Глава 3 романа Тайны тихой охоты

Рождество
За окном моросил мелкий холодный дождь, наполняя
сыростью и серой дымкой дома и улицы. В этом не-
большом городке и так всегда мало прохожих, а в
такое ненастье люди выходят из дома лишь по необходи-
мости, чтобы докупить что-то к рождественскому столу.
Туман окутывал ветви голых деревьев, украшенных гир-
ляндами. Мишель спустился в зал на завтрак. Омлет, под-
жаренный на сливочном масле и свернутый в трубочку,
нежные круассаны из слоеного теста и свежезаваренный
кофе издавали приятный аромат и разжигали аппетит. Зав-
трак накрыла мама.
– Доброе утро, папа и мама, – сказал с улыбкой Ми-
шель.
– Утро доброе, сынок. Выспался? – спросил Филипп.
– В такую погоду только спать… – произнес Мишель.
40
– Мы вчера так и не договорились с твоей новой зна-
комой о деталях нашего вояжа в Россию, – заметил Фи-
липп.
– А я подумала, что вы вечером шутили про поездку.
Филипп, я начинаю ревновать, – пошутила Натали.
– Только без лишнего фанатизма, любимая. Ты же зна-
ешь, если я и соберусь в Россию, то вовсе не потому, что
нас будет сопровождать красивая девушка, – сказал Фи-
липп.
– Ты назвал ее красивой… – произнесла Натали.
– Я могу оказывать ей знаки внимания, но как знакомой
нашего сына, который от нее в восторге. Ну, хватит об
этом!
– Хорошо, я пошутила неудачно.
– Дорогие родители, я хотел бы пригласить к нам Ни-
коль на Рождество, – заявил Мишель.
– Но она же приехала к своим родственникам. Удобно
ли ей будет? – спросила мама.
– Ну, это решать самой Николь. А как вы сами на это
смотрите?
– Я не против, – выпалил Филипп и посмотрел на жену.
– Я тоже согласна, – произнесла Натали, – а Николь
придет с сыном?
– Мама, я сам еще не вполне уверен, согласится ли она...
Между тем, завтрак подходил к концу.
– Мишель, если ты ничем не занят, то приглашаю в свой
кабинет. Надо кое-что обсудить, – сказал отец.
В красивом большом замке Филиппу больше всего нра-
вился кабинет, который обставил еще дед Поль. Сам ста-
рик покидал кабинет только для трапезы или сна. Во время
последней войны замок подвергся большим разрушениям.
Дед Поль купил его в 1945 году, полностью восстановил,
41
да еще пристроил крытый бассейн с подогревом. В замке
было десять спален, каминный зал на сто метров, огромная
столовая и внушительный кабинет на первом этаже. К
этому прилагались паркетный пол, лепнина на стенах и по-
толке, резная мебель с позолотой и множество старинных
картин.
– Мишель, я полностью поддерживаю идею о поездке
в Россию. Сам Бог послал нам на Рождество эту Николь.
Только нельзя раньше времени посвящать ее в нашу се-
мейную тайну. Во всяком случае, пока до клада не добе-
ремся. Вообще никому об этом говорить нельзя, иначе
жизнь нашей семьи окажется в большой опасности.
– Я понимаю. Без помощи Николь нам будет очень
сложно объяснить наше появление в той деревушке.
Можем сразу попасть под подозрение. Наша затея может
рухнуть, поэтому мы должны все обсудить с тобой заранее
и не совершать ошибок, – согласился Мишель.
– Я слышу рассуждения взрослого сына. Это придает
мне уверенности в успехе операции.
– Для начала я хотел бы знать о весе клада, а также о
подходах к нему. Ведь вы с дедом наверняка все это обсуж-
дали?
– Ничего мы не обсуждали. В СССР следили за каж-
дым, кто приехал из-за границы. В Смоленскую область
иностранцам въезд был заказан. Теперь же все границы
нараспашку, вези из России всё, что хочешь… Но такая
воля может скоро закончится. Дед Поль рассказывал, что
до места, где закопан клад, можно доехать на джипе, а по
весу клад состоит из 150 кг серебра в слитках, столько же
золота, да еще более ста килограмм золотых монет цар-
ской чеканки и драгоценные камни. Слитки были в ящи-
ках, а монеты и камни в дубовых бочонках.
42
– Да, уж… сокровища графа Монте-Кристо отдыхают.
Может серебро не будем брать?
– Нет, Мишель, надо забрать всё. Обломки ящиков и
бочек мы должны сжечь, а само место заложить травой,
чтобы никто ни о чем не смог догадаться.
– Папа, ты так говоришь, будто мы уже находимся с ло-
патами перед сокровищами… – констатировал Мишель.
– Я слишком долго ждал этого момента. А дед хотя и не
дожил, но многое уже продумал… Николь упростит нам
задачу. Я недаром зацепился за поездку по грибы. Фран-
цузы очень любят лисички. Надо с помощью Николь соз-
дать в тех местах заготовительную контору по сбору
лисичек и белых грибов. У такой конторы появятся авто-
мобили, одну из них оформишь на себя, а самое главное у
тебя будет возможность передвигаться по тому району и
вопросов никаких не будет. Грибы будете солить в дубо-
вых бочках, и отправлять во Францию. Сначала грибы, а
потом золото. Его надо будет запечатать в целлофан и уло-
жить на дно.
– Хорошо придумано, хоть завтра вылетай, – сказал
Мишель.
– А вот торопиться не надо. Пока что надо изучить наш
рынок по реализации грибов, заключить договора на по-
ставку. Мы хоть и разбогатеем, но нельзя грибы в бочках
выбрасывать. Это будет подозрительно, могут догадаться,
что вместо грибов мы привезли что-то очень дорогое. Да
и дневники тебе надо проштудировать, чтобы лучше
узнать Россию и проникнуться духом наших предков. А
еще тебе надо дружить с Николь...
Мишель задумался.
Он обещал Николь позвонить сегодня и договориться
о встрече. Мишель подошел к телефону, но не торопился
43
набрать номер. Он еще раз оценил создавшуюся обста-
новку… Мишель осознал, что его отношения с Николь
должны быть нежнее и бережливее, чтобы неосторожно
не обидеть ее. Ему не очень хотелось затягивать Николь в
их семейную тайну и опасное предприятие с кладом, но
обойтись без нее он не мог. Однако Мишель твердо решил
наладить грибной бизнес при помощи Николь в Смолен-
ской области и озолотить Николь, но это будет для нее
сюрпризом…
– Николь, добрый день! Как настроение? – спросил
Мишель по телефону.
– Здравствуй, поздравляю с наступающим Рождеством,
– ответила Николь.
– И я поздравляю тебя с сочельником. Какие планы на
сегодня? За окном ветрено, хлещет дождь. Никакой зон-
тик не поможет. Назови время, и я подъеду к твоей ка-
литке, – предложил Мишель.
– Может быть, через час?
– Хорошо, а при встрече обсудим планы на вечер.
Через час Мишель подъехал на соседнюю улицу к ее ка-
литке. Николь присела рядом с ним, и Мишель отъехал на
другую улицу, чтобы не было видно его машины из их
домов. Он не думал, что за ними кто-то подглядывал, хотя
и так было всем ясно, что с ними происходит. Достаточно
было посмотреть на эту пару вчера вечером. Как только
он остановился, их губы потянулись навстречу и сомкну-
лись в долгом поцелуе.
– Я по тебе уже соскучился, – сказал Мишель, переведя
дух.Николь сверкала синими, как сапфиры глазами и, улы-
баясь, кокетливо моргала длинными ресничками.
– Николь, ты бывала в Амьене?
44
– Однажды, и то проездом на побережье.
– Значит, ты не видела самый большой во Франции, а
может и в Европе готический собор Амьенской богома-
тери? Я хочу пригласить тебя в этот собор на Рождествен-
скую мессу. А потом сходим в ресторан или к нам в гости.
– Мне нравится твое предложение, – Николь обняла
его за шею и нежно поцеловала, что у Мишеля голова
пошла кругом, – только мне надо будет дома предупре-
дить, да переодеться для посещения собора и с сыном по-
общаться.
– Да, и мне надо сказать папе с мамой, что я поеду на
Рождественскую мессу в Амьен с тобой. Думаю, они одоб-
рят наше решение.
Они разошлись по своим домам предупредить род-
ственников, что они хотят посетить вечером Рождествен-
скую мессу, а потом посидеть вдвоем в ресторане.
Впрочем, Мишель не исключал, что они вернутся к празд-
ничному столу в их замок...
Между тем, дождь прекратился, и небо стало ясным.
Они вышли из автомобиля и пошли к собору.
– Николь, историю собора исчисляют с III века, когда
его возвели еще из дерева. За тысячу лет собор трижды
сгорал дотла, но его снова восстанавливали. В 1220 году
приступили к строительству каменного собора. Строи-
тельство велось против всех правил с внутренней части,
поэтому служба не прекращалась. В 1288 году был уста-
новлен первый шпиль. Собор получился 70 метров шири-
ной и 145 метров длиной.
– Чем-то Кельнский собор напоминает. Пойдем вокруг
прогуляемся, пока служба еще не началась, – предложила
Николь.
Мишель шагал рядом с потрясающей красавицей и
45
готов был выполнить любой ее каприз. От прогулки с ней
под руку по средневековой брусчатке он был уже счаст-
лив.–
Николь, во время первой мировой войны собор был
частично разрушен. Это было летом 1918 году при наступ-
лении немцев. Тогда папа Бенедикт XV обратился к гер-
манским властям, и немцы прекратили штурм собора.
Весной 1940 года немцы напали на Францию и бомбили
Амьен. Многие дома были разрушены, но собор чудом со-
хранился. Ни одна бомба не упала на него.
– Это каким надо быть варваром, чтобы разрушить
такое! Мишель, в России только сейчас заговорили о па-
мятниках русским воинам и героям первой мировой
войны, в СССР об этом и не заикались. Во Франции и по
всей Европе много памятников воинам первой войны и
почти нет памятников воинам второй мировой войны.
Правда, в странах Восточной Европы поставили много па-
мятников советским солдатам…
– Николь, так распорядилась история. Русским героям
первой мировой даже у нас во Франции памятники поста-
вили, а в России многих героев перебили во время граж-
данской войны и во время репрессий. Во вторую мировую
жестокая война была только в России, а в Европе никто с
немцами не воевал. Были герои Сопротивления, но их
было мало. Потому и памятников нет...
– Ты, видимо, часто читаешь «Юманите», – рассмея-
лась Николь.
– Ты права, я читаю эту газету, потому что они пишут
о России сущую правду. Мне интересно, что там происхо-
дит.
– Хорошо, хорошо. А почему ты интересуешься Рос-
сией?
46
– Николь, мне все интересно, что связано с тобой.
– Мне приятно слышать, но я появилась только вчера,
а за ночь ты не мог узнать так много из истории России.
– Николь, так исторически сложилось, что мой дед
Поль долго жил в России и у нас в семье знают русский
язык. Мне любопытно, как живут люди, разговаривающие
на этом языке. Я хочу поехать в Россию, и был бы счастлив,
если бы ты согласилась быть моим гидом.
– Только гидом и все? Я не согласна, – съязвила Ни-
коль.
– Я неправильно выразился. Хочу, чтобы ты была со
мной рядом.
– Так уже теплее, и мне больше нравится.
Николь повернулась к нему, прижалась и поцеловала в
губы.
– Тебе не холодно? Пойдем в храм, послушаем рожде-
ственскую мессу, – сказал Мишель.
– Я с детства люблю сказки и обычаи. Мне нравится
ожидать волшебные чудеса в Сочельник. Накануне Рож-
дества открываются небесные врата, и с заоблачных высот
сходит на землю Сын Божий.
– Одно чудо уже произошло. Мы встретились с тобой,
– сказал Мишель и поцеловал Николь.
– Говорят, что если молиться в эту полночь и просить
о чем-нибудь, то всё сбудется.
Перед входом в собор Николь принялась молиться, а
Мишель склонил голову. Здесь же при входе он подошел
к небольшой ёмкости со святой водой, слегка опустил в
неё пальцы и перекрестился. Николь не последовала его
примеру, и Мишель понял, что она придерживается пра-
вославной веры. Это нужно было выяснить заранее,
прежде чем приглашать ее на мессу. Но ведь Николь сама
47
согласилась… Многие православные посещают храмы ка-
толиков. Они нашли два свободных места в задних рядах
и разместились на средневековых скамьях, низко опустив
головы.
Началось богослужение. Храм, погруженный во мрак,
стал оживать. Постепенно зажигался свет, загорались
свечи. Перед алтарем были установлены лампады с Виф-
леемским огнем, который доставили из города, где ро-
дился Христос. Мишель не собирался долго находиться на
рождественской мессе, потому и занял места в задних
рядах, да и Николь, вероятно, чувствовала здесь «не в
своей тарелке».
– Николь, поедем к нам в гости, – сказал Мишель тихо.
Николь кивнула головой в знак согласия, и они тихо
вышли на улицу.
– Наша семья поддерживает обычай, оставляя за рож-
дественским столом одно свободное место для гостя, ко-
торого принимают, как родного. Ну а к тебе они
относятся с особой теплотой.
– Мишель, я не понимаю за что мне такие почести, но
мне очень понравилось у тебя дома. Уютно у вас.
– Тогда поехали домой, мама и Софи готовят вкуснее,
чем в ресторане.
Вокруг их замка деревья были украшены гирляндами,
стояла и елка с мишурой, стеклянными шарами, игруш-
ками и яблоками.
– В России тоже елку наряжают, только на Новый год
и яблоки вешают с мандаринами. С детства помню, что
Новый год елкой пахнет и мандаринами. Мама и в Париже
наряжала елку под Новый год.
– А где сейчас твои родители? – спросил Мишель.
– Они давно переехали в Марсель, потом я замуж
48
вышла и осталась в Париже. Надо к ним съездить.
– Обязательно. Ты у них одна дочка?
– Да.
– Николь, ты знаешь, когда я вижу яблоки на елке, то
вспоминаю один анекдот: Корова карабкается на елку, а
ее спрашивают: – Зачем на елку лезешь? – Яблочка хочется
– она отвечает. – Так это ель, а не яблоня. – А у меня с
собой – говорит корова.
Они дружно рассмеялись и вошли в дом. Первая звезда
уже взошла на небе, и внутри дома горели почти все све-
тильники и свечи. Над входной дверью висел рождествен-
ский еловый венок с веточками вечнозеленого
кустарника. Они оберегают дом от злых духов, и приносят
удачу.
Николь увидела в центре стола большое блюдо с запе-
ченным гусем, фаршированным яблоками и украшенным
оливками, маслинами и зеленью. Здесь же были закуски из
фуагра, ветчина, запеченные улитки, маслины. На десерт
подавали шоколадное полено, а из напитков присутство-
вало в основном шампанское.
Мишель с Николь подошли к его родителям и поздра-
вили с Рождеством. Филипп вручил им рождественские от-
крытки и пригласил за стол.
– Николь, тебе нравятся улитки?
– Да.
– Софи их готовит с множеством трав и в сливочном
соусе. Получается весьма недурно…
– Как я понимаю, к главной трапезе года вы подгото-
вились основательно?
– Все верно, Николь. Только меня лишили кальвадоса
и грибов. Говорят, что они не сочетаются с их кулинар-
ными шедеврами. Могу я предложить вам бокал шампан-
49
ского? – улыбнулся Филипп.
– С удовольствием.
Основательно отведав всех блюд, они перешли к де-
серту под бокал сладкого вина.
– Пожалуй, я еще смогу выпить шампанского, но есть
больше не хочу, – заявил Мишель, – папа, можно я покажу
Николь наш замок и, конечно, твой кабинет?
– Да, конечно, если гостья не устала. Познакомь Николь
с нашими предками и подбрось в камин дров, вам уютнее
будет, – ответил Филипп.
– Мы стол немного приберем и поставим сырную та-
релку с шампанским и вином. А вы пока отдыхайте, – ска-
зала мама.
Мишель помог выйти из-за стола Николь, взял ее под
руку и повел к камину, в котором догорали дрова и угли
отдавали жаром. Мишель взял три полена и подбросил на
угли. Сноп искр красиво взвился к дымоходу. Дрова были
сухими и тут же вспыхнули.
– Николь, ты уже знаешь, в гостиной висит первый
портрет прапрадеда Луи Клода Дюбуа в синем сюртуке ка-
питана. В военной компании Наполеона он командовал эс-
кадроном. С ним, пожалуй, не было никаких тайн, а вот
судьба моего деда Поля Дюбуа с самого начала состояла
из тайн, вероятно, поэтому нет его портретов в семейной
династии на стенах в залах замка, но остались его фото в
семейном альбоме.
– Ты покажешь мне ваш семейный альбом? – спросила
Николь.
– Да, он в кабинете папы. С чего начнем знакомство с
замком? Сверху, где спальни, или снизу, с бассейна?
– В спальню идти пока рано, а вот в бассейне я немного
бы отдохнула после обильного ужина, – ответила Николь.
50
– Плавать на полный желудок вредно.
– Правильно, да я и купальник не взяла.
– Тогда пошли в кабинет.
В кабинете Мишель посадил Николь на диван и поло-
жил на журнальный столик большой альбом в темно ко-
ричневом кожаном переплете. Он обнял ее за плечи и,
повернув к себе, поцеловал в губы. Николь нежно обмякла
от поцелуя и прильнула к Мишелю.
– Шампанское или бокал вина? – спросил Мишель.
– Немного вина.
Мишель открыл альбом и показал фотографию моло-
дого лейтенанта французских войск в первую мировую
войну.
– Одно из лучших фото деда Поля. Мы хотим заказать
художникам его портрет с этого фото. А здесь он с группой
своих сторонников из коммунистического союза моло-
дежи Франции. В России их называли комсомольцами.
Потом была гражданская война в России и дед здесь в по-
лувоенной форме и кожаной тужурке с револьвером на
боку. Он в России работал. Я помню своего деда настоя-
щим джентльменом почтенного возраста, с очень прямой
осанкой, сильным, смуглым, с непокорными седыми воло-
сами и густыми сросшимися бровями на хмуром лице.
Когда же он смотрел на меня, выражение его лица меня-
лось и становилось нежным и добрым. Он считал меня лег-
комысленным и, возможно, был прав, но я все равно его
любил.
В самом низу страницы альбома Николь увидела не-
большое фото, размером, как на документ. Деда Поль был
в форме немецкого офицера.
– Твой дед Поль в кино снимался? – она указала на фото
в немецкой форме.
51
– Нет, он работал в немецкой разведке, в абвере.
– Из коммунистов в абвер?..
– Я узнал лишь небольшую частичку его тайн. Папа обе-
щал выдать мне дневники деда. Скоро я буду знать если не
все, то многое.
– Представляю, как интересно окунуться в семейную
тайну, да еще такую, связанную с историей не одной
страны. Потом расскажешь мне?
– Только то, что будет можно! – отрезал Мишель.
Мишель перелистнул еще одну страницу альбома.
– Здесь наши многочисленные родственники, прожи-
вающие в других городах Франции, – сказал Мишель и пе-
релистнул дальше лист альбома, – а это свадебные фото
моих родителей.
Николь показалось, что на предыдущей странице
мелькнуло знакомое ей лицо, но она даже не поняла, кто
это.–
Мишель переверни страницу обратно, хочу посмот-
реть одно фото.
Мишель перевернул страницу с их родственниками, и
Николь склонилась над фото деда Поля с молодой девуш-
кой. Потом взяла настольную лампу и направила пучок
света на ту фотографию.
– Николь, что такое? Ты кого-то узнала?
– Да, ошибки не может быть. Рядом с твоим дедом
Полем моя бабушка Маня в молодости. Я не могу оши-
биться, потому что видела бабушкины фото в молодые
годы именно в этом костюме с брошью. Ты же говорил, что
твой дед работал в России и в Смоленской области бывал.
Ты не считаешь меня ненормальной?
– Николь прекрати, я верю тебе, просто не был готов к
такому повороту. У меня в голове не укладывается. Оказы-
52
вается, семейные тайны не только у нас, но и у твоей ба-
бушки. Я пока не буду ничего говорить папе, иначе они с
мамой не уснут до утра.
– А дед Поль бывал в наших краях? Что ты знаешь об
этом?
– Немного. Надо папу расспросить, но думаю, что
бывал и, возможно, в вашей деревне.
– Значит, ты веришь, что я не ошиблась.
– Да, Николь все вполне реально. А ты знаешь, чем за-
нималась твоя бабушка во время войны?
– Она была партизанкой и жила в деревне Чижево.
Только такого фото с твоим дедом у нее нет, я помню все
фотографии на стене в большой рамке.
– Ну, все же дед был майором абвера… Но твоя ба-
бушка была дорога ему. Меня сейчас интересует другой
вопрос. Бабушка по линии твоей мамы или папы?
– По линии мамы. Ты думаешь, что мы родственники?
– Когда родилась твоя мама? – спросил Мишель.
– Я об этом подумала в первую очередь, – вздохнула Ни-
коль, – моя мама родилась в 1946 году, года через три после
встречи с твоим дедом.
– Николь, ты первая догадалась, чем грозила нам их
встреча, – Мишель обнял ее и поцеловал, – а кем был твой
дедушка?
– Они вместе с бабушкой партизанили в одном отряде,
где она была связной.
– Я предлагаю тост за наших героических предков,
потом разберемся, кто и кем был, но героями они были,
точно, – Мишель налил по бокалам вино.
– Мишель, сегодня произошло столько событий, и я хо-
тела бы пойти домой. Проводи меня.
– Я думал, что ты останешься у меня.
53
– Не торопи меня. Я хочу быть с тобой, но сегодня пора
домой, хотя бы из-за приличия, – Николь поцеловала его.
– Завтра увидимся?
– Мишель, пока идут рождественские каникулы, я хочу
съездить вместе с сыном к маме в Марсель. Ей сложнее вы-
браться, да и принять ее у меня в однокомнатной квартире
нет возможности.
– Тебе нужна моя помощь?
– Если только до вокзала проводить… Я позвоню тебе
заранее. Нам с тобой еще есть, что обсудить, да и за гри-
бами мы с тобой к бабушке собирались. Я думаю, что те-
перь у нас появился интерес не только к грибам.
– Да, Николь, мне еще больше хочется посидеть с тобой
и твоей бабушкой за самоваром. Так в России обсуждают
важные вопросы?
– По-всякому бывает. Вот твоему папе Филиппу
больше бы понравились соленые грибочки и бабушкин
кальвадос, – улыбнулась Николь.
Мишель проводил Николь до калитки ее дома и поце-
ловал.
– До встречи. Жду звонка, – сказал Мишель и не торо-
пясь пошел в сторону дома.
На подоконнике дома Николь горела рождественская
свеча, она тихо открыла дверь. Все спали. Она открыла
дверь в комнату сына, поправила его одеяло и легко поце-
ловала, чтобы не разбудить. От прикосновения ее губ он
лишь слегка повернулся. Николь прошла в столовую и
включила кофеварку. Спать не хотелось. На праздничном
столе родители бывшего мужа оставили ей рождествен-
ский пудинг в шоколаде.
«Прощай, фигура» – подумала Николь и отрезала
часть десерта. Мысли о встрече с Мишелем обгоняли в го-
лове одна другую…
Она вспоминала рассказы мамы о том, как та роман-
тично познакомилась с папой. Возможно, мама и не знала
о том, что бабушка Маня была знакома с дедом Полем. Од-
нако то, что она знала дедушку Мишеля, давало ей осно-
вание сомневаться, что ее мама случайно познакомилась с
ее папой Жаком из Марселя. Николь думала, что без деда
Поля их знакомство не обошлось.


Рецензии