Чёрная кошка Карельского фронта. 5

       Командир эскадрильи ЛаГГ-3 (на снимке Миронов и Гальченко. интернет)
 
20 июля 1941 года в полк прибыли первые истребители ЛаГГ-3. Несколько перетяжелённые, и менее маневренные, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью, а также наличием радиосвязи.   
И вновь Гальченко пришлось применить всё своё умение, чтобы не разбиться на новом истребителе.
Боевые машины прибывали на аэродром с железной дороги, а потом собирались уже на месте. При этом была документация на сборку при отсутствии инструкций по эксплуатации новой техники, не оказалось и наставлений. Не прерывая вылеты на боевые задания, летчики начали изучать новую материальную часть. По мере того, как собирались ЛаГГ-3, после первых же полётов у них возникало множество вопросов. Теоретически освоив новые истребители, летчики начали вылетать на задания. И не было почти ни одного боевого вылета, чтобы кто-нибудь не совершил вынужденную посадку. Авиационные заводы оголялись отправкой опытных рабочих на фронт, а машины, собираемые ФЗУшниками были весьма далеки от необходимого качества. Только лётчикам от понимания этого фактора было не легче. Вскоре радость обладания современными машинами сменили разочарование и злость. Авиационные техники выбивались из сил, устраняя многочисленные заводские дефекты и недоделки, а летчики, не имея на руках инструкций, методом проб и ошибок продолжали осваивать новую технику. Первое время обходилось без серьезных аварий, но вскоре появились первые пострадавшие. 8 августа потерпел аварию и капитан Гальченко — на посадке сложилось шасси. Самолет имел столько производственных дефектов, что его отправили обратно на завод. 26 августа во время вылета на боевое задание из-за перебоев в работе мотора произвел вынужденную посадку старший лейтенант Янчевский, в результате чего самолет свалился в овраг и разбился. На завод были отправлены телеграммы, что такие недоработки граничат с вредительством. Вскоре на Шонгуй прибыли опытные рабочие сборщики несколько инженеров. Ситуация изменилась. После того, как новый инженер отрегулировал машину капитану Гальченко и научил его пользоваться винтом переменного шага ВИШ-61П, лучший воздушный разведчик полка стал с удовольствием летать на новом самолете, да и другие летчики вскоре изменили свое отношение к ЛаГГ-3. 
Леониду Акимовичу Гальченко ЛаГГ-3 нравился. Долгое время он воевал только на этом типе истребителя, хотя у него была возможность впоследствии летать и на многих других — таких, как «Харрикейн», Р-40C, Р-40Е, МиГ-3, Як-7.
Однажды звено истребителей, которых вёл в бой Гальченко, встретилось с немецкими бомбардировщиками. Большая группа вражеских машин быстро приближалась к нашему переднему краю. Надо было сорвать налёт, не допустить бомбёжки наземных войск. И 3 советских истребителя устремились в атаку. С первого же захода они сбили 3 вражеских самолёта, остальные, не выдержав атаки наших лётчиков, беспорядочно сбросив бомбы, повернули обратно.
А через день группа из пяти  истребителей, ведомая Гальченко, встретила тринадцать вражеских самолётов. И несмотря на то, что численное превосходство было на стороне врагов, советские лётчики уничтожили 4 их бомбардировщика, не потеряв ни одного своего самолёта. Это уже был крупный успех.
    В августе капитан Гальченко сбил два вражеских самолета, увеличив свой боевой счет до пяти побед. 9 августа ночью, когда над сопками еще светило полярное солнце, по тревоге было поднято наше дежурное звено: севернее аэродрома прошла большая группа бомбардировщиков под прикрытием Bf 110 и Bf 109. Заметив барражирующие советские истребители, вражеские самолеты прошли стороной. Еще через несколько часов над аэродромом появились две двухмоторные машины. Это были немецкие Ме-110. Находившееся в воздухе звено во главе с Леонидом Гальченко немедленно их перехватило. После очередной атаки ведущий сбил одну из машин врага.
8 сентября немцы предприняли третье, в 1941 году наступление на Мурманском направлении и 14 сентября в результате упорных боёв, горным егерям удалось потеснить части 14-й стрелковой дивизии на глубину до 16 км и захватить ряд господствующих высот, а в районе 42-го километра перерезать единственную дорогу на Мурманск. Над городом и Кольским заливом нависла грозная опасность.
Для оказания помощи войскам 14-й армии, ведущим тяжелые оборонительные бои, была задействована вся фронтовая авиация и ВВС Северного флота. В эти дни для уничтожения живой силы противника впервые советскими летчиками в Заполярье был применен гранулированный фосфор. Самолеты И-153 и И-15бис вылетали с бомбами и
 пластифицированным  фосфором, снаряженным в ВАПах (выливной авиационный прибор). Их применение давало хороший эффект в борьбе с бронетехникой противника и оказывало психологическое воздействие на войска егерей. На бомбежку они направлялись только  в сопровождении И-16 и ЛаГГ-3.  После штурмовых действий истребители оставались над линией фронта для прикрытия наземных войск.
Опасность осуществления таких атак на танковые подразделения и укрепления противника  была для советских лётчиков чрезвычайной.   Все средства ПВО яростным огнём встречали их ещё на подлёте.
            Почти каждому вылету Леонида Гальченко  и его эскадрильи сопутствовал успех. Вот краткие выписки из неё:"13 сентября 1941 года. Звено истребителей во главе с Л. Гальченко перехватило группу фашистских бомбардировщиков. Три советских лётчика - капитан Л. Гальченко, старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов - сбили по одному "Юнкерсу-87".
14 сентября эскадрилья во главе с Гальченко произвела бомбёжку и расстреляла на бреющем полёте войска и огневые точки противника у озера Кеккесяур. Советские лётчики сделали 5 заходов над целью и уничтожили много живой силы и склады противника.
В свою очередь ударная авиация Люфтваффе наносила массированные удары по позициям советских войск. Накал сражений над полем боя пришелся на середину сентября.
 15 сентября при отражении массированных налетов вражеской авиации летчиками-североморцами было заявлено об уничтожении десяти самолетов, три из них пополнили счет побед майора Сафонова — этот успех широко пропагандировался во всех средствах массовой информации.
Следует отметить, что 12 сентября впервые приняли участие в воздушном бою в небе над Мурманском пилоты 134-й эскадрильи Королевских Воздушных сил Великобритании, доставившие по ленд-лизу истребители «Харрикейн» (достойное название для истребителя, что по-русски означает «Ураган»). Они сбили в первом же вылет два Ме-109, показав, что на этих машинах можно воевать. За время пребывания в России английские пилоты сбили 16 немецких самолетов, а еще больше было повреждено. Английские летчики потеряли лишь один самолет «Харрикейн». Все бомбардировщики, которые летали под сопровождением британцев, вернулись на свои базы.
Англичане занимались сборкой прибывавших истребителей и обучали  советских пилотов особенностям управления «Ураганами». Скорость у него была выше,  чем у И-16, радиосвязь великолепная. "Харрикейн" устойчиво выполнял различные фигуры, особенно в горизонтали.  но вооружение было недостаточное. Борису Сафонову, в будущем первому в СССР Дважды Герою Советского Союза, самолёт переоборудовали. Техники усилили вооружение, установив на его машину вместо штатных пулемётов калибра 7.62  две пушки ШВАК 20мм калибра и два пулемета УБК калибра 12,7 мм.  Постепенно переоборудовали и другие боевые машины. В таком виде 36 английских самолётов  вошли в состав 78-го истребительного авиационного полка под командованием майора Сафонова,  который  сбил на своём «Урагане» 19 самолётов Люфтваффе,  доведя свой счёт до 24 побед.    Обучением морских лёчиков так  же  занимались англичане, воевавшие на них против немцев уже больше года.
Советские пилоты и техники обучались очень быстро. Британец, который принимал экзамен, заявил, что таких результатов после короткого курса обучения он не видел даже в Великобритании.
  В 145 ИАП «Харрикейны» поступили только в 1942 году. Сложности с его освоением были большие. Английских инструкторов уже не было, а документация была на английском языке. Гальченко остался верен самолётам Лавочкина и в том же  1942 пересел на ЛАГГ-5, а это был истребитель,  на котором с немцами можно было воевать на равных. По некоторым параметрам он уже превосходил немецкий «Мессершмит».


Рецензии
А мне наоборот, нравится.
Стиль репортажа.
Но абзацы бы не помешали.

Реймен   13.04.2023 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо. Придётся отредактировать.

Евгений Пекки   14.04.2023 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.