Летчик Григорий Речкалов

Дважды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов, генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов - личность героическая, но при этом неоднозначная и сложная.
Об этом будет ниже в статье.

Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда в самой обыкновенной крестьянской семье.
В конце 1937 года по комсомольской путевке Речкалов направлен в военную школу летчиков в Перми, которую успешно оканчивает в 1939 году.
После окончания летной школы и распределения в звании младшего лейтенанта Речкалов направлен для прохождения дальнейшей службы в 55-й истребительный авиаполк Киевского особого ВО.

Уже во время службы в полку, при прохождении медкомисии буквально в преддверии Великой Отечественной у Речкалова и было выявлено то самое заболевание, из-за которого ему и было запрещено летать - у него был обнаружен дальтонизм. По медицинским показаниям такие люди не допускаются к управлению самолетом.

Однако уже 22 июня 1941 года, когда Речкалов вернулся в часть, в полку к тому времени уже были отмечены первые потери, кипела боевая работа и сопутствующая всему этому суета.

Доложив о своем прибытии, Речкалов тут же, без всяких разговоров, получает свое первое боевое задание - на истребителе И-153 отвезти документы в соседнюю часть. На заключение врачей начальник штаба полка даже не стал смотреть и обращать внимание - в той суете и неразберихе было совсем не до этого.

Вот так неожиданно для Речкалова решился сложный вопрос, что мучил его всю дорогу обратно в полк: он хотел стать летчиком, а тут - какой-то дальтонизм...

В начале войны Речкалов летал на истребителе И-153 "Чайка" и свою первую воздушную победу он одержал 27 июня 1941 года, сбив реактивным снарядом "Мессершмитт" Вf.109.

Вскоре его И-153 вышел из строя - из-за отказа двигателя. Следующим самолетом Речкалова стал "ишачок" - И-16.

Уже через месяц, имея на своем боевом счету 3 сбитых немецких самолета, Речкалов получает тяжелое ранение в ногу, однако приводит свой самолет на аэродром, откуда его переправляют в госпиталь. Там ему делают очень сложную операцию на правой ноге. Ранение почти на год выводит Григория Речкалова из строя.

В апреле 1942 года, по сути - сбежав из запасного авиаполка, где летчик переучивался на Як-1, он возвращается в свой полк, который получил теперь новое название - 16-й Гвардейский истребительный авиаполк.

Речкалов переучивается на американский истребитель P-39 "Аэрокобра" - самый, можно сказать - "обрусевший" американский самолет. Причина в том, что для боев на Западном фронте и на Тихом океане эти истребители оказались приспособлены мало. Вот этим, наверное, и объясняется тот факт, что большую их часть и передали Советскому Союзу.
В СССР "Аэрокобра" удачно подошла для условий советско-германского фронта, где главной определяющей силой были сухопутные войска, которые вели решающие битвы всей Второй мировой на Восточном фронте.

Григорий Речкалов вошел в историю Великой Отечественной, как самый результативный летчик, одержавший на истребителе P-39 "Аэрокобра" больше всех побед.
К концу войны на его самолете было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика.

Когда, после завершения войны у Речкалова спросили, что же он больше всего ценил в этом истребителе, на которой он одержал такое количество побед - мощь огневого залпа, скорость, надежность мотора, обзор из кабины, Григорий Андреевич ответил, что все перечисленное, конечно, играло свою роль и это было важно, но самым главным на его взгляд было… радио. По словам Речкалова, на истребителе была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе могли общаться между собой, словно по телефону. Кто что видел в воздухе - сразу сообщал, поэтому никаких неожиданностей во время совершения боевых вылетов почти не было.

Речкалов был вторым по результативности летчиком Советского Союза после Ивана Кожедуба. На его счету значилось 61 личная победа и 4 групповых.

Григория Речкалова отличала беспредельная личная храбрость, полное презрение к врагам и даже какая-то гусарская удаль. Его своеобразным "фирменным знаком", дразнившим врага, стали инициалы РГА - Речкалов Григорий Андреевич, нанесенные на хвостовую часть фюзеляжа. Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы.

Проблемы, имеющиеся у него с различением цветов, Речкалов компенсировал исключительно острым зрением - летчик очень любил забираться на большие высоты, высматривал оттуда жертву и стремительно атаковал ее.

Среди сбитых Григорием Речкаловым немецких самолетов были:

- 30 истребителей Ме-109;
- 5 истребитель FW-190
- 2 истребителя Ме-110;
- 11 бомбардировщиков Ju-87
- 5 бомбардировщиков Ju 88
- 3 транспортника Ju 52
- 2 бомбардировщика He-111
- 2 легких самолета разведчика Fi 156
- 1 истребитель-корректировщик Hs 126
Конфликт с А.И.Покрышкиным

16-й гвардейский истребительный авиаполк входил впоследствии в 9-ю Гвардейскую Истребительную авиадивизию, которой с июля 1944 года командовал полковник А.И.Покрышкин

Покрышкин лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.
Хотя для сослуживцев были известны довольно натянутые отношения между комдивом Покрышкиным и Речкаловым. Есть две версии этого.
Автор склоняется ко второй.

По первой дело было так. Одно время стало казаться, что натянутые отношения между двумя летчиками были связаны с их личными счетами сбитых самолетов. Мол, каждый стремился записать на свой счет больше побед. Об этом говорили родственники Речкалова - его жена Анфиса и дочь Любовь. По словам дочери летчика, якобы уже по окончании Великой Отечественной войны Григорий Речкалов, работая с документами ЦАМО, нашел 3 своих сбитых в 1941 году самолета, которые почему-то оказались на счету Александра Покрышкина.

Узнав об этом, он якобы позвонил своему непосредственному военному начальнику и высказал все, что о нем думает. Реакция Покрышкина не заставила себя долго ждать - после данного разговора про Речкалова образно говоря, "забыли", доступ к архивам ЦАМО для него был закрыт.
По словам родных Григория Речкалова, своего мнения по поводу того, что 3 сбитых им самолета были приписаны Покрышкину, он придерживался до самой своей смерти в 1990 году.

А вторая версия звучит вот так - Александр Иванович Покрышкин был действительно выдающийся летчик и, что не менее важно - талантливый командир авиасоединения.
Он прекрасно видел, что Григорий Речкалов - отличный, замечательный летчик. Ас, храбрец! Это факт.
Но Речкалов совершенно был не в состоянии командовать полком, что, в итоге, повлекло за собой ряд просчетов, цена которым - жизни летчиков.

Один из таких просчетов привел к гибели друга Покрышкина, дважды Героя Советского Союза Александра Клубова.
Причина его гибели действительно связана напрямую с халатным отношением Речкалова к обязанностям командира авиаполка.

По воспоминаниям - "... 1 ноября весь полк потрясла трагическая гибель Героя Советского Союза капитана Александра Клубова. Отважный воздушный боец, сразивший 31 вражеский самолет лично и 19 в группе, сложил свою голову не в схватке с врагом, не в сражении, а на глазах товарищей во время облета новой машины. На посадке колесо попало в воронку, присыпанную на бетоне землей и размытую дождем. Истребитель скапотировал — и летчика придавило бортом кабины опрокинувшейся машины. Клубов умер на руках у своего учителя и командира, и эта нелепая утрата явилась как для Покрышкина, так и для всех нас глубоким личным горем. Хоронил Клубова весь полк...Возвратившись на аэродром, долго не могли прийти в себя, мы не скрывали своих слез и никак не могли, не хотели верить, что нет среди нас этого чудесного человека, отважного бойца..."

Вина командира полка Григория Речкалова состояла в плохой подготовке учебных полетов, конкретно - была плохо отремонтирована бетонная взлетно-посадочная полоса, так, кое где присыпали воронки и все на этом. Ремонт же не был командиром полка проконтролирован вообще. Он доверился докладу, что все выполнено и не стал ничего проверять.
Далее - метеоусловия были в тот день неважными и командиру полка следовало бы вообще отказаться от проведения тренировочных полетов. Тем более, что никакой необходимости в них совершенно не было.
В итоге нелепую гибель боевого летчика-истребителя Клубова, своего друга Покрышкин Речкалову так и не простил.

О предвзятости Покрышкина не могло быть и речи - он давно знал Речкалова, в составе эскадрильи под руководством Покрышкина тот летал достаточно долго. Был командиром звена и в боевом порядке руководил звеном или парой прикрытия, которое прикрывало ударную группу.

Сам Покрышкин о Речкалове говорил так - "Бывает талантливый летчик, даже очень талантливый, который, увы, далеко не всегда может быть хорошим командиром".

От автора - Понимаю, что война и спорт - весьма неуместное сравнение, прошу верного понимания, но в этом случае можно привести сравнение из мира большого спорта - великий спортсмен (обычно, из игровых видов спорта), много-многократный всего, мир ему руколещет и т.д., а в итоге тренер из него бывает практически всегда никакой. Так себе. Редчайшие исключения только подтверждают это правило. И наоборот - средненький игрок, которого и пресса не балует, может стать в итоге великим тренером.

Вот и Речкалов так и не стал хорошим комнадиром. Сослуживцы о нем отзывались, как о прекрасном летчике, но он мог позволить себе в воздушном бою увлечься преследованием противника, особенно - который выходил из боя, забыв о поставленной задаче и подчиненных. Стремление к увеличению личного счета у Речкалова не раз ставило под угрозу жизнь его сослуживцев.

Речкалов мог выйти из боя с истребителями, хотя летчики его группы еще продолжали схватку, и броситься на бомбардировщиков, а то и вовсе увести группу без разрешения вышестоящего командования.
Или посылал на патрулирование мелкие группы истребителей, которым часто приходилось вести бои в меньшинстве.

Как блистательный воздушный боец, Григорий Речкалов отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи, бросить товарищей и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Покрышкин перестал брать Речкалова в свою постоянную группу именно из-за стремления Речкалова в первую очередь пополнить свой личный счет, что неоднократно приводило к большим проблемам в воздушных боях с гитлеровцами и даже к гибели летчиков группы. Причем, Речкалов в погоне за очередной победой, дважды бросал именно Покрышкина в бою с заведомо превосходящими силами противника.

В последний раз командир полка Г.А.Речкалов показал себя не с лучшей стороны в феврале 1945 года.
Он допустил халатность и не обеспечил прикрытие аэродрома с воздуха. В итоге восьмерка "фокке-вульфов" нанесла по нему удар. Осколком разорвавшегося снаряда был убит командир эскадрильи Вениамин Цветков. После разбирательства, Речкалов был снят с должности командира авиаполка и назначен на должность инспектора дивизии по технике пилотирования...

Как об этом писал сам Покрышкин - "...Аэродром внезапно атаковала восьмёрка FW-190. Группа выскочила в разрыв облачности и сбросила кассетные осколочные бомбы. По радио на противника сразу же была наведена пара истребителей. Она как раз совершала тренировочный полёт. Лётчики успели догнать уходящую вражескую группу и подбили один "Фоккер".

От сброшенных бомб наши самолёты не пострадали. Но под взрывы попал командир эскадрильи Вениамин Цветков. Во время бомбёжки он бросился к своему самолёту, чтобы взлететь и отразить удар "Фоккеров". Но крупный осколок вонзился ему в спину и нанёс смертельную рану. Врачи не успели довезти его живым до лазарета... Вениамин Павлович Цветков имел на своём счету 15 лично сбитых самолётов противника и 2 - в составе группы.
Когда мне сообщили об этом ударе по аэродрому, первое, что я спросил: "А где были дежурные истребители?.."
Выяснилось, что командование 16-го Гвардейского полка не выполнило установленный график дежурства над аэродромом. Считая это напрасной тратой сил, не подняло заранее, по расписанию, звено на барражирование. Это было грубое нарушение. Будь звено в воздухе, налёт удалось бы отразить ещё на подходе вражеских самолётов к аэродрому. За неисполнительность и другие нарушения командира 16-го авиаполка вскоре перевели на должность инспектора в корпус, не связанную с руководством личным составом.
Вот ведь как бывает. Приобрел лётчик боевой опыт, освоил технику, научился вести воздушный бой - дерётся уверенно, на счету не один десяток сбитых вражеских машин. Отмечен за это высокими наградами. А командирские качества невысокие, как руководитель - слаб. По видимому, чтобы выковать, воспитать в себе эти качества мало быть только храбрым и умелым воздушным бойцом. Надо развивать ответственность перед подчинёнными, строго спрашивать и быть требовательным в первую очередь к самому себе...".

Касательно сбитых. Вот именно это и отличает Покрышкина от других замечательных летчиков. По общепринятой статистике у Покрышкина числится 59 сбитых лично и 6 в группе, однако в начале войны учета как такового практически не было и в основном считали групповые победы. Тем не менее, у Покрышкина на момент окончания 1941 года было на личном счету уже 15 сбитых самолетов, что руководство полка и не опровергало никогда.

Покрышкин практиковал расдачу сбитых им самолетов на счета летчиков, летавших с ним на задания. Давал добивать поврежденные им самолеты, если позволяла обстановка. Он воспитывал уверенность в летчиках и совершенно справедливо говорил, что "... я сбил, но обеспечили то условия для моей атаки вы".
Или докладывал по возвращении на аэродром, что сбил один гитлеровский самолет. Хотя на самом деле сбил, к примеру, 3. А два других записывались на счет его боевых товарищей и все это знали.
Покрышкин вовсе не был человеком, любой ценой добивающимся личной славы. Он всегда говорил, что не важно, сколько самолетов врага сбил он лично, - важно то, сколько их сбила его часть!

Собственно, его личный боевой счет также пострадал от системы подсчетов. Имеются оценки, что на самом деле Покрышкин одержал не 59 побед, как утверждают, а гораздо больше - около сотни!
Кстати, общепризнанный лидер по количеству сбитых Иван Кожедуб, считал Покрышкина своим учителем и никогда не отрицал, что Покрышкин в данном случае - номер 1.

А еще Покрышкин гордился тем, что под его началом 30 летчиков стали Героями Советского Союза. Так что, полагаю, вряд ли бы этот заслуженный человек опустился до банального жульничества и стал бы "зажимать" своего подчиненного Речкалова, приписывая себе его победы.

После войны Григорий Речкалов окончил Военно-Воздушную академию и дослужился до командира дивизии и заместителя командующего истребительной авиацией Дальневосточной армии ПВО.
Но, вероятно, его слабость, как командира была видна, поэтому последнее назначение - 3 октября 1958 года генерал-майор Речкалов был назначен начальником отдела боевой подготовки Новосибирского корпуса ПВО.
А уже в 1959 году - в возрасте 39 лет! - генерал-майор Речкалов был неожиданно отправлен в запас Вооруженных Сил.

Почему так случилось, можно только гадать. С другой стороны, как уже отмечалось выше - использование Речкалова именно, как командира высокого уровня, вызывало большие сомнения.

Находясь в запасе, Речкалов отучился на журфаке МГУ, занялся литературной деятельностью, написав несколько книг - воспоминаний о войне.

Речкалов был непростым человеком - это понятно.
Но не вызывает сомнений то, что, как летчик - это был храбрый воин, внесший свой неоспоримый вклад в Победу. И его имя должно сохраниться в памяти в одном ряду с Покрышкиным и Кожедубом, другими выдающимися советскими асами времен Великой Отечественной войны.

Другое дело, что Речкалов, став командиром и уже отвечая за подчиненных, продолжал все равно во главу угла ставить цель лично сбивать, как можно больше самолетов противника. Но, у командира полка должны быть совсем иные цели и задачи! Он должен руководить подчиненными ему людьми, ставить перед ними самые разные задачи и контролировать их выполнение. Ведь, тот же авиаполк - большой коллектив, в котором собраны разные люди и ко всем надо найти подход в интересах общего дела!
Когда Речкалова сняли с должности командира полка, его не понизили, а перевели на равнозначную должность уже в руководство дивизии.

Григорий Андреевич Речкалов скончался 22 декабря 1990 года в Москве. По собственному желанию был похоронен рядом с матерью на кладбище поселка Бобровский Сысертского городского округа Свердловской области.

Вот такой неоднозначный летчик был Григорий Андреевич Речкалов.
С одной стороны - стал выдающимся асом даже несмотря на запрет летать по причине дальтонизма, но с другой - преследовал именно цель больше сбить! А это - совсем уже не командирское поведение. Может поэтому и не сложилась его командирская карьера, он так рано и вышел в отставку.


Рецензии