Советский рабочий Шепелев И. И

Советский рабочий Шепелев И.И.
---------------------------------------------
На Руси издревле было принято радоваться за земляков, гордиться их трудовыми достижениями, достигнутыми ими вершин жизни.
С большим интересом прочитал добрую статью В. Неудахина об истории крестьянского рода Шепелевых («Мучкапские новости» 2011 г.) из села Добринка, что в нескольких километрах от нашего Верхнего Шибряя Уваровского района.
Статья эта есть редкое приятное исключение. Много ли мы теперь знаем о рабочем классе, да и существует ли он? А были другие времена. О рабочем классе писали романы, повести, поэмы, создавали фильмы, слагали песни. Рабочего человека ценили, уважали, орденами награждали, премию автомобили вручали, квартиры давали вне очереди., Слёты передовиков проводили...Куда всё это ушло?
Вспоминаю теперь с уважением к былому и горечью за день сегодняшний...
Вечные труженики на земле в грозном, смутном 20 веке всего хлебнули полной мерой –войны, революции, раскулачивание, коллективизация,  не миновали ГУЛАГ. Отечественная война полной мерой.
Но при любых жизненных катаклизмах, в любой жизненной ситуации человек с крестьянской закваской оставался тружеником. Не искал лёгких дорог…
Сегодня отыскиваю жизненные пути одного из представителей некогда многочисленного, трудолюбивого крестьянского рода Шепелевых – Ильи Ивановича Шепелева, ставшего прославленным строителем метро в Москве, высококлассным специалистом- строителем, Героем Социалистического Труда.
Жестокое время, коллективизация, как тогда говорили в народе через «колено», беспощадная антоновщина, репрессии раскидали, разрушили крестьянский многовековой уклад и многие крестьянские семьи.
Разъехались, разбрелись братья Шепелевы по обширной России.
В 1934 году Илья в поисках лучшей доли уехал в Москву. Не имея никакой специальности, брался, не чурался никакой работы.
В 1939 году призывают в Красную Армию. Илья оказывается на Дальнем Востоке. В течении 7 лет, до 1946 года протекает его служба на строительстве оборонительных Дальневосточных рубежей.
В предвоенные годы считали, что война начнётся на Востоке.
В мирные первые послевоенные годы Илья Иванович становится рабочим Метростроя, в коллективе СМУ -6.
Крестьянский парень, вчерашний солдат упорно осваивает рабочие специальности. Пользуется большим уважением в рабочем коллективе.
Работает творчески, настойчиво ищет высокопроизводительные методы работы, учится.
В советское время таких рабочих называли уважительно новаторами, высоко ценили.
Илья Иванович был зачинателем бригадного подряда в метростроении.
Его уважительно называли профессором метростроения. Не было такой специальности, которую
он бы не освоил досконально, творчески.
Илья Иванович первым в Московском Метрострое организовал подрядную комплексную бригаду из 75 человек.
Бригада успешно выполняла все строительные, монтажные, отделочные и пуско-наладочные работы.
Как говорят –«под ключ» сдавала очередную станцию метро.
Илья Иванович строил станции «Таганская»,»Тверская»,»Марксистская», «Площадь Ильича», «Авиамоторная»,»Шоссе Энтузиастов», «Перово», «Новогиреево».
Илья Иванович «Заслуженный строитель РСФСР» (1970 г.).
Награждён «орден Ленина», «Октябрьская революция»
В 1980 году ему присвоено высокое звание «Герой Социалистического труда».
О его методах работы, руководстве коллективом, воспитание трудовой молодёжи часто писала газета «Метростроевец».
В феврале 1980 года журнал «Смена» поместил большую статью о нашем земляке.
В сентябре 2011 года Московскому Метрострою исполнилось 80 лет.
В юбилейном номере газеты «Метростроевец» один из руководителей А.А Лыхо вспоминал:» После ликвидации аварии ( По сути дела он спас метростанцию, многомесячный труд сотен людей) прорыв воды в строящейся туннель на станции «Таганская») сказал Илье Ивановичу- «Известно из истории, что великие полководцы за совершённые подвиги получали новые имена.
Вот к вашей фамилии надо добавить почётную приставку и впредь именовать вас Шепелевым – Таганским».
Так высоко ценили в трудовом коллективе Илью Ивановича!
В 1981 году РезниченкоЕД,Грачевский ЮМ в «Смене» в статье «Дни и годы Метростроя тепло писали о Шепелеве И.И.
Илья Иванович Шепелев умер в Москве 11 января 1993 года.
Память о славнном земляке должна остаться на многие годы и в нашем Уваровском районе..
Уваровцы имеют полное право считать, что наша земля взрастила двух Героев Социалистического Труда – Антипова Пётра Фёдоровича и Шепелева Илью Ивановича.
Декабрь 2018 года.
Теперь есть добрая возможность через интернет найти необходимую, заинтересовавшую статью в журнале «СМЕНА»  февраля 1980 года. Автор Евгений Добровольский назвал её «Глубокое залегание». Пишет он в статье:
«Он (Шепелев Илья Иванович) девятнадцатого года рождения, возраст вполне приличный, но на пенсию не собирается ни в коем случае. Он сдаст свою третью "Таганскую" - уже видны контуры будущей станции - и перейдет на новый объект. Куда, он еще точно сказать не может.
Ему не дашь шестидесяти. Он знает, что выглядит моложе, это ему приятно.
- Я для своих лет, верно, хорошо сохранился, потому, думаю, что люблю порядок. Машину надо смазывать, профилактику ей давать, она должна быть в рабочем состоянии, чтоб в любое время принять нагрузку. Так и человек. Надо быть в деле. Иначе разленишься и хватку потеряешь, и выправку. Он всегда в деле. У него простоев нет и быть не может, потому что время слишком дорого стоит, его надо беречь, и он это понял с первого своего дня на метро. На Таганской площади. Как раз на ней.
Таганские станции все глубокого заложения, и геология здесь отнюдь не подарочная. Снизу известняк, сверху - карбон. И кругом вода. Сверху течет, снизу сочится и со стен стекает бодрыми ручьями. Московская минеральная. Только что не газированная. Говорят, от малокровия помогает.
В бригаде звали его запросто Илюшей. Фотографии тех лет сохранились, стоит взглянуть. Вот он весь перед вами в кирзовых армейских сапогах, в шинельке, а в глазах любопытство ко всему, что есть на белом свете. Крепкий паренек, надежный. Кажется, только мигни краем глаза, и он сорвется с места, чтоб помочь.
Вскоре оказалось, что у него кроме здоровой розовощекости и бодрой ясноглазости есть цепкость в работе. Бывало, шел в забой, как в атаку, вкалывал трудолюбиво, и дядя Федор Яковлевич (родной дядя, определивший Илью в метостроевцы после армии) был им доволен: в бригаде, да еще в проходческой, надежность нужна во всем.
Ведь что такое бригада, если присмотреться? Бригада - это коллектив, по-старинному говоря, по-крестьянски - артель, где один за всех и все за одного. И если завелся в бригаде лодырь или шкурник себе на уме, эта болезнь хуже возвратного тифа, и лечить ее надо весьма и даже очень незамедлительно. "Не один у меня волосик в бригадирстве поредел", - вздыхает Илья Иванович,. Тут ведь такие проблемы понаворочены... Его весьма интересует чужой опыт, и своим он, пожалуйста, готов откровенно поделиться, понимая, что это важно, и, может, не только для московского Метростроя, но в масштабах всей нашей страны, поскольку проходчик весьма и весьма широкая специальность.
Непреложный закон в бригаде Героя социалистического труда неколебимо проводимый было:»Дружба, дисциплина, предельная организованность всех и каждого.
Хозяйский подход к делу, порядок на каждом рабочем месте, на всех рабочих местах….»
Рабочий человек был тогда рачительным хозяином! По крайней мере вся жизнь в социалистической стране призывало его к подобному образу жизни...
«Если хотите, мы все проходчики. Мы все идем к своей цели, отвоевывая потом своим, руками, нервами и головой сантиметр за сантиметром, из которых потом складываются метры и километры. И годы уходят, чтоб мечта пронеслась голубым экспрессом с хорошей скоростью, с комфортом для пассажиров прямо к цели, которая была правильно намечена.-»-таков он был бригадир Илья Иванович Шепелев.
Вот такой он был РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК! Был он НОВАТОР!!
Не встречаю теперь подобных. Время другое и люди другие!
Январь 2022 года.


Рецензии