. Запрыгнув внутрь, буквально в последнюю секунду, я включил двигатели и машина резко рванула вверх, разбив верхние ворота ангара, выпуская остатки воздуха в космос. Буквально через мгновение, плато буквально лопнуло, обвалившись вовнутрь, куда полетела вся база и исчезла в клубах пыли. Я набрал высоту, километров наверное пятьдесят, развернул глайдер так, чтобы посмотреть вниз, и ужаснулся.
Площадь, размером добрых тридцать километров, захватив часть кратера,превратилось в крошево, испещренное трещинами. Я немедленно связался с центром и отправился на видимую сторону, на базу «Коперник».
 
***

Прошло несколько месяцев с трагической гибели Дэвиса и его команды, а уже десятки экспедиций, изучавших лунную жизнь, выявили наличие целой биосферы внутри пещер, замкнутых экологических сообществ, от микробов и простейших, до многоклеточных червей, каких-то эволюционировавших членистоногих, и уж совершенно невероятных монстров, которые появились в условиях безбрежных подлунных озер и даже одного моря, на берег которого я тогда выпал - Море Кошмаров.
Часть экспедиций была уничтожена хищной биосферой, подобно той, что убила моего старого приятеля, часть людей смогла спастись, а часть - даже с невероятными образцами смогла вернуться на Землю, где исследования показали почти полное совпадение микростроения лунных тварей с очень примитивными животными Земли. Ученые даже выдвинули теорию происхождения - около шестисот миллионов лет назад, крупный астероид врезался в Землю, и выбил из нее множество кусков, в том числе и довольно большой, настолько, что внутри него остались живые представители древней, эдиакарской биоты. Этот пласт, после не слишком долгого полета в космосе, упал на Луну образовав кратер, но не все животные, прибывшие на этом, "космическом, корабле", погибли, и перенесли полет к спутнику, смогли проникнуть внутрь Луны, и в ледяных линзах, вблизи селенотермальных источников развивалась параллельная жизнь. На Земле развивалась своя жизнь, а на Луне была своя, нередко более злая, хищная жизнь, которая пошла своим путем. В кромешной тьме лунных пещер, в условиях совершенно необычных, Лунные монстры ждали свой шанс показать себя.

***

Через полгода исследований Луна закрыта для посещений людьми, работают только роботы. Причина : Лунное зверье ест людей, а уничтожить ее без ущерба для экономики системы Земля-Луна пока нельзя, ибо так и не понятно, насколько далеко проникла биосфера в лунных ледниках.


Рецензии
Как всегда, все очень живо. Вода в новой форме, желеобразной, представляется опасным монстром

Арина Трифонова   05.01.2022 19:26     Заявить о нарушении
Не совсем так.
Скорее, из-за уникальных условий, земная жизнь выжила на луне, и уже почти шестьсот миллионов лет существовала в недрах, эволюционируя, затаившись, лишь ожидая землян в гости...

Григорий Сидоренко   08.01.2022 22:29   Заявить о нарушении