Изгиб гитары желтой я обнимаю нежно...

Когда-то наша с мужем московская трехкомнатная квартира в доме ЖСК была переполнена жильцами. В ней выросли наши двое детей и шестеро внуков, стоял шум и гам – жизнь кипела!
Но жизнь идет естественным путем – сначала повзрослевшие дети подобно птицам вылетают из родительского гнезда, а потом и их дети покидают родительские дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. А через какое-то время, когда один из предков решает покинуть этот мир, в квартире воцаряется казавшаяся ранее несбыточной мечтой тишина, от которой теперь иногда даже хочется избавиться. 

Как обычно, собравшись пообедать, я включила стоящий на обеденном столе радиоприемник. Зазвучала в исполнении солиста ансамбля «Лесоповал» Сергея Куприка песня композитора Сергея Коржукова на слова поэта Михаила Танича «Я куплю тебе дом». Эту песню два талантливейших человека создавали, созваниваясь по телефону. Михаил Танич диктовал слова, а Сергей Коржуков писал музыкальное сопровождение, он же был и первым исполнителем этой песни.
Про обед я мгновенно забыла, когда Сергей Куприк проникновенным голосом запел:
«Я куплю тебе дом у пруда в Подмосковье
И тебя приведу в этот собственный дом…»
Вспомнив о гитаре мужа, я с радиоприемником в руке побежала в комнату, в которой он тяжело больной лежал последние годы жизни. Забытая нами гитара стояла за шторой в углу, словно наказанная за что-то. Вид у нее был удручающий. Корпус рассохся и нижний край подставки от натяга металлических струн отклеился от корпуса, от чего на верхней деке образовались глубокие трещины. Стало понятно, что гитара не подлежала восстановлению. А ведь в молодости я немного играла на ней и даже пела русский романс «Гори, гори, моя звезда», подобрав тогда на слух сопровождение на гитаре.
А в это время песня в исполнении Сергея Куприка буквально рвала душу в клочья:
«А белый лебедь на пруду качает павшую звезду
на том пруду, куда тебя я приведу…».
Я поняла в этот момент, что без гитары дальше жить не смогу. Не раздумывая долго, я быстро собралась и поехала в ближайший гитарный магазин. Когда я возвращалась оттуда с гитарой и шла по двору под пристальными взглядами сидевших на лавочке против моего подъезда женщин, все знавших о жильцах дома, а порой даже больше, чем жильцы о себе, мой вид с гитарой в руках мог, конечно, вызвать у них недоумение типа:
- «Зачем ей в таком возрасте понадобилась гитара?»
- «Да пусть говорят, что хотят!» - подумала я и, обняв гитару, решительно вошла в свой подъезд.

Раньше игре на гитаре я нигде не училась. Окончив в детстве музыкальную школу по классу скрипки, я надеялась, что знание скрипичного грифа поможет мне в освоении гитары. Однако, когда я увидела в скрипичном ключе ноты разволновавшей меня песни, я поняла, что мне сыграть их на гитаре не реально. Это все равно, что без навыков альпиниста лезть в гору. Найдя у мужа самоучитель Маттео Каркасси под названием «Школа игры на шестиструнной гитаре» и вооружившись большой лупой из-за проблем со зрением, я начала изучать распределение нот на грифе гитары, настройку гитары, аппликатуру рук, долго мучилась с исполнением разных аккордов. Я сыграла бы эти аккорды на скрипке автоматически, хоть ночью меня разбуди. Но перед исполнением этих же аккордов на гитаре, мне приходилось каждый раз делать для себя в самоучителе подсказки карандашом: на какие струны и на какие лады на гитарном грифе нужно поставить тот или иной палец. Очевидно, уже сказывался мой возраст. Даже знаменитый призыв Александра Васильевича Суворова: «Трудно в учении – легко в бою» теперь не прибавлял оптимизма. Но все-таки эта учеба была не бесполезна, хотя бы даже потому, что надоумила меня перейти к другой методике обучения игре на гитаре. В Интернете сейчас можно найти тексты и аппликатуру аккордов (расположение пальцев на гитарном грифе) для любой популярной песни. А мне же хотелось скорее начать петь со своими внуками под гитару любимые песни!

Сейчас много красивых и талантливых песен. Но моему сердцу дороги песни первых послевоенных лет. Я помню, как моя мама, которой не стало в 1947 году, пела песню «Одинокая гармонь». Слова этой песни написал в 1945 году после окончания Великой Отечественной войны Михаил Исаковский, а когда в 1946 году Борис Мокроусов написал музыку к этой песне, она сразу стала очень популярной. Не смотря на то, что уже отгремели залпы Катюш, был воздвигнут 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в Берлине победный флаг и был 9 мая 1945 года победный салют, взорвавший московское небо тридцатью залпами из одной тысячи орудий под ликование измученного войной народа, память о войне еще продолжала тогда тревожить души людей. Но жизнь брала свое и народ постепенно возвращался к довоенной жизни. Поэты и композиторы писали тогда песни, которых народ ждал: в 1946 году появилась песня «Вернулся я на Родину», а замечательная песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», написанная в 1947 году, стала застольной. Под нежные переливы мелодии песни «Одинокая гармонь», написанной в ритме вальса, наши мамы танцевали кружась и влюблялись в своих кавалеров.
Естественно, первой песней, аппликатуру аккордов которой я распечатала для себя из Интернета крупным шрифтом, была «Одинокая гармонь». Кроме нее в течение месяца я разучила песни: «Что такое осень», «Пальма де Майорка» и «Душа болит». А когда приехали ко мне в гости моя внучка Алиса с мужем Сережей и их дочкой Полиночкой, я исполнила им эти песни под гитару. Они, конечно, не ожидали услышать такое и когда я только начала петь, пропев первый куплет песни «Одинокая гармонь», Сережа встал и все трое начали мне дружно аплодировать. А Полинка, не ожидавшая такого финта* от бабушки Ляли, как она меня называет, с присущей ребенку непосредственностью подбежала ко мне и от всплеска чувств стала обеими ручками дергать все струны на гитаре. Мне было очень приятно.
Недавно бывшая коллега по работе, поздравляя меня с днем рождения, спросила, как у меня дела. Я ей ответила, что купила гитару. Затем последовал диалог:
- Гитару!!!
- Учиться играть на гитаре для себя можно в любом возрасте, - ответила я. - Поначалу пальцы, конечно, болят от струн, но когда на пальцах появятся мозоли, уже легче. Так что, дерзать может каждый!

У кого-то после прочтения моего рассказа может возникнуть такой же вопрос, как у тех женщин на лавочке, - зачем мне в преклонном возрасте понадобилась гитара?
Отвечу. Чем глубже мы уходим в старость, тем больше она отдаляет нас от молодых. У нас с ними физиологически разные направления движения. Когда молодые идут на взлет, старики стремительно катятся вниз к земле. Хочется удержаться на склоне, понять молодых, чем они живут, о чем поют и присоединиться к их пению, пока искореженные временем пальцы еще способны извлечь мелодию из гитарных струн.

*Финт – неожиданный поступок.
См.: Современный толковый словарь русской разговорной экспрессивной речи.


Рецензии
Эх, как я мечтал научиться играть на гитаре. Вот, думал я, выйду во двор к ребятам и девчатам с гитарой, как заиграю, как запою... Ребята будут смотреть и слушать с уважением, а девчата с любовью. Но мечтам моим не суждено было сбыться. Причина - медведь ухо отдавил.
Но и без игры на гитаре, одна красивая девчонка полюбила меня, с которой мы справили золотую свадьбу, и мечтаем дожить до следующей (какая следующая-то?)
А вот парень, который хорошо играл на гитаре, ее расположения не добился.
Так что, я ничего не потерял, но зато приобрел любовь )
А песни слушать я люблю, особенно песни нашей молодости. Но есть и современные хорошие песни, редко, правда, попадаются, но есть.
А рассказ Ваш понравился, впечатлил.
С пожеланием успехов

Николай Иванович Кирсанов   21.05.2023 19:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за добрые слова! От всей души желаю Вам встретить бриллиантовую свадьбу!

Людмила Яременко   22.05.2023 05:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.