Албания. Часть 4. Медленное движение на Юг Албании

     Terra Incognita, или Прощание с предубеждениями. Цикл "Заметки на полях
                географической карты"
       На улице было совсем ещё темно, когда нас разбудил громкий голос муэдзина, это правоверных приглашали совершить утренний Намаз. Создалось впечатление, что громкоговоритель находится прямо в нашем номере, да практически так и оказалось, ведь наше открытое окно было только чуть-чуть ниже того балкона на минарете мечети, на котором прямо напротив отеля был закреплен радио колокольчик. Распахнутое окно буквально втягивало в себя все звуки, доносившиеся в тот момент с улицы. Я вскочил, надо было срочно захлопнуть оконную створку, чтобы ребёнок не успел разгуляться, но, закрыв её, я невольно бросил взгляд на часы, правильно, нет ещё и пяти утра, но светлая полоска на востоке явственно свидетельствовала, что вскоре светило появится на горизонте, и я задержался у окна, рассматривая картину, которая открывалась внизу. А там была дорога, ведущая к храму.

         Но, что-то было не совсем естественным в этом довольно-таки привычном виде, который я много, много раз наблюдал в других мусульманских государствах, хотя бы в той же Турции.  Спросонья я никак не мог понять, что же не так, а потом хлопнул себя по лбу, это было очевидно, но совсем необычно – на улице не было людей, никто не направлялся в сторону мечети. Я простоял у окна довольно долго, вот замолчал магнитофон, на котором был записан призыв муэдзина, вот и солнце взошло, значит, намаз был завершён, но на улице так никто и не появился. Это заставило меня опять вернуться к теме, которой уже было немало места посвящено в предыдущих главах – роли веры в жизни албанского народа. Официальные проценты свидетельствуют только, что в стране имеются мусульмане, католики и православные, но, сколько их на самом деле, эти проценты сказать никак не могут.

         Албания это единственная мусульманская страна в Европе, прочитал я в какой-то статье, и удивился, наверное, автор просто-напросто забыл о Турции, которая официально является европейским государством и даже претендует на вступление в ЕС, или о соседе Албании по Балканскому полуострову Боснии и Герцеговине, в которой примерно такое же соотношение приверженцев к той или иной религиозной конфессии, как и в Албании, но, которая совсем недавно перенесла жесточайшую в последние десятилетия войну, где религиозная составляющая играла не последнюю роль, вследствие чего весы явно склонились в пользу победителей.

         Конечно, мир меняется и при этом меняется довольно стремительно, в некоторых мусульманских государствах появились так называемые Modern Muslim, то есть современные мусульмане и в этих странах в мечети ходит бить намазы в основном только старшее поколение, и то довольно немногочисленное. Но то с чем столкнулись мы в Шкодере, да еще в праздничные дни – начинался третий день Курбан-байрама, праздника жертвоприношения, оказалось неожиданным.

        Возможно, это произошло, так как албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. Ведь после захвата страны турками их просто насильно омусульманили, но при этом в стране всё равно осталось много христиан, особенно в труднодоступных горных районах, да, наверное, не так уж и легко изменить веру целой страны, даже за четыреста лет порабощения.  После достижения Албанией независимости католической церковью были предприняты некоторые усилия по возвращению албанцев в лоно христианства, но затем к власти в стране пришли коммунисты, и Албания официально, на государственном уровне провозгласила себя единственной в мире атеистической страной. Характерным в этом плане является приписываемое Энверу Ходже высказывание: "Единственной религией албанцев является Албания".

       В современной же Албании приверженность бывших атеистов к той или иной вере зависит скорее от материальных или политических выгод.  Так, благодаря Матери Терезе, являющейся по национальности албанкой, в стране появилось много католиков. И дело не только в том, что она чрезвычайно популярна в стране, а скорее, в том, что благодаря ей в центре Тираны был открыт университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем, в стране появилось много новообращенных мусульман, оказывается арабские банки начали давать беспроцентные кредиты правоверным. И наконец, к власти в Албании в 2005 году пришёл православный президент, и очевидно, что после этого в стране появилось немало ортодоксальных христиан. 

          Много всяких историй о браках между мусульманами и христианами, да и вообще о дружбе между последователями различных конфессий, имеется в интернете, но самое характерное высказывание я прочитал в одной из статей: "А албанцы - это так, недоразумение на карте мусульманского мира".

          Закончу эту тему данными статистики, свидетельствующей, что в современной Албании открывается примерно равное количество церквей и мечетей, хотя на наш взгляд, и это мы действительно видели самолично, христианских храмов в стране значительно больше, чем мечетей.

          В этих размышлениях я так больше и не заснул.

          Завтрак оказался замечательным, "шведский стол" был просто на славу, машина Алдора ждала нас на площади в условленное время, в общем, день начался дружно и весело. Планы, которых было громадьё, мы начали претворять в жизнь с короткого марша через город к берегу Дрина.

          По дороге мы попытались разобраться в странных колоннообразных сооружениях, размещенных на Шкодерских площадях, полюбовались новостройками города и попытались заняться изучением различных стадий жизненного цикла плодов сосны, ну, по-простому её шишек.

        Первая остановка была на одной из площадей Шкодера, может и центральной, но это только наше предположение. Почему я думаю, что площадь могла быть центральной, да просто там стоит внушительный памятник албанскому символу конца XX столетия – Матери Терезе, человеку по популярности чуть ли не сравнявшемуся с великим Скандербегом - любой народ нуждается в своих героях, особенно в трудный период жизни.

        Мы подъехали к берегу реки, нормальная набережная, по которой мы с удовольствием прогулялись, оказалась почти безлюдной, возможно было ещё очень рано, лишь одинокие рыбаки, застыли столбиками со своими удилищами в ожидании большой рыбы. На мосту, правда, наблюдалось некоторое оживление, люди непрерывно пересекали реку в обоих направлениях. 

        На противоположном довольно крутом и скалистом берегу на самой вершине утёса стояло какое-то весьма необычное здание с двумя большими пилонами скошенной формы с оригинальной антенной, закрепленной между ними. Территория была окружена попеременно то решётчатым металлическим забором, то оградой из серого камня, который использовался и для строительства цепочки отдельно стоящих, поднимающихся вверх по склону, сооружений, напоминающих древние часовенки, но почему-то без привычного креста.

       Так и не разобравшись в предназначении странного сооружения, мы медленно шли по берегу в сторону, показавшегося вдали автомобильного моста через реку. Стоящий на мощных опорах, мост соединял не просто два берега реки, ещё не так давно он был чуть ли не единственным путём в другой мир, ведь несколько десятков километров и там уже была совсем другая жизнь, свободная и непонятная для албанцев, находившихся за "железным" занавесом, там была граница с Югославией. Прошли годы, мост стоит на том же месте, по нему также ездят машины, граница находится тоже там, где и была, только теперь там уже другая страна – Черногория, хотя живут те же люди, говорящие на том же языке, что и в прежние годы, но ведь и в Албании всё переменилось, вот и по мосту движение тоже стало оживлённее.   

       Какой-то особой цели в передвижении по набережной Дрина у нас не было, и так уж получилось, скорее всего случайно, что мы пошли в сторону показавшейся вдали горы с внушительной крепостной стеной, опоясавшей её вершину, а за стеной, как нам объяснил наш верный спутник Алдор, была знаменитая Шкодерская крепость или крепость Розафы, следующее место, которое нам хотелось бы посетить этим утром.

        Алдор, вполне и во всём согласный с нами, а также с целями и задачами данного дня, направился было к машине, но его приостановил телефонный звонок, стремительно вмешавшийся в наши планы и резко их изменивший. Звонок был давно нами ожидаемым и очень даже своевременным, он оповестил, что наш багаж, наконец-то, прибыл в пункт своего назначения и терпеливо дожидается нас в аэропорту столицы Албании. Теперь вы поняли почему я сказал об изменении наших планов, какие там крепости, скорее получить вещи да сменить некоторые предметы одежды, а уж лучше всю её напрочь, обновив таким образом и свой имидж. Конечно, мы не стали дожидаться, когда это Алдор доберётся до машины и подъедет к нам, нет, мы все галопом, а может быть и рысью, я в этом не разбираюсь, ломанулись прямо через дорогу, почти не разбирая пути, с тому закутку куда Алдор втиснул свой BMW, как будто вещи были уже в нём и нам не надо было ещё несколько часов находиться в томительном ожидании до долгожданной встречи. Но, вы, разумеется, поняли, что это я утрирую. На самом деле мы медленно и чинно добрались до машины и отправились в Тирану, с сожалением бросив взгляд на крепость на вершине горы, оставшейся так и непокоренной нами. Кстати, тогда мне показалось, и это было впоследствии подтверждено рассказами более удачливых путешественников, что особо сожалеть было и не нужно, крепость, как крепость, в меру разрушенная временем, но не врагами, вот и поверь тем слухам, что турки, захватывая города и страны, уничтожали все исторические памятники на своем пути. Время оказалось более неумолимым, чем коварные завоеватели, и как бы в старину не были искусны строители, какие бы яйца они не подмешивали к извести для придания прочности своим творениям, тысяча лет, это тысяча лет и что сможет устоять перед временем и природой, втирай в камни яйца или не втирай, всё равно всё прахом станет и в песок превратится. Вот так всё и случилось со Шкодерской крепостью, это я сужу по тем чужим фотографиям, которые мне попались на глаза. Вот ведь как получается, сохранившиеся до наших дней средневековые британские и немецкие замки находятся в прекрасном состоянии, но в этом, скорее всего заслуга тех, кто в них жил, да и до сих пор живет, а в крепости Розафы жить было некому, вот она и разрушилась потихоньку.

        Вот что мне действительно жаль, так это то, что нам не удалось добраться до уникальнейшей многокупольной, но в то же время безминаретной Свинцовой мечети, единственного в мире сохранившегося до наших дней сооружения, кровля которого целиком отлита из свинца. Известно, что мечеть была построена в 1773 году пашой Бушати Мехметом и выполнена в стиле Синей Мечети в Стамбуле. Ну вроде построена и построена, эка невидаль, в те времена любые завоеватели, куда не приходили, тут же стремились свое господство закрепить в историческом масштабе, и было это, как правило, путем какого-нибудь грандиозного строительства, в основном крепостей с замками, монументов или культовых сооружений. Поразительно другое, эту мечеть возвели в те времена, когда свинец фактически был дороже золота, а Османская империя, воевавшая чуть ли не со всем окружающим миром, потребляла несметное количество этого металла для отливки пуль, поэтому до сих пор неясно с чего бы, хорошо умеющие считать деньги, турецкие владыки так расщедрились на эту далеко не главную мечеть в империи.

  Свинцовая мечеть поистине настолько уникальное сооружение, что осталась единственной мечетью в стране, которая не была разрушена или каким-либо другим образом опоганена даже во времена правления в Албании коммунистов.

        Ну, что поделаешь, жаль было не нашего времени, жаль было умоляющих глаз Алдора, у которого была назначена какая-то очень для него важная встреча в Дурресе, и, если бы мы настояли на своем, то у нашего гида дело могло бы сорваться, это уж точно.

        В общем, получилось так, что мы, прежде всего, должны опять проехать через Тирану, то есть полностью завершить проезд туда-обратно по треугольной звезде албанских дорог.

       Я хотел бы написать, что мы буквально летели по прекрасной автостраде, но Алдор был верен себе – скорость не превышала 80 километров в час. Обидно было смотреть ведь нас, как стоящих, обгоняли разбитые и убитые мерсы и прочий автохлам.

       Единственным преимуществом Алдоровой тактики езды была возможность пофотографировать отдельно стоящие домики коттеджного вида, уже полностью построенные или ещё находящиеся на различных стадиях строительства.

         Нам пришлось остановиться на некоторое время у небольшого придорожного отеля, где мы сфотографировали BMW X6, и смею вас уверить подобные машины не редкость на албанских дорогах.

         Вскоре нам попался строящийся участок автострады, ответвляющейся от той, по которой мы сейчас ехали, вот нашим бы дорожникам посмотреть, как она строится, в ней задействованы все современные технологии дорожного строительства, а ведь подобные участки будущих новых дорог попадались нам неоднократно и в последующие дни тоже.

         Вскоре мы оказались на территории аэропорта, и, наконец-то, смогли рассмотреть его при дневном свете.

         Красивое современное, очень рациональное здание, рассчитанное не на гигантские пассажиропотоки, как это принято на транзитных авиалиниях, а такое знаете продуманное со всех сторон, с удобными парковками для автомобилей, над которыми расположена лёгкая крыша, защищающая машины от не частых в этом регионе осадков, и большими залами ожиданий, да и всё остальное было на соответствующем уровне. 

     Пока мы дожидались, когда же принесут наши чемоданы, Алдор уговорил нас выпить по чашечке кофе, вот тут-то мы окончательно уяснили, что находимся именно в международном аэропорту, ведь за каждую чашку мы заплатили почти по 200 рублей (около 5 евро за порцию).

     Наконец, чемоданы доставили со склада в зал ожидания, мы смогли переодеть кое-какую одежду, и отправились дальше, впереди нас ждал крупнейший албанский порт Дуррес.      

     На территории аэропорта создано круговое движение, поэтому каждый прибывающий в страну неминуемо проезжает мимо величественного памятника национальной героине Албании Матери Терезы. На расширяющемся кверху постаменте расположен поясной бюст Матери Терезы, сложенные перед грудью Святой руки, олицетворяют вечную молитву за всех живущих на грешной земле.

    Интересно, во всех российских источниках Албанию представляют  как мусульманское государство, однако все национальные герои в этой стране христиане, так, Скандербег, разорвав отношения с султаном и начав освободительную войну, принял православие, а Мать Тереза – католическая святая, да и другие герои, боровшиеся за свободу и независимость страны, тоже далеко не мусульмане, неувязочка какая-то получается, не так ли?

    Кто же такая Мать Тереза, имя то её у всех на слуху, а вот с её биографией, наверное, не все знакомы. В 1910 году в городе Скопье в очень религиозной албанской католической семье  Бояджиу родилась дочка, которую назвали Агнесса Гонджа. Прошло около сорока лет, и её под именем  Тереза Калькутская узнал весь христианский мир. С  начала 30-х годов она жила и работала  в Индии, где и основала в 1948 году новую католическую монашескую конгрегацию "Сёстры миссионерки любви", деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Отделения организации, созданной Матерью Терезой, имеют сейчас более 400 отделений в 111 странах и 700 домов милосердия в 120 странах мира. В 1979 году за свою миссионерскую деятельность Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира "За деятельность в помощи страждущему человеку", а в октябре 2003 года беатифицирована (первая ступень канонизации) католической церковью и причислена к лику блаженных.

     Машина выбралась из Тираны, и мы ехали, я уже устал писать это словосочетание, но готов еще разок повторить для пока еще неверующих, по прекрасному шоссе, которое может получить самую высокую оценку на соответствующем конкурсе автомобильных дорог. Со всех сторон виднелись строящиеся или уже построенные здания, наряду, конечно, с коттеджами или харчевнями, стояли и целые ряды фабрик, производящих пищевые продукты, соки и прочие напитки, моющие средства и другую бытовую химию, одежду, и, конечно же, разнообразнейшие строительные материалы. Повышенный спрос вынуждает шевелиться албанских предпринимателей. 

     На одном из отрезков трассы, правда, на противоположной полосе, из-за чего нам не удалось подойти поближе, мы увидели застеклённую пирамиду, правда, чем занимается, расположенная в ней фирма Nikol, мы уже не помним.

     Вообще надо отметить, что по темпам гражданского и промышленного строительства Албания может дать фору многим значительно более развитым странам в мире.

     Один из путешествующих дал албанскому строительству одно очень ёмкое определение, которым мне и хотелось бы завершить эту тему: "Символом сегодняшней Албании, без сомнения, могло бы стать возводящееся здание. Это не шутка и не преувеличение. Масштабы нового строительства в этой, когда-то самой отсталой, самой закрытой и поэтому самой непонятной европейской стране просто поражают".

                Декабрь 2011 года


Рецензии
Казахстан в Европе

Зус Вайман   21.11.2022 22:54     Заявить о нарушении