Китеж - славянское, русское название

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

       Попытаемся найти этимологию названия легендарного града Китежа, так как сейчас преобладает мнение, что слово Китеж не славянского и не русского происхождения.

       В Большой Российской энциклопедии написано: «Китежская легенда, пре­да­ние о русском го­ро­де Ки­те­же, яко­бы по­гру­зив­шем­ся в оз. Свет­ло­яр (ны­не в Ни­же­го­род­ской обл.) и т. о. спас­шем­ся от ра­зо­ре­ния мон­го­ло-та­та­ра­ми. Название го­ро­да, ве­ро­ят­но, вос­хо­дит к назв. се­ла Кидекша(близ Суз­да­ля). Китежская легенда, впи­тав­шая в се­бя эле­мен­ты древ­не­ язы­че­ских куль­тов, пре­да­ний о сти­хий­ных бед­ст­ви­ях и ино­зем­ных на­ше­стви­ях, а так­же хри­сти­ан­ские мо­ти­вы, окон­ча­тель­но офор­ми­лась в ста­ро­об­рядч. «Кни­ге, гла­го­ле­мой ле­то­пи­сец» (1780–90-е гг.(Китежский летописец)). Впер­вые бы­ла изложена в печати С. П. Ме­ле­ди­ным в 1843 в ж. «Мо­ск­ви­тя­нин» (№ 12)…»

       «Вот как рассказывается о таинственном городе в «Китежском летописце». Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, выстроил город Малый Китеж (ныне предположительно Городец) на берегу Волги, а затем, прогуливаясь окрестными лесами, вышел на дивной красоты озеро. Это был Светлояр. Пленившись местом, князь повелел выстроить здесь город Большой Китеж. Был он двести саженей (около 300 метров) в длину и сто саженей (примерно 160 метров) в ширину: на тот момент (строительство якобы было закончено в 1168 году) это был очень крупный город. Что касается их названия, то Малый и Большой Китежи могли стать «тёзками» княжеского села Кидекши, что под Суздалем.

       Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путём, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвёртую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

       Но вскоре на Русь пришла беда — нашествие монголов. Хан Батый захватил Малый Китеж и принялся сквозь леса пробираться к Большому Китежу…» («ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ ЛЕГЕНДА О КИТЕЖЕ» http://old.mirf.ru/Articles/art4365.htm)

       Как пример приведем отрывок из статьи канала Кириллица «Китеж-град: что с ним случилось на самом деле» «Если верить летописям, мифический город Китеж существовал на самом деле. Находился он на берегу озера Светлояр. Однако в один прекрасный день город вместе со всеми зданиями и жителями исчез бесследно. История Китежа. Само название «Китеж», по мнению некоторых специалистов, произошло от села Кидекши, находившегося на территории Владимирской области. Кидекша в переводе с мерянского означает «каменная река». Однако другие исследователи утверждают, что изначально «Китеж» звучал как «Китёж». Если соотнести это слово с эрзянским языком, то перевод окажется совсем иным, а именно «город на дороге».

       О мере славянском племени сказано в моей статье "Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря"

       Как известно мордва делится на 2 группы, на мокшан – мокшет и эрзян - эрзят. Принято считать, что "Китёж – это изменённое словосочетание ки те ош, то есть какой –то город у дороги или дорога через этот город."

       Только, вопрос- при чем здесь мордва эрзя? Когда речь идет о легенде русского народа, о русском предании, а не мордовском. Мордва никогда не входила в состав Древней Руси, что подтверждается русскими летописями.

       Русские князья даже делали походы против мордвы. «Под 1226 г. в Воскресенской летописи имеется запись о походе князей Святослава Всеволодовича и Ивана Всеволодовича по повелению их старшего брата вел. кн. Юрия Всеволодовича в Мордву и захвате многих поселений: «Посыла князь великий Юрий Всеволодович братью свою, Святослава и Иоанна на Мордву; они же шедшее, много сел взяста и полона бесчисленно, и возвратистася с победою великою» . И «В январе 1228 г. эти земли подверглись нападению со стороны Муромского князя Юрия Давидовича: «...Муромский князь Юрьи Давыдович и вшедше в землю Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша», а в следующем году: «приидоша мордва с Пургасом к Новугороду Нижнему»( отрывок из книги «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» / Респ. арх. служба РМ [и др.; редкол. :Н.С. Крутов, В.А. Юрченков (науч. ред.), Ю.Ф. Юшкин и др.; сост. : Г.И. Григорьева..)

       Итак, Китеж, Китёж по - нашему мнению сложно составное слово, состоящее из двух кита и еж (ёж).

       Кита - есть версия, что так назывался в древности забор, крепостная стена, или вязка жердей.

       «Когда-то на древне - русском языке слово "кита" означало "забор, ограда, или что-то забором обнесённое". Поэтому название страны Китай трактовалось как "огороженная стеной страна". Кстати, в Москве есть такое место - Китай-город» ( из статьи "Китайцы - "Китайцы"?)

       Еж или ёж главным достоинством ежа у наших предков славян считалось наличие у него острых иголок, необходимых для защиты : «Ёж. Общеславянское слово, восходящее к индоевропейской основе egh — «колоть». Исходное значение — «колющее животное». Отметим родственные слова в других языках: средненемецкое Igel, английское hedge(hog), греческое echinos — все означающие «еж».»( этимологический словарь Г.А. Крылова)

       Городище или детинец, который окружала кита или тын (рисунок из интернета)

       Наши предки давали понятные им названия городов, поэтому Китеж русское название. То есть, Китеж означает место, защищенное заостренной оградой или острог - укрепленный тыном град. Тоже самое и в названии древне русского города Радонеж, род - рад и еж, защищенное место рода.

       Василий Флоринский в своем труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни» , изданного в Томске в 1894 году, сделал вывод: «Специальные русские названия городских укреплений… доказывают, что наши предки при создании городов не руководствовались европейскими образцами, а пользовались своими стародавними преданиями».

       Объясняется появление в слове «город» буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».

       Василий Флоринский тонко подмечает: «Поэтому в летописях различают «городы рубити», а «остроги ставити» . При постройке каменных стен говорилось «заложить город». Близкое к слову «город» слово «городище» , по мнению Василия Флоринского, обозначает место бывшего оставленного города или места, на котором существовал укреплённый пункт.


Рецензии